Глава 1. Неидеальный путь
Моя практика аскез берёт своё начало в 2009 году. Тогда мне было 22 года. Однако чтобы понять, почему я к этому пришёл, без предыстории не получится.
Я вырос в полноценной семье. Родители дали мне вполне хорошее воспитание и позаботились о моём образовании. В пору жизни с ними под одной крышей вопросов о том, как устроиться в этом мире, практически не возникало. Было всё ясно и понятно: вот детский сад, вот школа, потом вуз. Всем знакомая цепочка социальных инкубаторов.
Ребёнком я был уверен, что пройду каждый из них и на выходе буду обладать всеми знаниями, которые полагаются успешному человеку. А значит, буду достоин хорошей работы, высокой зарплаты, а там, глядишь, и до звёзд рукой подать. «Какие могут быть проблемы, – думал я, – достаточно исправно посещать занятия и впитывать предлагаемое». Так я, собственно, и делал, последовательно двигаясь по намеченной траектории.
За школьной партой впитывать предлагалось массу дисциплин: алгебру, географию, химию и прочее. Информация согласована, стандартизирована, уложена в учебники. Мы запоминаем имена, формулы, даты, теоремы. И это замечательно. Такая подготовка безусловно тренирует ум, делает нас людьми эрудированными и даёт право носить звание образованного человека. Но достаточно ли этого?
Я был уверен, что достаточно. Изучения сначала общих, а затем профессиональных дисциплин хватит для того, чтобы стать квалифицированным специалистом, получить хорошую работу и обеспечить себя, свою семью.
Разумеется, я был не единственным носителем такой железной логики. Окружённый собратьями по разуму, я уверенно шёл вперёд, имея лишь один ориентир – профессиональная пригодность. Всё прочее оставалось за пределами моего внимания, казалось неважным и впитывалось незаметно, без моего прямого участия. Так за бортом образовательного процесса остались вопросы осмысленной организации себя и своего жизненного пространства.
Готовый профессионал, неготовый к жизни
К 22 годам я прошёл через все положенные мне к тому возрасту социальные инкубаторы (садик, школа, вуз) и был готов к профессиональной деятельности: кругозор, эрудиция, знание законов, умение неплохо писать и говорить. В общем, всё на месте, чего не скажешь про образ жизни. Здесь ситуация была прямо противоположной, если описать её одним словом, я бы выбрал слово «бардак»:
• вредные привычки: курение и алкоголь;
• не самое лучшее физическое состояние, как говорят, «не в форме», спортом занимался от случая к случаю, перерывы порой достигали нескольких месяцев;
• слабый иммунитет: простуда – моя верная спутница. Редкий случай, когда эпидемия вирусных заболеваний обходила меня стороной. В год болел не менее пяти раз;
• проблемы с желудочно-кишечным трактом;
• неумение самостоятельно организовать рабочее время;
• частая прокрастинация;
• хаос в личных отношениях: сложные, драматичные и деструктивные сюжеты;
• в части финансов: постоянные попытки что-то заработать оканчивались крайне небольшими результатами, а потому продолжал висеть на шее у родителей.
После 15 лет обучения я знал второй закон Ньютона, различия форм государственного устройства, теорию права, но у меня не было ясного понимания таких, казалось бы, простых базовых вещей, как: какой режим сна следует соблюдать, как часто нужно заниматься спортом, какую пищу нужно употреблять, как восстанавливать свои силы. На все эти вопросы у меня либо не было ответов, либо они были максимально расплывчатыми. И всё потому, что не было такой цели у образовательной системы. В вузе выдавался багаж знаний и умений, касаемых профессии, а о прочем речи не было. Как вы помните, не было об этом «прочем» речи и в школе.