Магда Даниш - Антология стрит-арта

Антология стрит-арта
Название: Антология стрит-арта
Автор:
Жанры: Культурология | Зарубежная литература о культуре и искусстве
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Антология стрит-арта"

Один человек захотел заявить о себе и написал на стене унылого дома свое имя. Другой человек в таком же сером городе решил показать свою далекую родину и нарисовал потрясающий пейзаж. Примерно так начался современный стрит-арт. Современный, потому что в какой-то мере наскальная живопись – тоже стрит-арт: рисунки на стенах. Стрит-арт – это не хулиганство, это искусство, философия и поэзия улиц, это способ выразить протест, гнев и боль, способ показать свой восторг и радость. Стрит-арт – это способ добавить еще одно измерение городскому пространству, сделав его выразительным и ярким. Сегодня уличные художники используют все доступные им материалы и технологии: рисуют на стенах, траве и на любой, самой огромной, поверхности, создают трехмерные инсталляции.

«Антология стрит-арта» рассказывает историю уличного искусства с момента его зарождения до наших дней, раскрывает новую городскую мифологию. В книге собраны работы самых известных мастеров и молодых художников со всего мира, в том числе Шепарда Фейри, Жан-Мишеля Баския, Жака Виллегле, Жерара Злотикамень, JR, VHILS.

«Антология стрит-арта» – невероятно увлекательная книга самого признанного эксперта одного из важнейших направлений искусства.

МАГДА ДАНИШ – французский галерист и куратор, специалист по граффити и стрит-арту, арт-дилер. Ее галереи находятся в Париже, Шанхае и Лондоне. Магда Даниш восхищена граффитистами, изучает и внедряет в современное музейное пространство творчество таких грандиозных уличных художников, как Futura, JR, Space Invader, PHASE 2. С 1991 года организовывает публичные проекты и выставки, издает монографии и каталоги искусства стрит-арт.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Антология стрит-арта


Обложка VHILS et SHEPARD FAIREY aka OBEY, Américan Dreamers / VHILS и Шепард Фейри (OBEY), Американские мечтатели. США, 2018

Photo © Jonathan Furlong Все художники, представляемые ADAGP

© ADAGP, Paris, 2023


Впервые опубликовано Editions Gallimard, Париж

© Editions Gallimard, collection Alternatives 2023



© Соколова М., перевод, 2024

© Оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2024



КоЛибри


Invader / Захватчик, Париж, 2000 © D.R.

Введение

Каждый день, или почти каждый день, на международной художественной сцене появляются новые уличные художники, и сегодня все сильнее становится потребность осознания ценности и понимания сущности этого искусства. Публикации на эту тему появлялись в большом количестве начиная еще с 1980‑х годов, но я вынуждена констатировать, что в основном это было скорее стремление задокументировать данное искусство, чем разработать его теорию. На том этапе этого движения казалось наиболее важным попытаться понять характерные черты, показать, что речь идет не о беспорядочных действиях подростков, которым нечем заняться, и не об их попытках не застрять на обочине современного искусства.

Сегодня история этого направления искусства уже написана, система ценностей разработана, и даже художественное наследие существует. Почему же надо придавать стрит-арту столь важное значение в масштабах всей истории искусства? В эпоху ускоренной глобализации, тотальной цифровизации, непрерывного обмена информацией какое иное культурное течение смогло бы объединить стольких людей всего мира – во всех многочисленных его уголках? Какая иная художественная деятельность могла бы отразить наш урбанизированный и насыщенный вопиющими неравенствами мир? Какие произведения могли бы что‑то сказать столь широкой аудитории? Никогда еще в истории искусства мы не были свидетелями аналогичного явления с подобным (всемирным) масштабом распространения и таким охватом аудитории. Хотя, возможно, именно это нас немного и раздражает… С чисто художественной точки зрения неоспоримо, что как используемые уличными художниками техники (аэрозольные баллончики, трафареты, коллажи…), так и их подходы к выбору места (муралы, монументальные, но временные и эфемерные картины) порождают запрос на новое понимание искусства. Это обновление происходит на всех уровнях.

