1 Глава
Далеко-далеко, там, где вечная жара и никогда не было снега, посреди дремучего леса в сказочной стране жила сестра деда Мороза, бабушка Жара со своим внучком Душнячком. Каждый день она садилась возле окна и вышивала, напевая:
Я бабушка Жара, я бабушка лета,
Во всех земных странах известно об этом.
Я бабушка Жара, я бабушка тепла,
Меня уважает сам бог солнца Ра.
Я бабушка лета, я бабушка Жара,
Меня любят взрослые и детвора.
Когда прихожу я со внучком своим,
То солнышко светит с высот неба им.
Зеленое все расцветает,
Посаженное – вырастает.
После этого она одевала свой шелковый костюм, отделанный мехом белого волка, и со своим внуком Душнячком спешила в разные страны, чтобы напустить на нее Жару.
Иногда к бабушке и ее внучку приходили гости – дядя Зной и тетя Теплынь с их дочерями-близняшками, которых звали, одну – Хорошая, а вторую – Погода. Стоит ли говорить, что близнецы были неразлучны? А, бывало, наши герои заглядывали на часок к своей подруге, Задухе.
Заглядывали-то на часок, но какая женщина гостит у лучшей подруги только один час? Часок этот длился четверть дня – в лучшем случае, а бывало, и весь остаток дня. Тогда Ра сердился на старушку, и давал распоряжение прийти на Землю противникам бабушки Жары (да и остальным друзьям и родным). Это были старуха Гроза и ее сыновья и дочка – Дождь, Молния и Гром. Бывало даже, что на Землю приходил муж Грозы Град, но очень редко. Большую часть своего времени Град проводил в командировках или ездил в гости к деду Морозу и внучке его, Снегурочке. Когда это случалось, то собирались все родные и друзья: и тетку Зиму – маму Снегурочки, и Иней, и Снег, и Вьюга, и Гололед со своей маленькой дочуркой Сосулькой… В общем, всех.
Они шли гулять, и тогда в Лапландии такое случалось, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Люди в отчаянье шли к бабушке Жаре и просили остановить этот кошмар, потому что такой холод собачий, что сосулька на кончике носа висит. Бабушка, тогда пожалев горемычных, отправлялась в Лапландию и гнала Града, любителя разгуляться, обратно к Грозе и детям. Жара же гостила у деда Мороза в гостях. Брат, конечно же, был очень рад приезду сестры со внуком, и угощал их любимым лакомством – козьим свежим скрипучим сыром с молозивом (лейпяюустро), с вареньем из морошки. Тогда в стране вечной мерзлоты наступала оттепель.
Но сразу же после ухода сестры дед Мороз выходил на улицу и, покачав головой, звал в гости Гололеда обратно. После этого на улицах творился такой день паденья, что ближе к вечеру все предпочитали оставаться дома.
И снова к бабушке Жаре приходили письма с жалобами о дед Морозе. Но она лишь разводила руками: «Что я могу поделать? Я только что оттуда». И звонила Вьюге, чтобы притрусила снегом лед, помогла людям, ведь на работу, в школу добираться невозможно.
2 Глава
Наступило первое июня. Бабушка Жара с Душнячком спешили в Африку. В этот день аборигены праздновали Первый день лета. Бабушка Душнячка жутко нервничала, потому что не могла найти свою сумку с подарками.
Вы удивитесь: «Почему сумку? А у деда Мороза целый мешок!» А дело в том, что сумка эта бездонная, волшебная, из нее можно вытащить, не ища, ту игрушку, какую захочет ребенок.
Дядя Зной, тетя Теплынь и Задуха, которые тоже собирались на праздник, помогали искать, но ее нигде не было.
–Где же запропастилась эта сумка? – нервничала бабушка Жара. – Может, я ее оставила у деда Мороза?
Дед Мороз пообещал посмотреть, но какое-то время спустя оказалось, что у него сумки также нет. Жара продолжала обзванивать всех его гостей, но все тщетно. Перевернув весь дом вверх дном и ничего не найдя, бабушка сбросила кастрюлю с кресла и села в него, закрыв лицо руками. От отчаяния хотелось плакать – сотни, тысячи маленьких африканцев останутся без подарков.
–Жара, – предложила Задуха, – а давай я тебе свою одолжу? У меня ведь такая же! А потом, позже, найдешь – вернешь. Я же в долгу перед тобой!
Это произошло в том году в декабре. Задуха позвала подругу Жару заглянуть в Антарктиду. Это было владение брата Жары и Мороза – Ледника с женой Холодрыгой и их дочками, Льдинкой и Снежинкой. Особых отношений у них с Задухой не было, но этим временем года ее пригласили в Антарктиду. Обычно эту работу выполняла Теплынь, но в этот раз она была занята. Ее близняшки приболели, и тетя вынуждена была остаться дома. Холодрыга же донимала Ледника: «Все куда-то ездят отдыхать, лишь ты меня никуда не возишь»! И взвесив все за и против, глава семейства поддался, позвав на замену Задуху, которую порекомендовала Теплынь. «Ну, что может случится? – думал он. – Ну, айсберг-другой отколется. Ну не растает же весь континент?»
В тот день Ледник со своей семьей отправились отдыхать в Аляску, позвав Задуху и строго-настрого запретив водить в гости своих родственников и друзей-подруг. Ей следовало поддерживать тепло, не допуская жару.
С легкой тревогой в сердце (которую чувствуешь, если оставляешь любимого питомца на соседку), Ледник с семьей отправился на отдых. Вообще-то, за всю свою жизнь Ледник лишь несколько раз оставлял свои владения, да и то, на брата, деда Мороза. Или на Теплынь, которой уже доверял, ведь существенных изменений от ее работы не происходило: на побережье температура поднималась до нуля, а на континенте – до минус 30>0С. Потому, на нее мог оставить дом спокойно.
В отсутствие «холодной» стороны Антарктиды все шло отлично, пока не прибыла закадычная подруга Задухи, с которой она не виделась очень долго.
Подруги так увлеклись, играя со смешными пингвинами, что и не заметили, как лед начал таять. Задуха с Жарой и малышом Душнячком и не заметили бы изменений, если бы их иглу не превратился в бурный поток воды.
Что тут началось! Пингвинов смыло в воду, а наших героев обуяла такая паника, которой свет не видывал!
Неизвестно, что было бы с вечно холодным континентом, наверное, растаял бы в пух и прах снежинка за снежинкой, льдинка за льдинкой, если бы бабушка Жара не догадалась позвонить деду Морозу и объяснив ситуацию, попросить помощи.
–Эх, – бурчал он, запрягая оленей, – Ледник раз в году выбирается отдыхать, скрипя сердце оставил вам правление, а вы не справились с такой чепухой!
Но поспешил на место аварии сразу же. Дед Мороз в считанные секунды все исправил, и без лишних уговоров согласился молчать об этой ситуации:
–Он и так редко отсюда выбирается, и я не позволю, чтобы из-за вас он вообще сидел дома до скончания веков!
Позже, в марте, Задуха повезла на неделю лучших подруг, Жару и Теплынь, в Сахару в знак благодарности. Но того дня Задуха вбила себе в голову, что она в долгу перед Жарой, на что подруга лишь отмахивалась, дескать, что она сама виновата в случившемся, не нужно было приезжать.