Диалектика – наука о развитии. В моей школе о ней говорили, но никто не понимал, что это такое и зачем она нужна. Так устроена жизнь, пока вы молодой цыплёнок, вы не можете понять и узреть окружающие вас закономерности. Всё в первый раз, всё только должно состояться. Но идёт время, и вы начинаете видеть, где происходят случайности, в чем ваше участие в происходящем, а что является просто законом природы, как смена весны, лета и так далее.
Мы то ли взрослеем, то ли стареем. Мы ищем счастье, а находим разочарование. Мы голосуем за демократию и ложимся спьяна под танки в попытке защитить свободу, а нас через пару лет расстреливают из этих же танков прямой наводкой.
Мы лояльны к компании, в которой работаем, мы готовы отдать свою жизнь за достижение корпоративных целей, а нас выкидывают за ворота без компенсации и объяснений, просто ничего личного, это только бизнес. Знакомые объясняют, в чем разница между социализмом и наступившим капитализмом, а мы продолжаем горевать о том, как плохо людям жилось в СССР. И это при том, что знакомые жили в те самые времена, а нам только двадцать лет и наши знания – это плод телевизионной пропаганды.
Нас постоянно бьют по носу, а мы продолжаем верить в то, что счастье есть.
Нам сообщают, что труд сделал из обезьяны человека, а оказывается, что можно жить, не ходя на работу.
Лозунг французов: «Работа ради жизни, а не жизнь ради работы» пьянит нас своей сладостью, но мы не можем пустить в себя эту мысль. Нам страшно от одной только мысли, что есть жизнь вне работы. Дракон внутри нас. Мы все рабы, или как говорят в банках – работники.
Попадая внутрь организации, мы попадаем в водоворот, который засасывает нас. Этот водоворот питается нашей энергией, нашими душами, он выжимает нас до капли, а затем…, что затем? Затем немощь, забвение и смерть?
Как быть внутри водоворота, но сохранить своё человеческое лицо. Как стать богатым, но остаться человеком. Как быть служащим, но чувствовать себя свободным.
Что происходит в корпорациях с людьми? Об этом в рассказах, которые следуют ниже.
Добавьте к этому влияние кризиса, точнее двух его волн, и вы поймёте, что далее следует сборник рассказов о жизни внутри и вне крупных компаний.
Есть ли у нас выход из водоворота? Выход есть, он внутри нас!
Странная наблюдается картина, я просто охреневаю. Кира заставляла их перепроверить содержимое конвертов три раза, а теперь сама пересчитывает в очередной сто первый раз. О чём речь? Рассказываю.
У нас намечается корпоратив, это приятное событие, но только не для HR-ов. Пока все будут гулять, и пускать пузыри в бокалы с шампанским, HR-ы станут носиться за кулисами и обеспечивать процесс. Ошибки неизбежны, то на столах штопора нет, то артисты задерживаются, то микрофон ломается во время торжественной речи. Такова жизнь. Каждая ошибка чревата проблемами для организаторов, вплоть до увольнения. Проводишь корпоратив и думаешь, уволят тебя или нет, вдруг собственнику не понравится то, как ты освоил бюджетные деньги, вдруг он не найдёт на столе или на сцене то, что хотел.
В этот раз корпоратив провожу не я, а Кира. Кира, это коллега – начальница соседнего отдела. Она отвечает за культмассовую работу в компании, а я всего лишь занимаюсь обучением.
Завтра на сцену поднимется собственник, он же генеральный директор, начнёт вручать призы и поздравительные дипломы направо и налево. В этот момент Кира будет ему подсовывать очередную грамотку и конверт. А конверт не простой, в нём денежный сертификат и инструкция на восьми листах, как им воспользоваться.
Ни грамота, ни сертификат мне не светят. HR, вообще-то, фигура теневая и даже закулисная, его никогда не замечают. Если что не так, то бьют больно, а если все хорошо, то забывают.
Кира как раз озадачена содержимым конвертов, очередной раз проверяет всё ли на месте, хочет быть уверенной в завтрашнем дне. Почему очередной раз? А как вы думаете, что должен делать руководитель с комплексом отличника, не допускающего мысли об ошибке, и комплексом страшилок о том, что ему выскажут «фи», если он что-либо перепутает?
Объясню подробнее, что происходит. Подчинённые Киры проверили содержимое два раза. На третьей проверке Людмила, та, которая проверяла, закатила глаза и заявила:
– Кира Владимировна, зачем мне перепроверять, я же взрослая и ответственная, я с первой попытки всё делаю без ошибок?
– Люда, ты в прошлый раз, когда пересчитывали детей наших сотрудников, мне тоже так говорила, а сама забыла, что у Патрушева детей двое, забыла, что у него первый внебрачный. Люда, надо перепроверить, нам не простят ошибки.
И действительно, во время третьего Людкиного пересчёта было обнаружено, что на одной из грамот неверно указано отчество сотрудника. Кошмар!
– Люда, какой же ты молодец! Ты нашла ошибку. Видишь, не зря пересчитываем. Сама подумай, сотрудник достал бы из конверта грамоту и обнаружил ошибку, ему это было бы неприятно. А если бы мы ТОПу положили не тот сертификат, нас бы тогда обругали и сказали, что мы не в состоянии сделать простейшей работы. Так что ты, Люда, молодец!
Понятное дело, Кира мотивирует подчинённого пряником, то есть похвалой, надо же, почти как пахлавой.
Людка всё перепроверила и заклеила конверты. Тут-то Кира задумалась.
– Интересно, мы какой стороной положили сертификаты? «А на них на всех стоит печать бухгалтерии?» – спросила Кира.
– Кира, не переживай – влез я – ну забыли печать, так после поставишь. В чём проблема?
Кира думает минут пять и говорит:
– Надо проверить, я не уверенна. Зачем мне волноваться сегодня ночью, лучше я ещё раз посмотрю.
Напрягать Людку в четвертый раз Кира не стала, да и как быть уверенной в том, что не проверил сам. Кира стала распечатывать конверты и смотреть что внутри. В этот момент Людка нервно курила на улице, а я в четвёртый раз наблюдал данный процесс. Всё оказалось верным, печати на месте, всё замечательно.
Но когда Кира закончила с последним конвертом, то на одном из столов обнаружился сертификат.
– Интересно, это запасной или из конверта выпал? – сказала Кира, – Эх, Людка, не сделала перечень с описью для каждого награждаемого, так что теперь не ясно, откуда он! Вот так всегда, как я могу доверить такую ответственную работу подчинённым?! Правильно говорят: «Хочешь сделать хорошо, сделай сам».
Кира напечатала бланки описи, затем разложила на столах большие целлофановые пакеты, на бока пакетов наклеила листы с указанием содержимого. Конверты были вскрыты, а грамоты и сертификаты, подвергнуты тщательному изучению. В помощниках была Вера – вторая подчинённая Киры. Вера сидела на столе, напротив начальницы с чек-листом в руках и рисовала аккуратные галочки в соответствующие клетки, когда Кира вслух озвучивала результаты проверки, к конвертам её не допустили…