Георгий Кочетков - Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике

Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике
Название: Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике
Автор:
Жанры: Христианство | Богословие | Православие
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2004
О чем книга "Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике"

Беседы, которые автор проводил в 1990—92 гг. в качестве добавления к огласительным беседам, представляют собой благовествовательный жанр, любимый святыми отцами и учителями Церкви в «классические» святоотеческие столетия (III–IX вв.). Он является довольно забытым в новое время. Жанр беседы отличается от проповедей или писем духовным чадам тем, что это прежде всего устный жанр: речь беседы течет в стилистике живого диалога со слушателями. В Беседах воспроизведены вопросы слушателей и ответы на них, так что и читатель может представить себе эту аудиторию, узнать о проблемах, волнующих ее в данный момент. В настоящий сборник вошли беседы «Прощать ли врага», «Грешно ли стремиться к наслаждению» и «Этическое отношение к эстетике».

Серия продолжается. Она рассчитана, кроме взрослых оглашаемых, на студентов и преподавателей христианских учебных заведений, а также всех, интересующихся современными аспектами осмысления и воплощения в жизнь принципов христианской этики.

Бесплатно читать онлайн Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике


Издание 3-е, исправленное


Издание подготовили

Ответственный редактор Кирилл Мозгов

Редакторы Евгения Крестьянинова, Галина Скаткина

Макет, верстка Анна Данилевич


На обложке: Распятие. Мозаика церкви Успения Богоматери. Дафни, Греция. 2-я пол. XI в.

Беседа 7

Прощать ли врага

Мы продолжаем беседы о христианской этике.

Сегодняшняя тема – «Прощать ли врага», и, наверное, почти всем собравшимся здесь могло показаться, что нет ничего проще этой темы. Ведь все так просто, так ясно сказано в Евангелии об отношении к врагу. Настолько просто, настолько ясно, что эти высказывания Господа стали одним из препятствий на пути к Самому Христу.

Но боюсь, что современная наша жизнь все больше и больше дает нам поводов для того, чтобы затрагивать такие темы, которые приобретают оттенок несколько трагический и в плане внешнем, и в плане внутреннем, и в плане ситуационном, и в плане духовной судьбы нашего народа, а значит, и каждого из нас. Должен признаться, что я сам здесь попался на удочку. Я никак не ожидал, что здесь откроются такие моменты, такие нюансы, о которых прежде не приходилось задумываться. И тут-то я понял, что, видимо, Сам Господь водил нашими руками, когда мы включали эту тему в список, совершенно не представляя, что же будем говорить, когда придет месяц март или, как сегодня объявили по «Радио России», нисан.

Мы с вами – то поколение, которое уже что-то знает, что-то слышало, но не очень хорошо научено поступать согласно тому, что знает. И это воистину наша трагедия. Мы не научились поступать согласно тому слову евангельскому, которое слышали и которое многие с радостью принимают. Наше сердце откликается на призыв Христа прощать врагов, но когда дело доходит до трудных ситуаций в отношениях с нашими подлинными врагами, тут-то и возникает проблема.

Сейчас происходит какой-то взрыв недовольства жизнью, а с этим всегда связан поиск причин того, что не удовлетворяет людей в жизни. Откуда все плохое берется, почему жизнь начинает разрушаться, когда так долго нам говорили о прогрессе? «Прогресс привел к великому расцвету». Вот мы и пожинаем плоды этого «цветения». Цвет прошел, и почему-то слишком много пустоцвета оказалось в итоге. И вот начинается поиск врагов во всех областях нашей жизни, а точнее, происходит серьезное размежевание, и в результате враги обычно не заставляют себя долго искать.

Это может происходить и происходит со всеми нами во всех областях жизни: внешней, материальной, душевной, умственной, духовной. Но кроме того, очень часто мы встречаемся и с тем, что тут же вольно или невольно ищутся обобщающие образ врага ярлыки как некие манифестации зла. И тогда достаточно сказать о ком-то: вот он – демократ, он – коммунист, он – кагэбэшник, он – жидомасон, он – партократ, он – еретик, он – католик, а он – сатана и дьявол, всё вместе, всё сразу, и это тотчас становится определяющей характеристикой, так что люди перестают в чем бы то ни было разбираться и всех, «кто не с нами», стараются подогнать под единый знаменатель как врага, ибо разбираться им некогда, да они и не очень умеют это делать.