Но, с другой стороны, остро встает проблема репрезентации произведений искусства. Зачем ограничиваться музейными пространствами, когда для вас открыт весь мир? Должно ли произведение быть избавленным от контекста и выставляться в «белом кубе»? Должен ли художник дожидаться того, чтобы музейная публика соизволила принять то, что он хотел бы выразить? Уличные художники не задают себе подобных вопросов, захватывая публичные пространства, видимые всем. Каждый из них может похвастаться большим количеством зрителей, чем у любой официальной выставки. Воздействие налицо, искусство доступно каждому.

Вопрос репрезентации данного искусства интересен, поскольку уличный показ творчества, как мы убедились ранее, не противоречит традиционным выставкам. Всякий тип экспозиции «сам себя дополняет». Однако уличных художников больше не удовлетворяет уже устаревшее противопоставление внутри-снаружи, они хотят переизобрести способы экспонирования, возможности делиться своим искусством. МАРК ДЖЕНКИНС использует улицу как площадку для создания инсталляций. Он устанавливает фигуры в различных позах, которые спешащий пешеход вполне может спутать с живыми людьми. Этот весьма специфический городской знак побуждает нас задуматься, как мы видим урбанистическую среду, собственное окружение. Видеть искусство – значит видеть, кто мы есть.

Тем не менее следует помнить, что очень часто, когда речь идет о такого типа произведениях, мы путаем искусство и рынок. Аукционные дома и торговцы так увлечены подобными произведениями, что можно испытать шок от цен на них – цены порой достигают заоблачных высот. Тем не менее следует иметь в виду, что эта спекулятивная лихорадка весьма условна – сегодня только BANKSY удалось заработать несколько миллионов евро на продаже своих работ. Далеко позади него находятся SPACE INVADER и OS GEMEOS с их несколькими сотнями тысяч евро, а ценовые рекорды большинства великих имен – даже если речь идет об исторических личностях, таких как FUTURA или RAMMELLZEE, или таких известных художниках, как JONONE или ШЕПАРД ФЕЙРИ, – не выходят за границу 100 000 евро.

Впрочем, всемирное увлечение стрит-артом началось не сегодня, и это только подтверждает правило. Из молодых художников, про которых все думали, что это лишь их юношеское увлечение, выросли мастера мирового уровня, которым сегодня уже по 50–70 лет (FUTURA, JONONE, ШЕПАРД ФЕЙРИ…) – они последовательно шли к своей цели и посвятили этому искусству свою жизнь. Тем не менее из-за недостатка знаний, любопытства, или из-за излишних предубеждений, уличное искусство, являющееся, несомненно, самым важным художественным движением начала XXI века, все еще вынуждено отстаивать репутацию.

Однако, смягчая терминологию, которую некоторые полагают слишком жесткой, не должны ли мы обсуждать не просто уличное искусство, но искусство контекстуальное? А что, если разговор об уличном искусстве ограничен невозможностью идентифицировать его с другим термином, который бы учитывал особенности подобных художественных практик, очень различающихся и формой, и особенностями среды, в которой они осуществляются? Способно ли уличное искусство раствориться в искусстве современном?

Новая эстетика: Рождение глобального движения

Контекст

Истоки граффити

Граффити занимают почетное место в первой главе долгой истории современного стрит-арта. За этим термином стоит вполне определенная эстетическая и техническая реальность, связанная с кратким по времени, но вместе с тем весьма насыщенным событием, подлинные причины которого весьма расплывчаты, что создает возможность для существования самых разных версий. Как свидетельствует один из первых художников граффити того времени, называющий себя HAZE: «ЕДИНОЙ истории граффити не существует. Все зависит от квартала, в котором вы родились, от линии метро, по которой ездили… Лучшее, что могло у вас быть, – это история ваших личных взаимоотношений с граффити».


