Когда я впервые узнал о существовании болгарской общины в Сербии, то сначала сильно удивился. Стало интересно – как же так получилось, что весьма заметное количество болгар (свыше 50 тысяч по данным на середину ХХ века) оказались на территории Сербии, с которой у Болгарии в последнем столетии были очень напряжённые отношения. И решил разобраться в этой теме глубже.
Медовый месяц, или немного об отношениях сербов и болгар
У Сербии вообще очень непростая история отношений со всеми её соседями, за исключением разве что Румынии. А уж отношения с болгарами – непростые вдвойне. За последние полтора века страны четыре раза воевали между собой (1885 год, 1913, 1915—1918, 1941—1944), а также два раза воевали против кого-то в союзе (1912 и 1944—1945). Естественно, это не могло не наложить отпечаток и на сегодняшние отношения сербов и болгар.
Исторически обе страны, оба народа имеют массу претензий друг к другу. Часть сербов уверена, что болгары – это те же сербы, только отделившиеся от них со временем, часть болгар придерживается аналогичной, но зеркальной точки зрения. У обоих народов есть обидные поговорки против соседа. Например, сербы могут сказать: «Если начнётся война, то ударь по болгарам и не ошибёшься». Есть подобные выражения и у болгар в отношении сербов.
При этом в целом культурное противостояние сербов и болгар в XXI веке значительно стихло. Для Сербии главным направлением взаимной вражды и ненависти стала Хорватия, Босния и проблема с Косовом. На этом фоне стали забываться и конфликты с Болгарией, и даже относительно недружественная позиция Болгарии во время Югославских войн: в 1999 году Болгария предоставила самолётам НАТО своё воздушное пространство для бомбардировок Югославии, а в марте 2008 года болгары признали независимость Республики Косово, объявленную месяцем ранее.
Однако болгарское меньшинство в Сербии (довольно значительное ещё в середине XX века) показало себя очень лояльным к Белграду. В болгарских районах Сербии никогда не было бунтов, массовых демонстраций и каких-либо деструктивных действий. Оценить ситуацию по ту сторону границы невозможно – в Болгарии нет сербских районов и какого-либо заметного сербского меньшинства.
В Средневековье границы Сербии и Болгарии многократно менялись в разные стороны. Например, в начале XIII века болгарский царь Калоян захватил значительную часть Сербии вместе с Белградом, Нишем и даже Сремска-Митровицей. Но уже его преемник Борил уступил эти сербские земли королевству Венгрии. После этого весь XIII век болгары вновь захватывали часть Сербии и вновь теряли её в зависимости от того, на чьей стороне оказывались Венгрия и Византия.
В XIV веке расстановка сил изменилась – Болгария сильно ослабла из-за междоусобиц, Венгрия была растоптана монголо-татарами в 1240-е годы, и Сербия стала гегемоном на Балканах. При сербском короле и царе Стефане Душане (правил с 1331 по 1355 годы) Сербия не только восстановила контроль над всеми своими землями, но и овладела территорией современной юго-западной Болгарии.
Османское нашествие во второй половине XIV века уравняло и сербов, и болгар. Правда, Сербия была дальше от турок, поэтому сопротивлялась дольше. Но в любом случае оба народа попали под многовековое рабство.
Позднее став зависимой, Сербия и освободилась раньше, став автономным княжеством в 1815 году после успешного Второго сербского восстания. Княжество постепенно крепло, увеличивая территорию путём не войн, а переговоров с турками. Росло и население княжества, начиналось производство оружия и артиллерии, появлялись учебные заведения, укреплялись международные связи (с Россией, Австрией, Францией).
Болгария была лишена всего этого. Здесь не было ни княжества, ни автономии. Болгария оставалась такой же частью Османской империи, как и ранее. Но никто не мог помешать болгарским гайдукам продолжать нападать на турецких чиновников и армию, грабить османское имущество, как и ранее. Таким же образом действовали и сербские гайдуки в Боснии и Герцеговине. В случае опасности гайдуки скрывались на территории Сербии.
В 1861 году болгарский революционер Георги Раковски создал в Белграде «Болгарскую легию», призванную стать опорой будущего антиосманского восстания в Болгарии. Разрешение на формирование легиона Раковски получил от сербского князя Михаила Обреновича, который проводил сдержанно-агрессивную политику против Стамбула.
Болгарские гайдуки-эмигранты готовились к боевым действиям под самым носом у турецкого гарнизона, находившегося в крепости Калемегдан в центре Белграда. Одним из бойцов Легии был Васил Кунчев, ставший позднее национальным героем Болгарии. Тренировки легионеров проходили в белградском парке Ташмайдан. Во время одной из тренировок Кунчев совершил невероятный для человека прыжок, прыгнув далеко, словно лев. За это Васил получил прозвище «Левски», под которым и вошёл в историю.
«Болгарской легии» не пришлось долго сидеть без дела. 3 июня 1862 года на питьевом источнике Чукур-чесма в центре Белграда турецкий солдат ударил сербского мальчика Саву Петковича, который не хотел отдавать свой кувшин для воды. Мальчика отнесли домой, он выжил, а сербская полиция задержала турецкого солдата, но его отбила турецкая полиция. В городе начались столкновения сербов и турок, а затем сербы пошли на штурм Калемегдана, и ударной силой восставших стала именно «Болгарская легия». Были заняты и уничтожены практически все ворота, которые вели в крепость, но сама цитадель осталась под контролем турок. 5 июня последовала бомбардировка Белграда из крепостных орудий, продолжавшаяся пять часов. Дальнейшее разрастание конфликта было предотвращено вмешательством британского консула Лонгуорта.
В июле 1862 года состоялась мирная конференция. По её итогам Сербия получила города Соко и Ужице, но укрепления в них подлежали сносу. Турецкий гарнизон оставался в Белграде, а «Болгарская легия» должна была быть распущена. Георги Раковски в том же году отправился с тайными миссиями в Черногорию и Грецию, планируя разжечь там восстания против турок. Тогда ему не удалось этого добиться этого. Разочарованный Георги Раковски уехал в Бухарест – столицу только что объединённой Румынии, пока что ещё формально находившейся в составе Османской империи.
В 1867 году в Белграде была сформирована вторая Легия. Но её существование тоже оказалось недолгим. Ещё весной 1867 года османские гарнизоны были выведены из Белграда, Шабаца, Смедерево и Кладово, а турецкое население покидало Сербию. Михаил Обренович больше не был заинтересован в «Болгарской легии», и поддержка болгарских революционеров со стороны князя прекратилась. Легионеры частично переехали в Бухарест, ставший новым центром вооружённой болгарской эмиграции, а частично – вернулись в Болгарию.