Моросил осенний дождик. Своим обычным маршрутом десятилетний мальчик возвращался домой из школы, как вдруг его внимание привлекла одиноко стоящая у тротуара девушка. Спустя несколько секунд возле неё остановилась большая черная легковая машина, из которой вышел крепкий молодой мужчина и резкими шагами направился к ней. Неожиданно, ударив её по лицу, он навис над ней и крикнул своим грубым протяжным голосом: «Быстро в машину!»
– Не бейте хрупкую девушку! – бесстрашно, с вызовом и злостью в голосе произнёс мальчик.
Взрослый повернулся и, вплотную приблизившись к не отступившему ни на шаг ребенку, противным тоном произнёс:
– Вали, сопляк, и не доставляй беспокойства своим родителям. Бегом отсюда!
– Почему Вы думаете, что я доставляю беспокойства своим родителям?
– Послушай, дитё, твои родители будут беспокоиться, потому что они будут ходить к тебе в больницу и переживать, как заживают твои ранки. Ты всё понял? Исчезни!
Мальчик посмотрел на плачущую у машины девушку и громко сказал:
– Я уйду, но ты её не обижай, буйвол!
– Что ты сказал? – скривившись в лице, отреагировал амбал.
– Я не могу тебе ничего сделать. Ты – большой и тупой! – с вызовом в голосе прокричал мальчик, чувствуя, как у него задрожали руки и губы.
Через секунду ребёнок уже лежал на мокром асфальте. Затем мощная рука схватила его за подбородок и отшвырнула к краю тротуара, возле которого была грязная лужа. После второго падения грудь мальчика оказалась в мутной воде, брызги заляпали все лицо, а в правом локте чувствовалась жгучая боль. Приподнявшись, он увидел, как отъезжает машина. Пассажирка на переднем сидении с заплаканными глазами смотрела на него, пока автомобиль не повернул и не скрылся за угловым домом. Оглядевшись, ребёнок увидел, что на него лишь смотрят… и проходят мимо люди. Медленно встав на ноги, держась за пострадавший локоть, он побрел домой.
Глава 1. Ботанический сад
Владик открыл глаза, поморгал ими, глядя в потолок, и бодро поднялся с кровати. Обычно в выходной день его никто не будил и можно было спать столько, сколько хотелось. Но в это воскресенье нужно было встать пораньше, так как тётя Настя и дядя Олег обещали прогулку по ботаническому саду. Подойдя к лазерному проигрывателю, он включил любимую музыку и решил сделать утреннюю зарядку, которую делал только тогда, когда у него было хорошее настроение.
В комнате у мальчика постоянно был беспорядок – тётя никак не могла приучить его прибираться, но она слишком любила его, чтобы наказывать. Вообще Владика никогда не наказывали – дядя Олег считал, что это не самый лучший способ что-то объяснить или дать понять ребенку.
Наш герой рос без родителей – тётя с дядей заменяли ему их. Когда мальчик однажды спросил тетю почему у него нет мамы и папы она сказала, что расскажет ему о них потом, когда он немного подрастет. Племянник не стал тогда настаивать. К нему хорошо относились, его любили, покупали игрушки и играли вместе с ним, его дядя и в особенности тётя, часто проводили с ним время, занимая его интересными историями, а на летние каникулы с ним ездили отдыхать на море – что ещё нужно от взрослых ребенку, которому только исполнится девять лет. Но все же Владик чувствовал, что что-то ему не хватает. Он не мог это объяснить, не мог понять, но чувствовал.
С виду Владик был обыкновенным мальчиком, со своими индивидуальными чертами характера. Выразительные чистые карие глаза под темными бровями, гладкие щеки и прямой нос придавали ему слегка мечтательный вид. Ему нравились книги о приключениях. Правда, сам он не очень любил читать. Книги ему читала тётя, обычно перед сном. Тогда, засыпая, он представлял себя капитаном английского военного корабля, который выходит в море, чтобы бороться с пиратами, а потом, после блистательной победы, королева награждает его серебряным мечом за выдающуюся храбрость, хотя почему именно серебряным, отважный капитан не мог бы объяснить.
Жила семья Музыка в Москве, в обычном пятиэтажном доме, который был построен ещё в шестидесятых годах двадцатого века, но его и не думали сносить.
Несмотря на то, что дом был очень старый, в квартире было уютно. Перед домом росли деревья. Это очень нравилось мальчику. Утром, когда дул ветерок, ветки стучались в окно и он просыпался.
Сделав двухминутную зарядку, Владик пошёл на кухню.
– Проснулся? – приветливо спросила приятно улыбающаяся женщина, заваривая чай.
– Доброе утро, тёть Насть! – Весело поприветствовал любимую тетю мальчик, – а где дядя Олег?
– Пошёл за машиной. Сейчас подойдет. Иди умывайся и садись завтракать.
За завтраком обычно глава семейства читал газету, хотя сам постоянно говорил, что за столом читать вредно. В это утро он, отложив газету, решил просто побеседовать с племянником.
– Как у тебя дела в школе, Вадик? – дядя всегда называл мальчика именно так.
– Все нормально, учительница говорит, что я с каждой четвертью учусь, все лучше и лучше.
– Это хорошо! Ты заканчиваешь второй класс и мне бы хотелось, чтобы в следующем году ты стал отличником.
– Но Вы ведь говорили, что не любите отличников и сами никогда не были отличником.
– Да, но… ты был двоечником в первом классе, помнишь?
– Помню.
– Тогда, мы с тетей Настей не знали что с тобой делать и сильно сомневались в твоих способностях к обучению. Я не мог объяснить тебе даже самое простое. Но потом ты сильно заболел и пролежал целых три недели дома. Мы тогда подумали, что ты совсем отстанешь, но случилась странная вещь – через два дня, после того, как ты снова пошёл в школу, мы увидели твою первую пятерку.
– Я помню, – воскликнул Владик, – тогда я весь день радовался и пообещал, что буду учиться лучше всех в классе.
– Ну вот, – вступила в разговор тётя Настя, – теперь покажи, что ты можешь учиться лучше всех.
– Или, по крайней мере, докажи, что ты не хуже других, – поддержал тетю дядя.
Владик не мог понять, почему вдруг для его родственников стало так важно, чтобы он был отличником. Он подумал, что, может быть, учительница позвонила и рассказала им о том, что у него будет одна тройка за четвертую четверть.
– Хорошо, я буду стараться, – пообещал Владик.
– Отлично! Когда я учился в школе, – начал вспоминать дядя, – я не любил делать домашнее задание, боялся, что меня вызовут к доске. Я плохо учился, и, вообще, я был хулиганом.
– Вы были хулиганом? – это очень развеселило мальчика.
– Да, я был хулиганом. Я не любил тех, кто учился лучше меня, потому что считал, что они все слишком правильные. Между тем, я чувствовал, что знаю больше тех, кто только и думает о своих оценках. Как-то учительница по биологии сказала мне, что я мог бы окончить школу на золотую медаль, если бы захотел. Мои друзья тогда стали смеяться: как это я, да на золотую медаль!? Я тоже смеялся. Учительница уверяла, что это очень важно для будущего. Тогда я её не понял: мне казалось, что главное то, что ты знаешь, а оценки – это всего лишь оценки. Окончил школу я не очень хорошо. Мне было трудно поступать в медицинский институт, который я выбрал. Сдавать пришлось все экзамены, а наши отличники, поступавшие в другие институты, сдавали лишь один экзамен – все они поступили в первый же год. Я поступал три раза и, наконец, поступил, но два года у меня пропали. А в юности, Вадик, каждый год особенно ценен.