Граффити в Нью-Йорке, фотография Стефана Биссёя.

Источник: граффити в Нью-Йорке, фотография Стефана Биссёя


Тем не менее со временем истории начали пересекаться, фиксироваться и порождать городские легенды. Современные граффити возникли примерно в 1942 году, во время Второй мировой войны, когда впервые имя художника и его стилизованная письменная версия оказались связаны друг с другом. Этим первым именем был КИЛРОЙ. Рабочий на заводе по производству бомб в Детройте (Мичиган) взял привычку писать фразу


С этой книгой читают
Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей, занимающихся изучением вопросов межкультурной коммуникации. В нем рассмотрен широкий круг вопросов, отражающих специфику современного культурного обмена и межкультурных коммуникаций, их основные формы и направления. В книге освещаются межкультурные коммуникации в области музыки, театра и кино, спортивные, научные и образовательные связи, фестивали и выставки. Отдельные части
Вниманию читателей предлагается переиздание редкой книги, составленной известным дагестанским историком Х.-М. Хашаевым и вышедшей в 1965 г. в издательстве "Наука" под эгидой Дагфилиала Академии наук СССР. Сборник этот включил архивные материалы, представляющие собой бесценный памятник общественной, социально-экономической жизни, духовной и этической культуры народов Дагестана XVII–XIX вв. и закрепившие обычное право в виде адатов сельских общин,
Петербург меняется стремительнее, чем когда-либо. Что-то идет под снос, что-то перестраивается. Какие-то перемены вызывают бурные споры, какие-то проходят, не замеченные горожанами.Исчезают с лица города не просто здания – символы эпохи и поколения. Кафе «Сайгон», Литературный дом, рюмочная на Невском, 18, дом Рогова… Всего не перечислишь.Что же утратил наш прекрасный город? Шедевры архитектуры? Неповторимые живописные силуэты? Или ту особую, чис
Книга знакомит читателей с историей сооружения памятника русскому народному поэту Алексею Васильевичу Кольцову в Воронеже, одного из первых памятников русским писателям в России. Кроме того, рассказывается об открытии в 1918 г. памятника А.В. Кольцову в Москве и о некоторых мемориальных досках, посвященных А.В. Кольцову. Книга рассчитана на массового читателя.
Can you remember what you dreamt about today? Most people claim they do not dream of anything, like ever, although in truth dreams occur every night. But when we wake up, we forget not only the dream, but also the fact that we had one. That’s just how complex a human mind is and how little we know about it. This book tells a story of Robert Blanche, a lawyer with a life split in two – the real one and the world of his dreams. Every night he sees
Эта книга о сути Школы йоги, изложенной в форме бесед Учителя с учениками. Здесь отражены поучения и советы, яркие простые примеры и непростые задания ученикам. Все эти годы Георгий Богословский многократно напоминал ученикам и неустанно разъяснял смысл важнейших для человека законов жизни на Земле: мысль материальна, всё вокруг живое, каждый в ответе за всё. В книге прослеживается история первого этапа становления Школы с задачей привнести в зем
С чего начать войну с сектантами Бохао, которые, по сути, прибрали оба мира к рукам? Уничтожить верхушку? Доступа в центральный регион, где сидят главы, нет. Вылавливать обычных сектантов по одному? На это уйдут столетия, за которые сектанты наделают новых соратников. Нет! Самый правильный вариант – оборвать все пути поставки субстанции древних, а также уничтожить все концлагеря, где хранятся будущие жертвы алтаря. Идеальный план для того, чтобы
Артанский князь Серегин наконец получил обещанное ему Творцом личное ленное владение. Но только это был не один из миров Основного Потока конца двадцатого – начала двадцать первого века, как предполагалось ранее, а боковой мир, отделившийся от Основного потока более двухсот лет назад в результате деятельности демона Люци, обосновавшегося в нем на постоянное место жительства. Это был мир-инферно, мир-помойка, мир – гноище и пепелище, где торжество