Основные понятия: в чем разница
Сначала хотелось бы разобраться с основными понятиями, которые будут рассмотрены в книге, – аутстаффингом, лизингом персонала, который также называют арендой, и аутсорсингом персонала. Дело в том, что, читая периодическую литературу и различные экономико-управленческие издания, я неожиданно обнаружила: очень многие авторы смешивают эти понятия, используя их как синонимы. Между тем это совершенно не так, хотя общие черты у них, несомненно, просматриваются. Впрочем, иначе и быть не может, ведь все три этих понятия «работают» с одним и тем же «предметом» – работающей частью населения, людьми.
Определения указанных выше понятий вы сможете найти в небольшом по объему словаре терминов и определений, который приведен в конце книги. Однако приведу их еще раз, причем исключительно ради удобства читателя
Итак:
аутстаффинг персонала – это услуга по выведению персонала компании за штат с последующим привлечением его на основании гражданско-правового договора (договора аутстаффинга);
лизинг (аренда) персонала – это услуга по предоставлению персонала на осуществление долгосрочных и краткосрочных проектов;
аутсорсинг персонала – это передача какой-либо функции компании внешнему провайдеру, обладающему необходимым персоналом для ее выполнения.
Как видите, грань между этими понятиями тонка, но она есть. А следовательно, ее надо учитывать. Кроме того, эта небольшая разница влечет за собой большие различия в использовании способов привлечения персонала и последствиях такого использования (например, различны формы заключаемых договоров, различны налоговые и иные риски, различна «степень стыковки» с Трудовым кодексом Российской Федерации и др.). Все эти различия, как и общие черты, рассмотрены в других главах этой книги более подробно. Здесь приведем только сравнительные характеристики этих понятий (табл. 1):[1]
Таблица 1. Сравнительная таблица понятий аутстаффинга, лизинга (аренды) и аутсорсинга персонала.
* Аутсорсер – компания – поставщик аутсорсинговых услуг.
А теперь хотелось бы дать компании, которая решила использовать в своей деятельности персонал на условиях аутстаффинга, лизинга или аутсорсинга, несколько полезных советов.
– Прежде чем принять окончательное решение и начать процедуру «трансформации», необходимо определиться, что именно будет оптимально именно для вашей компании – аутстаффинг, лизинг или аутсорсинг персонала.
– Если все же есть соблазн попробовать сочетать аутстаффинг, лизинг или аутсорсинг персонала в одном договоре, от этого следует отказаться, так как слишком велик риск запутаться и увеличить количество рисков.
– Перед тем как совершить выбор, необходимо тщательно исследовать деятельность своей компании, чтобы принятое решение в итоге было оптимальным.
– Если психологический комфорт работников для вас не пустой звук, пригласите для проведения исследования и для последующей трансформации деятельности сторонних консультантов. Исходя из практики можно сказать, что работники легче воспринимают «жизненные изменения», если хотя бы формальным источником их являются посторонние люди, а не «родное» руководство. Есть такой психологический феномен.
Конечно, рассматриваемые понятия возникли не сразу. Сначала работодатели просто придумали, что совершенно необязательно нанимать всех работников, из чьего труда можно извлечь пользу, к себе в штат, а кадровые агентства и другие заинтересованные участники рынка труда сообразили, что на этом можно неплохо заработать.
История появления и становления «заемного труда» выглядит следующим образом.
У истоков этого явления стоят американские профсоюзы, которые работали в отраслях, где спрос на рабочую силу был сезонным: сбор фруктов, сельскохозяйственные работы и т. д. В 1920—1930 гг. работники, занятые таким трудом, постоянно кочевали из штата в штат в поисках работы.
Вероятно, среди профсоюзных работников, защищавших интересы рабочих-сезонников, были люди с активной жизненной позицией. И придумали они следующее: они заключали соглашения с фермерами и владельцами заводов, предоставляя им в нужный период рабочую силу и получая за это деньги. В «мертвый» сезон они выплачивали своим работникам заработную плату. Таким образом, были «убиты сразу два зайца»: жизнь рабочих приобрела определенность: они хоть и ездили по-прежнему по всей стране в своих фургончиках, но теперь знали, куда, зачем и за какие деньги они едут, а также у них пропал страх умереть с голоду в «мертвый сезон».
В свою очередь фермеры и владельцы заводов были уверены, что в нужное время и в необходимом количестве работники у них будут. Эта новая система набора кадров пошла на пользу экономике США, которая стала более определенной, стабильной и прозрачной, а значит, повысилось и благосостояние общества.