Елена Шляховая - Болиды

Болиды
Название: Болиды
Автор:
Жанр: Современная русская литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Болиды"

Рассказ в жанре «автофикшн», в котором автобиография и вымысел переплетаются до такой степени, что уже непонятно, где «авто», а где «фикшн». Рассказ может быть интересен всем, кто неравнодушен к психологии – научной дисциплине и практической отрасли. Появились «Болиды» благодаря «Книготерапии» – конкурсу для авторов ЛитРес.

Бесплатно читать онлайн Болиды


Письмо

Финальное задание от моего супервизора для профилактики профессионального выгорания и проработки «слепых пятен», в котором нужно максимально полно раскрыть испытанные эмоции (с ними у меня сложно, по словам супервизора), чувства и ощущения и сделать вывод о том, чему я научилась за последний год работы. И объем всего этого самораскрытия с выводами должен составлять не менее двадцати четырех страниц. Это сколько всего нужно из себя вытащить, чтобы дотянуть до такого объема. Что сказать, супервизор меня не щадит, но, видимо, супервизоры вообще не по этой части.

В идеале, конечно, писать следует от руки (рукописный формат добавляет интимности), но так как мой почерк больше напоминает тайнопись, приходится использовать стандартную клавиатуру. Получившееся письмо придется распечатать на скрипучем принтере и торжественно сложить в конверт плотной стопочкой.

Возвращаясь к заданию, уточню, что весь последний год я работала в необычном центре, воспитанниками которого были несовершеннолетние дети с определенными медицинскими картами и шифрами согласно Международной классификации болезней. Чаще всего в медицинских картах отмечались какие-либо ментальные нарушения и неблагоприятные социальные факторы, например, неизвестные отцы и пустые квартиры, в которых трехлетние или пятилетние дети проводили несколько дней. Возможно, для кого-то это странно, но подобное направление работы, на мой взгляд, только первые минуты кажется каким-то удивительным и необычным, потому что в нем так же, как и везде, требуется внимание и профессионализм.

Внешний вид центра не вызывал никаких неприятных ассоциаций: обычное типовое здание, в котором находятся маленькие дети. Забор с калиткой, что-то цветное на территории, небольшая беседка и обязательно забытая варежка у входа. Я пришла в центр в январе, поэтому рядом с варежкой, естественно, стоял немного кособокий, но все равно любимый снеговик.

Когда меня провожали до администрации, я заметила в коридорах большие и декоративные цветные конфеты, оставшиеся от новогодних праздников. Как выяснилось, это был результат творческого оформления, созданного педагогом изобразительных искусств, которая каждый год старается сделать что-то интересное. Между прочим, я познакомилась с этим педагогом очень быстро. Уже в администрации на одном из столов я заметила маленькую скульптурку чего-то античного и без головы, из-за чего у меня само собою вырвалось: «Дети!» Среди присутствующих была и педагог изобразительных искусств, которая сразу уточнила, что оригинал, то есть первоисточник скульптурки, тоже без головы. Потом она спокойно добавила, что с моими познаниями античного искусства в музей с детьми лучше не ходить, так как объективно отсутствующие части экспонатов будут меня нервировать.

Не стану врать, что мое появление в этом центре встретили праздником. Опытные коллеги, получившие молодого и зеленого специалиста с красным дипломом и наивными глазами, немного насторожились. Правда, я сразу принесла кипу учебников по специальной психологии, которые методично переписывала прямо перед ними всю рабочую смену. На следующий день коллега-психиатр не выдержала, оценила мои учебники и нашла необходимую страницу – страницу, с которой действительно нужно было переписывать. Не знаю, считалось ли это неким посвящением, но весь год я работала именно с этой комиссией в самых сложных случаях.

Какими были мои эмоции на старте работы? Кажется, что-то вроде ужаса или легкой паники, когда мне впервые пришлось участвовать в диагностике и подписывать заключение, отправляемое «высоко и официально». И это несмотря на то, что первые недели я, как и любые другие молодые специалисты, постоянно присутствовала на всех сменах диагностов, наблюдая за работой опытных психологов. Но наблюдение – это одно, а собственная подпись в заключении, на основании которого выбирается учебный путь ребенка, – это совсем другое. К счастью (и это искренние слова), старшие коллеги все это видели и понимали, разбирая с молодыми специалистами особенности медкарт и заключений.

Впрочем, первые впечатления и первые страхи могут быстро пройти, особенно после нескольких удачных результатов. Помню, что примерно через два-три месяца я ходила по центру совершенно окрыленная собственными знаниями и какой-то высокой миссией. Мне казалось, что я справлюсь с самыми сложными шифрами и обязательно найду верное решение, поэтому никакая Международная классификация мне не указ. Кажется, так называют «синдром молодого психолога или хвастунишки». И для подобного синдрома тоже есть своя терапия: прямо и безжалостно уткнуться головой в реальность. В моем случае это была массовая диагностика с медкартами и шифрами, с которыми даже наш центр не работал. Вернее, с таким вообще не работают, планируя какие-либо результаты. Такие запросы только сопровождают, что также требует внимания и профессионализма.

Встреча с чем-то подобным напоминает выключенную фильтрацию, улучшающую изображение, – реальность, оказывается, другая. И цвета не такие яркие, и морщин больше, да и трещины все видны. Но все-таки это реальность: осязаемая, правдивая и помогающая ясно думать. Оказывается, в моей профессии могут быть случаи, когда терпение и способность каждый день видеть и принимать одно и то же гораздо важнее смелости и доблестной решимости достичь положительного результата.

После того случая я стала просто работать (действительно работать), понимая, что моя помощь ограничена объективными факторами и все той же МКБ. Правда, когда положительные результаты все-таки возможны, упускать их не стоит.

