Глава 1. Пленники крепости
– Где, я? Что со мной? – глядя на друга бессмысленным взглядом, тихо проговорил Макар. В свете фонарика, его лицо казалось белым.
– Мы в подземелье, на первом уровне, – грустно ответил Николай.
– А почему я лежу на полу и мне так плохо? – спросил рядовой. Не зная, как ответить приятелю, что теперь они замурованы в подземелье, Николай молчал. Наконец, сдвинув брови, он решил сказать часть правды.
– Нас завалило взрывом. Поэтому, ты сейчас лежишь на полу. У тебя контузия! – проговорил Рогожкин и тихо вздохнул. В душе рядового теплилась надежда, что где-нибудь в подземелье, они с другом найдут выход. – Немцы усиленно обстреливали крепость из своих тяжелых орудий «Берта», поэтому и завалило вход! – дополнил Николай. Помогая Макару встать, он отметил про себя, что контузия у него не сильная. Сейчас нужно было определиться, что делать дальше: идти по тоннелям и искать выход или обустраиваться на новом месте и отдохнуть, а завтра приступить к поискам. Рогожкин больше склонялся к тому, чтобы сначала отдохнуть и привести в чувство Макара.
– Давай, мы сначала приведем тебя в чувство, а потом все остальное! – озвучил рядовой. Первый ярус, который охранял Макар, был продовольственный, состоящий из трех складов. В одном из них находился питьевой колодец, и Николай решил проверить его состояние. Расстелив свою шинель, он положил на нее Макара, а сам направился к складу. Осветив фонариком дверь, он прикладом винтовки сбил навесной замок и открыл хранилище.
– Е-мое, вот тебе и колодец! Вот так значит попили водички! – глядя на куски глыб, которые обрушились прямо на колодец, проговорил Рогожкин. На месте, в котором раньше располагался колодец, теперь была гора из кирпичей и бетона уходящая вверх. Обследовав проем, он с грустью констатировал, что никакой возможности выбраться через него в казарму, нет.
– Ладно, с водой понятно, а что там с продовольствием? – размышлял Рогожкин, открывая следующий склад. Большое квадратное помещение с длинными деревянными стеллажами до потолка было нетронуто взрывом. Образуя каре, стеллажи поднимались до потолка и имели множество полок. Тяжелые коробки с тушенкой и большие мешки лежали на первой полке, а что менее тяжелое, мудрый интендант разместил на третьей полке. Рядом стояла деревянная лесенка. Поднявшись к третьей полке, Николай увидел небольшие мешки по пять килограммов с крупой. Здесь лежал рис, гречка, перловка и ячмень. Мешки с кусковым сахаром по десять килограммов лежали рядом.
– Ну надо же, прямо пещера Алладина! – восторженно проговорил Николай, обводя взглядом все это богатство. Продуктов было очень много, и это был не единственный склад продовольствия в подземелье. Подобные хранилища были под каждой казармой в гарнизоне. Поднявшись на самую последнюю четвертую полку, Рогожкин увидел небольшие коробки со специями. В бумажных пакетах был лавровый лист, укроп, петрушка, черный перец в горошинах, соль.
– Ничего себе! Здесь можно не один год прожить припеваючи! – в порыве чувств, вскрикнул Николай и его голос тут же разнесся небольшим эхом. Если бы рядовой знал, какое испытание подготовила ему судьба, то, наверное, упал с лестницы.
Взяв с первой полки две жестяные банки гречки с мясом, он закрыл склад. Размышляя, как можно обустроиться, Николай пришел к мысли, что нужно открывать склад с вещевым имуществом и хозяйственный. Там было очень много вещей, которые нужны солдату. Оставив пока Макара одного, Рогожкин спустился на второй уровень и вскрыл сначала вещевой склад. Шинели, одеяла, подушки, солдатские тонкие матрасы, портянки и военная форма, все это хранилось на полках склада. Всего было не перечесть. Здесь была пещера Алладина, только вещевая. Следующим был хозяйственный склад.
– Придется несколько раз ходить в хранилища, пока не принесешь все, что нужно, – подумал бывший часовой, рассовывая по карманам несколько толстых стеариновых свечей из хозяйственного склада. Взяв две скатки матрасов с подушками, Николай отправился на первый уровень.
– Лежать на бетонном полу, долго нельзя, простынешь! Так что, я сейчас сделаю тебе подложку! – отправляясь на склад за деревянными ящиками, весело произнес Рогожкин. Расколотив два пустых ящика из-под винтовок, он принес доски на первый уровень. Разложив их на полу, Николай положил поверх досок матрасы. В итоге, получились две комфортные лежанки. – Нужно еще для полного счастья за одеялами сходить и постельным бельем! – думая о чем-то своем, сказал Николай. Макару стало лучше, и он смотрел на друга уже проясненным взглядом. Свечи на полу придавали размещению скудный комфорт.
– А как же склады? Ведь мы поставлены сюда охранять их, а не вскрывать? – недоуменно задал вопрос Кондратьев.
– Все это так. Но охрана складов теперь на втором месте, а на первом стоит задача выжить! – глухо ответил Николай. – Места для отдыха оборудованы, теперь предстоит заняться приготовлением пищи! А как ты знаешь, голодный солдат, плохой воин! – хлопнув в ладоши, произнес Рогожкин. Помогая другу прилечь на лежанку, Николай раздумывал, как приготовить горячую пищу. Можно было, конечно, просто открыть банку с гречкой или тушенкой и съесть холодную пищу. Обдумывая все вариации, все же Николай решил приготовить горячую пищу. А для этого нужно было развести костер. Котелок, кружки, ложки было не проблемой, все это хранилось на хозяйственном складе, а вот вытяжка отсутствовала. Точнее на первом ярусе ее не было после взрыва.
– Придется разжигать костер на втором ярусе в коридоре, а потом принести котелок на первый! – обдумывая свои действия, решил рядовой. Так он и сделал. Прихватив с собой две банки гречки с мясом, Николай отправился на второй уровень. Сделав из нескольких кирпичей основу для жаровни, он положил шомпол от винтовки, а на него повесил котелок. Подняв палец над головой, он уловил едва заметное движение воздуха вглубь тоннеля.
– Отлично, вытяжка есть, так что можно разжигать костер! – подумал Рогожкин, разламывая один из пустых ящиков. Через несколько секунд, слабые огоньки пламени показались над костром. Солдат снова ощутил прилив уверенности. Паника по поводу заточения в казематах крепости отступила на второй план. – Он не один! С ним его преданный друг, Макар! Так что, все будет хорошо! – твердил его внутренний голос. Через несколько минут гречка в котелке подогрелась на огне и довольный собой, Николай отправился на первый уровень.
– Давай, брат, налетай на горячую пищу! – протягивая Макару ложку и пару сухарей, произнес Николай. Первый день в подземелье для двух часовых отметился гречневой кашей с мясом. – Поедим, а потом я сделаю чай на костре! – облизывая ложку, сказал Рогожкин.