Сейчас, когда над страной собираются тучи, возникают апокалиптические образы новой, последней битвы, нет-нет да и прозвучит даже слово «война». Тут-то и нужен свободный голос церкви в ответ на эту реальность. Голос этот уже звучит, как он всегда звучал и всегда будет звучать в истории, покуда история длится. Он звучит, но пока слишком тихо; не мягко, а тихо, и далеко не все слышат этот голос. Да и церковь для многих сама еще как бы в стане врага. Еще много в нашей стране людей, которые, даже доверяя Богу, не доверяют церкви: ведь вы помните, наверное, что вся атеистическая пропаганда была заострена против церкви, хотя и понимаемой слишком однобоко, узко, иногда глупо.

А есть ли враги у нас с вами? Как вы себе отвечаете на этот вопрос? Есть, конечно же, и эти враги, вероятно, найдутся во всех сферах нашей жизни. Есть даже подозрение, что если у человека нет врагов, значит, он живет слишком расслабленно, значит, от него не происходит никакого действия – ведь когда нет действия, нет и противодействия. Конечно, это соображение надо понимать в определенном контексте и применять осторожно, иначе можно начать искать врага искусственно и создавать его искусственно, что в наше время часто и делается. Но в любом случае нам должно быть ясно, что главные враги наши – духовные, не внешние. «Наша брань, – говорит апостол Павел, – не против крови и плоти (т. е. не против людей), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 16:12). Не случайно Церковь в истории давно была названа «Церковью воинствующей».

Но есть и другие ситуации, которые не входят в только что описанные мной. Ведь Церковь составляют люди, а люди, увы, много согрешают, даже если они члены Церкви, и поэтому они имеют врагов как бы «по заслугам» своим, по грехам своим. Ведь грехи очень часто бывают не просто против нас самих, они всегда еще что-то искажают вокруг нас в нашей жизни. Это видят другие люди, и это отвращает их от нас, а часто через нас – и от Бога, и от Церкви.

К этому еще добавляются враги как бы «по недоразумению». Таких тоже очень много: и обманутых, и глупых, и запуганных, и легковерных, и легкомысленных. Вот прочтет человек какую-нибудь статью или книжку и вспомнит «звон» о грехах исторической церкви. Такие грехи действительно есть, только люди очень плохо знают церковную историю и поэтому обычно не знают их контекста и не знают, что еще было в истории той же церкви. В результате люди часто воспринимают грехи исторической церкви как грехи против того или иного народа, против науки, культуры, против инакомыслия или демократии, и поэтому они думают, что христианская церковь сама по себе им уже враг…

Наш главный вопрос сегодня – как же относиться к врагам вообще и к тому или иному врагу в частности? В связи с этим следующий вопрос: прощать ли врага? А если прощать, то на каких условиях, и вообще, как это делать?

Думаю, что интересно было бы сравнить несколько основных подходов к этой теме. Как относится к врагам мир сей, как к ним относится Ветхий завет и Новый завет? Что здесь общего и что различного, какие силы стоят за одним, другим, третьим отношением?

Как относится к врагам мир сей – это всем нам хорошо известно. Мы очень долго все жили, да и сейчас живем, в окружении господствующих сил мира сего и знаем, что мир сей учит ненавидеть врага, бороться с ним и мстить ему до победного конца, до последней капли крови, значит – беспощадно и зло, даже безмерно. Это так. Хотя сказать это – еще не означает сказать все об отношении к врагу в мире сем. Ведь и в нем может блеснуть луч любви и милосердия.


