"Люблю тот век нагой, когда теплом богатый,
Луч Феба золотил холодный мрамор статуй,
Мужнины, женщины, проворны и легки,
Ни лжи не ведали в те годы, ни тоски.
Лаская наготу, горячий луч небесный
Облагораживал их механизм телесный,
И в тягость не были земле ее сыны,
Средь изобилия Кибелой взращены —
Волчицей ласковой, равно, без разделенья,
Из бронзовых сосцов поившей все творенья.
Мужчина, крепок, смел и опытен во всем,
Гордился женщиной и был ее царем,
Любя в ней свежий плод без пятен и без гнили,
Который жаждет сам, чтоб мы его вкусили". Шарль Бодлер.
Золотым веком человечеста обычно называют время правления Перикла ок. V в. до нашей эры. Однако, расширительно этот термин нередко употребляется по отношению ко всему античному периоду человеческой истории. О событиях приблизительно XIII-XII веков до н.э. весьма красочно повествует Гомер в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея». Много ценной информации содержится в трудах Геродота, Фукидида и других «отцов истории». В совокупности с сохранившимися материальными и духовными памятниками культуры, все это дает некоторое представление об образе жизни, мышления и чувствования людей античной эпохи.
На протяжении более трех тысячелетий древняя Эллада служила колыбелью будущих цивилизаций. До возникновения христианства, которое ограничило личную, семейную и общественную жизнь, было еще очень далеко. Раннее детство человечества проходило под знаком духовной и телесной свободы, однако, не было безмятежно идиллическим. На море и суше полыхали войны, бушевали сокрушительные стихии, процветало рабство и социальное неравенство. Но, в благодарной памяти современных людей золотой век сохранился как утраченный идеал естественного следования веленьям природы.
Почти все исторические события древности так или иначе связаны с женщиной. За обладание ею рушились города и гибли целые царства. Елена Прекрасная стала причиной ужасной Троянской войны, которая унесла десятки тысяч жертв. Старец Гомер скорбит и одновременно восхищается: "Не обвиняйте изящнообутых троянцев и ахеян, что они за подобную женщину претерпели столько несчастий! Женщина подобна богине".
Спустя несколько тысячелетий ему вторит классик русского Серебряного века Осип Мандельштам:
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер – всё движется любовью.
Однако, само понятие "любвь" не всегда и не во всем совпадало с современным. Глагол «любить» («eraw») имел различные значения и мог подразумевать «стремиться всей душой», «страстно хотеть», «пылать желанием» и др. Крупнейший философ древности Платон и его последователи выделяли семь базовых понятий любви:
– АГАПЭ /греч. ἀγάπη; лат. caritas/, бескорыстное братское самопожертвование, мягкость и снисхождение к ближнему; сочетание эроса и сторгэ;
– СТОРГЭ /греч. storge; от др.-греч. στοργή/, взаимная симпатия и гармония на основе семейных ценностей и заботы о детях. Отчасти совпадает с понятием харис (признательность и уважение). Сторгэ в сочетании с людусом образует прагму, взаимодействуя с эросом создает агапэ;
– ФИЛИЯ /от греч. phileo – люблю/, отношения, в основе которых лежит братская дружба, сострадание к ближнему, нежность и чувственность. В сочетании с агапэ представляет собой идеальную модель семейно-брачных отношений;
– ПРАГМА /от греч. pragma- дело/, отношения, основанные на рассудке, трезвом расчете и ответственности друг перед другом. Прагма близка к сторгэ, однако лишена яркой эмоциональности и преследует чисто практические цели. Греки считали прагму «непреходящей любовью», поскольку она устойчива к испытанию временем;
– ЛЮДУС /лат. ludus – забава, шутка/, отношения, не отличающиеся глубиной чувств и сравнительно легко допускающие возможность измены;
– МАНИЯ /от греч. mania – безумие, восторженность, страсть/, любовь-одержимость, выходящая за пределы нормы и доводящая до умопомешательства. Нередко приводит к трагическим последствиям;
– ЭРОС /греч. Eros/, страстное желание, необузданная чувственность, направленная на физическое обладание.
Древнегреческий философ Гесиод (VIII – VII в. до н.э.) в своей поэме «Теогония» особо выделил Эрос: «Сначала был Хаос, твердь и ширь земная, а также Эрос». Эрос это и есть любовь, подтверждает трагик Софокл в знаменитой "Антигоне":
Эрос непобедимый,
ты, спящий на девичьих щеках;
к кому приближаешься,
того берешь в плен -
богат он будь или беден.
И море не есть преграда тебе,
И никто из бессмертных не спасся,
и смертные также жертвы твои.
Вблизи тебя прочь улетает
рассудок наш.
Гармоническое слияние с природой переполняло жителей Эллады радостью и уверенностью в своих силах. Их представления о морали существенно отличались от современных. В глубокой древности любовь носила чувственный, преимущественно плотский характер. Романтизм и сложные душевные переживания были чужды главным героям древнегреческой мифологии.
Одним из свидетельств может послужить миф о подвигах Геракла /греч. Herakles; букв. «гонимый герой»/, одного из самых знаменитых героев древнегреческого эпоса. Сын Зевса и смертной женщины Алкмены, жены тиринфского царя Амфитриона. Отличался необыкновенной физической силой и отвагой. Совершил двенадцать великих подвигов, описаных Гомером, Гесиодом, Пиндаром и др. Менее известен тринадцатый подвиг Геракла, который заключался в том, что за одну ночь он оплодотворил пятьдесят дочерей беотийского царя Тестия. Через положенный срок на свет появился пятьдесят один младенец, поскольку одна из царевен родила близнецов.
Культ Геракла существовал во всем античном мире. Празднества в его честь (гераклеи) устраивались в Сикионе, Фивах и др. городах Сохранились изображения Геракала в объятиях царицы Лидии Омфалы с надписью «Amor vincit omnia» («Любовь побеждает все»).
С детской непосредственностью и не ведая стыда, сыны золотого века нарушали все запреты и табу. Физическое наслаждение было для них также естественно, как еда и питье. Древние эллины отличались удивительной непосредственностью и почти детским простодушием. Они полагались на свои чувства и не стыдились своих желаний. Уверенные, что судьбы людей предопределены свыше, они доверяли своим богам и следовали их примерам.