Беседа (21 марта 2019 года)
Учитель: Как движется ваша работа самостоятельная? Как осваивается медитация?
Ученик: Ну, как-то движется.
Учитель: Ну, как-то движется. Как оно движется? Оно должно двигаться в нужную сторону. Или мы испытываем какие-то сложности или вообще ничего не делаем? Или как?
Ученик: Ну, делаем как-то.
Ученик: Глаза уже особо не бегают. Уже останавливаются.
Ученик: Ну, у кого как. У кого-то бегают.
Ученик: Ну, иногда срывы такие. Мыслей потоки идут, и, конечно, не хватает концентрации, чтобы эти пять минут были ровненькие.
Учитель: Ещё у кого какие сложности?
Ученик: Трудно сосредоточиться.
Ученик: Сложности с тем, что хочется улизнуть куда-то вообще и как-то…
Ученик: У меня пока не получается. Я хочу выстроить в одно и то же время. Но всё равно пока не получается.
Ученик: Мысли сбиваются.
Учитель: Ещё у кого что?
Ученик: У меня не получается все восемь медитаций впихнуть. Днём суматоха, к вечеру тоже хочется куда-нибудь. Потом посмотришь, уже и день закончился.
Учитель: Это всё вы спотыкаетесь на первой ступеньке – на неподвижности позиции. Спотыкаетесь на ней. Ни на чём-либо больше. Спотыкаемся на неподвижности позиции. Уже о концентрации, о чём-то еще даже и речи нет. Хорошо, давайте сейчас просто сядем и помедитируем без опоры, совершенно ничего не делая. Не боремся с мыслью. Какая она придёт, такая и придёт. Уйдёт, посидит, уйдёт, еще что-то. Посвятим этому некоторое время.
Сели в удобную позицию, которую вы выдержите. Глаза закрыли и начали работать.
Медитация.
Учитель: Достаточно. Можно позицию изменить, чтобы удобно было. В принципе рассматривать надо в медитации, по большому счёту, свой ум. Ум – это ничто, в общем-то. Это некая способность, причём абстрактная способность, способность исследовать самого себя, исследовать всё что угодно, что попадает под его (ума) обозрение. То есть ум – это некая такая черта, своеобразная, условная, которой как бы нет и которая как бы есть.
Вы все охвачены какими-то мыслями, заботами, эмоциями, ещё чем-то. Всё это – создание вашего ума. Ничего больше. Этого, в принципе, нет, о чём вы думаете. В принципе, нет. И в то же время оно есть, поскольку вы об этом думаете. И вот здесь противоречие также. Надо исследовать. А мы находится в ловушке ума, и боимся от этого отойти, боимся оставить его и препарировать его, как лягушку. Поэтому здесь очень важно это осознать, что и чем мы думаем. Чем? Нашим умом. Что бы мы ни делали. Всё связано с ним. Делаем ли мы это хорошо или плохо – всё связано с ним. И тут просто надо поставить его, как предмет наблюдения. Чем наблюдаем? Тем же умом на самом деле. Он такая своеобразная штука. Он может исследовать сам себя.
Вот он исследует сам себя, когда мы это осознанно делаем. Может не исследовать, когда мы это не делаем. Может делать всё что угодно. Что мы позволим ему делать, то он и делает. Это важный момент. То, что мы ему позволяем делать, то он и делает. Мы не рабы этого ума. Нет. Мы его пользователи, мы используем ум для определённых целей, для определённых задач, для чего-то ещё, для жизни. Используем наш ум.
Больше у нас ничего нет, и одновременно у нас есть всё. У нас есть наш ум, который может обыгрывать всё что угодно, думать о чём угодно. Не думать тоже о чём угодно. Это состояние просто надо нам понять.
Мы, собственно говоря, исследуем наш ум. То, что нам дано, как некая способность. Если этой способности у нас нет, то ничего нет вокруг. Ничего нет. Ни дома, ни стен, ничего. Ничего. То есть ничего не существует помимо нас. Ничего не существует. Всё существует в нас. Мы сами всё создаём. Сами всё формируем. Сами. Этот момент важно осознать. Всё, что есть – создано нами. Всё, чего нет – тоже создано нами. Тоже создано нами. Поэтому, конечно, вот эта часть должна быть частью вашего исследования.
Но мы пока испытываем сложности с организацией. Мы пока испытываем сложности с тем, как бы себя организовать. Причём, это наш ум делает. Он нас вводит в заблуждение. Он нам что-то объясняет. Он нам что-то формирует. Мы соглашаемся с этим. Всё делает наш ум. Больше никто ничего не делает. Только он. Он искусный такой соблазнитель, который нас может ввести в любой соблазн, в любой конфликт, в любую ситуацию. Больше никого нет. Вот это важно допустить к себе. Больше никого нет, кроме ума, больше ничего нет. Больше ничего нет. Он может делать всё что угодно. Всё что у-го-дно.
Ученик: А эмоции?
Учитель: А чего эмоции?
Ученик: Тоже ум?
Учитель: Он их формирует запросто.
Ученик: То есть это он их создает, порождает?
Учитель: Да. Всё, всё делает ум. Он эмоции вам слепит любые, какие хотите, какие хотите. Вы: «О! Мы влюбились!» Это он обыгрывает. Это ум обыгрывает, что вы влюбились. «Ах! Мы не можем без него жить! Или без неё жить! Всё! Ах!» – это ум обыгрывает. Ум обыгрывает.
Ученик: То есть мы ему это позволяем.
Учитель: Позволяем. Мы же ничего не делаем с этим. Мы просто пассивные пользователи, как все обычные люди. Но, с другой стороны, если мы выступаем как исследователи, то это всё его шутки и проказы. Можем сказать: «А я не хочу в это играть». Можем не играть в это. Не хочу играть. А тогда во что играть хочу? Тогда он нам подсунет какую-то ещё игру, другую. Раз я не хочу играть в эту игру, давайте сыграем в другую игру: зависть, ревность, обиду. «Я ревную, я завидую, я обижен». А не хочешь в эту играть, давай сыграем в другую. «Мне всё безразлично. Я совершенно холоден, совершенно спокоен. Мне всё безразлично».
Ученик: Это ж игра.
Учитель: Он играет во что угодно. Он формирует нас абсолютно легко и свободно. Мы, конечно, можем быть целиком и полностью отданы чему-то – на здоровье. Но это его сознание. Он создаёт нам занятость, он формирует нас. Он формирует то, что мы не можем или ещё что-то. Он всё формирует. Он всё делает, всё обыгрывает. И абсолютно легко и просто. И переход от одной мысли к другой почти неуловим. Почти неуловим.
Поэтому сейчас давайте потренируемся, поупражняемся. То есть мысль вызвали какую-нибудь и убрали её через некоторое время. Потом снова вызвали, снова убрали. Поупражняемся, как это – мысль вызвать, потом её убрать. Вызвать, потом её убрать. Нам это непривычно. Потому что вы можете сказать: «Как это? Как это вызвать мысль? Вы чего? Каким образом я её вызову? А куда я уберу её? Куда я её дену? Девать её некуда».