С этой книгой читают
Беседы, которые автор проводил в 1990–1992 гг. в качестве добавления к огласительным беседам, представляют собой благовествовательный жанр, любимый святыми отцами и учителями Церкви в «классические» святоотеческие столетия (III–IX вв.). Он был почти забыт в новое время. Жанр беседы отличается от проповедей или писем духовным чадам тем, что это прежде всего устный жанр: речь беседы течет в стилистике живого диалога со слушателями. В беседах воспро
Беседы, которые автор проводил в 1990–1992 гг. в качестве добавления к огласительным беседам, представляют собой благовествовательный жанр, любимый святыми отцами и учителями Церкви в «классические» святоотеческие столетия (III–IX вв.). Он был почти забыт в новое время. Жанр беседы отличается от проповедей или писем духовным чадам тем, что это прежде всего устный жанр: речь беседы течет в стилистике живого диалога со слушателями. В беседах воспро
Беседы, которые автор проводил в 1990–1992 гг. в качестве добавления к огласительным беседам, представляют собой благовествовательный жанр, любимый святыми отцами и учителями Церкви в «классические» святоотеческие столетия (III–IX вв.). Он был почти забыт в новое время. Жанр беседы отличается от проповедей или писем духовным чадам тем, что это прежде всего устный жанр: речь беседы течет в стилистике живого диалога со слушателями. В беседах воспро
Беседы, которые автор проводил в 1990–1992 гг. в качестве добавления к огласительным беседам, представляют собой благовествовательный жанр, любимый святыми отцами и учителями Церкви в «классические» святоотеческие столетия (III–IX вв.). Он является довольно забытым в новое время. Жанр беседы отличается от проповедей или писем духовным чадам тем, что это прежде всего устный жанр: речь беседы течет в стилистике живого диалога со слушателями. В бесе
Святой великомученик и целитель Пантелеймон родился в городе Никомидии в Вифинии, детство и юность его пришлись на годы царствования императора Максимиана (285–305), известного гонителя христиан.Церковь празднует память святого великомученика и целителя Пантелеимона 27 июля (9 августа по н. ст.).
В 1995 году икона Божией Матери «Пантанасса», что в переводе с греческого «Всецарица», была привезена в Москву со Святой Горы Афон, из Ватопедского монастыря. С 1996 года эта икона избрала своим постоянным домом храм Всех Святых, что в Красном Селе. Снова и снова Матерь Божия являет нам Свое милосердие по нашим молитвам, исходящим из самого сердца, и имеет благодать исцелять страшнейшую из болезней современного человечества.Акафист Божией Матери
Дмитрий Антонович Скалон (1840–1919) военный историк и мемуарист, адъютант великого князя Николая Николаевича Старшего, сопровождавший его в многочисленных служебных поездках и путешествиях по России и миру. В 1872 году участвовал в длительной поездке великого князя по Турции, Сирии, Палестине и Египту. Его книга об этом путешествии представляет собой по сути подготовленный к печати путевой дневник, содержащий как чисто личные наблюдения и впечат
Книгу графа Н. Адлерберга о путешествии в Иерусалим в 1845 году можно назвать образцовым сочинением в ряду литературных описаний паломничеств ко Святому Гробу представителей русской аристократии середины XIX века. Написанная легко и свободно, она в то же время передает глубину религиозного чувства паломника, дает подробное описание Палестины и святых мест, а так же многочисленных бытовых и исторических реалий Святой Земли того времени. В новом из
В провинциальном Тиходольске который год хозяйничают уголовники. Руководит ими криминальный авторитет по кличке Мирон. Наглый, ошалевший от богатства и вседозволенности, он однажды похищает местную красавицу Юлию и несколько дней «развлекается» с ней в своем шикарном особняке. Мирон на сто процентов уверен, что преступление сойдет ему с рук. Но он ошибается. За Юлю есть кому заступиться. Бывший спецназовец Игорь Дергун объявляет войну зарвавшемус
Война между «октябрьской» и «заводской» братвой не утихает в Тиходольске уже много лет. Криминальный авторитет Игорь Дергун настолько устал от этого тупого и кровопролитного противостояния, что решил наконец все бросить и отойти от дел. Но сделать это оказалось непросто. Бойцы конкурирующей группировки похитили девушку авторитета Юлию. Игорь Дергун бросил все силы на поиски любимой и вскоре выяснил, что Юля была вывезена за границу и теперь насил
Действия разворачиваются в новообразованной стране Пангея. В центре сюжета отношения между Ханной – молодым учёным – и её новыми друзьями.Ханна – отшельник, живущий в одиночестве, встречает Чарли – парня которого она описывает, как одного из немногих по-настоящему добрых людей в этом жестоком мире. Он знакомит её с Мерри Санчес и её дочерью Карри у которых проблемы с отцом семейства. Ханна понемногу начинает изменять свои принципы и пускает новых
Женщина не может быть солдатом, сказал мне отец, когда я поступила в военную академию. Женщина не может быть солдатом, сказал мне жених, разрывая помолвку. Я солдат! Твердила я себе, глядя в его фантастические глаза. И я выполню задание любой ценой! И не важно, что душа рвется на части, а сердце требует быть рядом с ним.