Через какое-то время мой функционал расширился благодаря собственному любопытству и качеству, называемому в народе «больше всех надо». Почти случайно в восточном крыле нашего центра обнаружилась пустующая комната с детским оборудованием для специальных занятий. Все это оборудование было закуплено, кажется, совсем недавно, разобраться с ним пока не успели, а какое-то цветовое пятно все еще находилось в стадии подключения. И тем не менее даже в стадии подключения вся эта комната произвела на меня впечатление: яркие рыбки в большой колбе с пузырьками, цветные ленточки, кресла-груши, сухой бассейн с цветными шариками (все шарики четырех основных цветов, что важно в диагностике и коррекции) и что-то еще с подсветкой и приятными звуками. Профессиональным языком все это называлось оборудованием для сенсорной комнаты, работа в которой направлена на развитие ощущений. Но если включить воображение и отвлечься от профессиональных терминов, то эта комната напоминала маленький сказочный мир с космическими путешествиями или прогулками по волшебному лесу. В общем, в восточном крыле у меня появилась новая цель: получить доступ к этому оборудованию и проводить с ним свои занятия.


С этой книгой читают
Простая и понятная книга-тренинг, написанная социальным психологом, кандидатом психологических наук, профессиональный опыт которого включает в себя работу в стратегической аналитике, руководство научной деятельностью и факультетом психологии, а также многолетнюю работу практическим психологом. Вся книга-тренинг посвящена преодолению стресса неожиданной неопределенности, когда внезапное прекращение привычного образа жизни и отсутствие новых жизнен
Воркбук включает в себя три дневника самопознания: «Понять свои эмоции и чувства», «Страх за свое будущее», «Осознание перспектив». Каждый дневник – это авторский психологический практикум из пяти этапов, который помогает понять собственные запутанные эмоции или чувства, мешающие в принятии новых решений, разобраться с безотчетным страхом за свое будущее, возникающим под давлением негативных обстоятельств и мешающим в составлении резервного плана
Воркбук «Самонаблюдение» включает в себя три альбома самонаблюдения: «Профессиональное переориентирование. Новая профессия, которая наиболее мне близка», «Ресурсы в стрессе. Что мне помогает успокоиться?», «Страх перемен. Что мне помогает решиться на перемены?». Каждый альбом содержит авторскую психологическую методику из двадцати утверждений, соответствующую названию альбома. С помощью воркбука можно составить индивидуальную формулу компетенций
Небольшой житейский рассказ, основанный на реальных событиях и посвященный Московскому метрополитену.
История о взаимоотношениях с окружающим миром талантливого мальчика, страстно увлеченного литературой. Ситуация, в которую он попал, оказала сильное влияние на его характер, всю дальнейшую жизнь и судьбу.
Детские, ностальгические истории, произошедшие с автором в далёком леспромхозном посёлке в семидесятых годах прошлого века.
«Свет Боннара» – условная величина, не поддающаяся анализу, расщеплению, постижению. Так называется сборник эссе и новелл Каринэ Арутюновой, объединенных «воспоминанием о невозможном», извечным стремлением к тому, что всегда за линией горизонта, брезжит и влечет за собой. Попытка определения в системе координат (время плюс пространство), постижение формулы движения и меры красоты в видимом, слышимом, воображаемом.Часть текста ранее была опубликов
Бывают ли чудеса в нашей жизни? Не знаю, что именно считать чудом: успел ли ты проскочить на мигающий зеленый свет дорогу, будучи пешеходом, и тебя не переехала рванувшая с места машина, или, ведя машину уже в роли водителя, не попал в аварию, проскакивая на перекрестке, маневрируя среди таких же лихачей? А может чудо, когда упавшая рядом с тобой глыба льда с крыши дома не задела тебя? Или выигрыш большей суммы денег в казино или лотерею, также м
Прошло ровно 20 лет с того дня, как наши десантники в феврале 1999 года взяли приштинский аэропорт. Роман подробно рассказывает об этом событии. Тем, кто только собирается посмотреть или уже посмотрел фильм «Балканский рубеж», будет полезно прочитать эту книгу. Великолепный литературный слог, мастерски прописанные образы героев, острый драматизм и вечный библейский вопрос о Добре и Зле идеально дополнят впечатления от фильма. Автор романа Иван На
«Каникулы Бонифация» – до сих пор один из самых популярных и любимых мультфильмов детворы. Ф. Хитрук создал из своего сценария замечательную сказочную историю по мотивам сказки чешского писателя Милоша Мацуорека. Эту добрую чудо-сказку ребята прочитают в нашей книге с великолепными иллюстрациями С. Бордюга и Н. Трепенок.Для дошкольного возраста.
Очнувшись в больнице после пожара, я поначалу испытала облегчение, однако оно довольно быстро сменилось ужасом.Победителем аукциона, где меня выставили, словно какой-то товар, стал самовлюбленный и жестокий предводитель Адских гончих – Цербер Джеймс. И он пришел за мной. Отец Вульфа хочет вернуть ребят под свой контроль и рассчитывает добиться этого, держа меня в заложниках.Но предводитель Адских гончих должен знать, что Вульф, Аполлон и Джеймс н
Каково это – с детства мучиться кошмарными снами, но жить в реальности, которая ещё страшнее и опаснее? Задыхаться одновременно в нотных аккордах и в звенящем безмолвии? Ежедневно бояться потерять маму и при этом все больше в ней разочаровываться? Ощущать себя лишней везде и покорно слушать, что ты ненужный ребенок и всем мешаешь?«Лежа под кроватью, так и представлялось, что вот сейчас он, не как обычно закроет дверь, а, шаркая, сделает несколько