Том 1. Глава 1. На встречу солнцу
Родом я из кубанских казаков. Меня зовут Ушко Никита Иванович. За мои оттопыренные ужи часто слышал насмешки друзей и товарищей. Детство и юность я провел в кубанских станицах. Здесь же я и получил первые военные навыки. В то время шла Кавказская война. Я участвовал в Крымской войне. На этой войне я получил ранение. Защищал границы Кубани. Участвовал в походах за реку Кубань. Пестрая жизнь у меня была. Многое повидал.
В 1867 году кончилась Кавказская война. Были усмирены чеченцы на Тереке. За Кубанью стало тихо. Кто не хотел жить в Российской империи смылись в Турцию. Кто остался затихли и смирились. Война закончилась полной победой России. Россия получила спокойствие и новые земли. Но какой ценой все это было добыто. Сколько крови пролилось. Война в пол века. Даже больше. Сколько казаков сгинуло под шашками, кинжалами и пулями горцев.
Когда кончилась война я не мог усидеть на месте. Но не даром я казак. Я отправился добровольцем в Сибирь. На Амур. Продолжать дело легендарного Ермака. Там я и познакомился с губернатором Графом Николем Муравьевым. В дальнейшем прозванным Амурский. Легендарный был человек. Я был наслышан о его Амурском сплаве. Со своими казачками я столкнулся с китайскими войнами. Так я обосновался на Амуре. Стал Амурским казаком.
Спокойная жизнь не когда не будет у казаков. На юге в степи бродят банды хивинцев и туркмен. Нападают на окраины России. Уводят в плен. Даже коренным степнякам казахам доставалось от них. Уральские, оренбургские и забайкальские боролись с ними.
Задачей амурских казаков стала охрана границы и борьба с бандами китайских бандитов – хунхузов. Хунхузы (беглые китайские дезертиры, бродяги, бандиты) – это было настоящее бедствие для населения Приморского края. В переводе с китайского «хунхуз» означает «красная борода». Хунхузы имели четкую и жесткую иерархию, подчиняясь одному человеку – командиру. Он назначал себе заместителей и низших командиров. Неповиновение и трусость карались исключительно смертью.
Приходя из-за границы отрядами до нескольких сотен человек, они грабили крестьянские села, редкие китайские фанзы и корейские поселения, незаконно добывали пушнину и мыли золото. Отмечено много случаи увода в рабство людей.
Расскажу не много о моих друзьях забайкальских казаках. История Забайкальские казаки появились впервые в сороковых годах восемнадцатого века, когда донские и оренбургские вызвались на переезд в неосвоенные ещё новые российские земли. Здесь для государства открывались великолепные возможности для освоения полезных ископаемых, количество которых порождало легенды. Границы с восточными и не очень мирными соседями нужно было охранять, и лучше, чем забайкальские казаки, это вряд ли кто-то мог сделать. К тому же необходим был постоянный и бдительный контроль за местным населением – бурятами, тунгусами, которые тоже не слишком доверяли русским. Забайкальские казаки словно эстафету продолжили. Были построены остроги на Ангаре и Лене.
Первыми до озера Байкал добрался Курбат Иванов со своими казаками. Тогда и началось повсеместное заселение Забайкалья, установились и окрепли дружественные связи с туземцами, которых обучали и даже включали довольно часто в состав своего войска. Забайкальские казаки, история возникновения которых относится к походу Ерофея Павловича Хабарова (1649 год), присоединили к России Приамурье, а в 1653 году уже был выстроен Читинский острог – будущая столица забайкальского казачества. Имя Павла Бекетова, казака, заложившего город Читу, славится до сей поры. Россия прирастала новыми территориями, чрезвычайно богатыми, красивыми и полезными. Официальное признание Забайкальского казачьего войска – в марте 1871 года. В основу войска вошли сибирские и донские казаки, бурятско-тунгусские формирования и крестьянское население Забайкалья. Благодаря деятельности Муравьева в Забайкалье штатная численность войска достигла 18 тысяч казаков.
Территории, которыми отправился управлять Николай Муравьёв, составляли треть тогдашней России. Они были присоединены ещё в XVI веке, но не закреплены на карте.По факту в середине XIX столетия окраиной империи считался Иркутск, а на восток, ещё на пять тысяч километров, простирались малоизученные незаселённые земли. К ним уже начала присматриваться Британия, которая тогда была самой мощной державой с колониями по всему миру. Кроме того, десятилетиями оставался нерешённым вопрос о границе между Россией и Китаем. Назначаемые генерал-губернаторы боялись волокиты и не хотели влезать в государственные дела. А Николай Муравьёв сразу заявил императору, что готов закрыть вопрос с наибольшей пользой для империи. На это Николай I ответил:
– Делайте, что посчитаете нужным, но, чтобы и не пахло пороховым дымом.
Глава 3. От Байкала до Амура
Несколько слов о великом человеке. Которому обязаны Амурские казаки своим появлением. Это Граф Николай Муравьёв-Амурский.
Графа Николая Муравьёва-Амурского каждый знает в лицо, сам того, не подозревая: памятник ему изображён на пятитысячной купюре.
Обидно, что ныне заслуги его подзабыты. А ведь именно этот выдающийся государственный деятель увеличил территорию России. отменил крепостное право за Уралом, практически победил коррупцию, дал толчок экономическому развитию региона.
Николай Муравьёв – выходец из старинного дворянского рода, прямой потомок лейтенанта Степана Муравьёва, участника Второй Камчатской экспедиции Беринга. Будущий губернатор Восточной Сибири родился 11 августа 1809 года в имении Покровское под Петербургом. Николай Муравьёв, напротив, был человеком кристально честным: сам не воровал и другим не давал. Его приезд в Иркутск ознаменовался тем, что уже на следующий день он выпустил указ, обязующий чиновников являться на службу к шести утра. Тут же началась "чистка рядов". Десятки уволенных и разжалованных чиновников писали жалобы на "губернатора-самодура", искали личной аудиенции у царя. Но и тут губернатор их опережал: ещё до того, как уволить подчинённых, он отправлял государю отчёт, в котором писал, кого и за что увольняет, прикладывая доказательства злоупотреблений.
Благодаря настойчивости Николая Муравьева удалось провести переговоры с Китаем о разграничении территорий. 28 мая 1858 года Муравьёв подписал Айгунский договор между Россией и Китаем об установлении границы по Амуру. Левый берег отошёл российской стороне, а правый остался за Китаем. Плавание по Амуру, Сунгари и Уссури разрешалось только российским и китайским судам. 26 августа того же года Муравьёву высочайшим повелением был пожалован титул графа Амурского.