Едва лишь по зимнему Питеру разносится известие: на заливе пошла корюшка! – и сесть в электрички, отходящие утром с Финляндского вокзала, становится весьма затруднительно. Дружные колонны любителей подледной рыбалки, с коловоротами и рыболовными ящиками, плотно набиваются в вагоны. По шоссе, ведущему вдоль побережья Финского залива, катят другие колонны – моторизованных любителей корюшки. А уж что творится на льду… Говорят, даже из космоса хорошо видны плотные скопления рыбаков, самозабвенно удящих корюшку.
Вроде и невелика корюшка, и клюет без особых капризов на самые незамысловатые снасти, и азарта при вываживании никакого – однако же стала подлинно народной рыбой.
Рис. 1. Корюшки: 1 – Азиатская корюшка; 2 – Малоротая корюшка; 3 – Европейская корюшка; 4 – Озерная корюшка (снеток).
Длина корюшки в заливе крайне редко превышает 30 см, обычно – не более 25 см, а самцы всегда меньше самок. Средний вес тоже невелик: 35–40 гр., но весенняя, набитая икрой корюшка значительно увесистее.
Однако эти данные, взятые из четырехтомного труда известного советского ихтиолога академика Л. С. Берга, изданного в 1947-49 годах, обобщают сведения о размерах корюшек из промысловых уловов, добытых в районе устьев рек или в самих реках, в том числе в Неве. С развитием любительского лова корюшки на Финском заливе (массовый характер он принял в конце 50-х – начале 60-х годов двадцатого века[1]) к ихтиологам начали поступать сведения о более крупных экземплярах. Корюшки длиной 30 и более сантиметров часто встречаются в уловах любителей в удаленных от города, западных частях Финского залива по обоим его побережьям – и весят такие рыбы иногда более 150 гр.
Ну а рекордный экземпляр, изловленный в 1964 году в Финляндии, весил 295 граммов. Российские (вернее, в те годы еще советские) любители отстали совсем немного: самый крупная зарегистрированная корюшка потянула на 232 гр. при длине 28,9 см, – выудили ее у города Приморска 7 апреля 1985 г. И наверняка многие рекорды остались безвестными, неотмеченными…
Я и сам когда-то любил поездить зимой и по весеннему последнему льду за корюшкой – на южный берег залива, к Краснофлотску, к самой погранзоне. Ехать не близко, и по льду шагать долго, зато рыба… Отборная, с сельдь величиной, и попадалось ее столько, что без санок на лед выходить не стоило: на себе улов до берега не дотащить, счет шел на сотни хвостов, а иногда и на десятки килограммов… А уж сколько приключений связано с той давней рыбалкой! Возвращаешься, бывало, с весенней ловли – как говорится, усталый, но довольный: а вдоль берега, где спокойно прошел утром, широкая полынья открытой воды – от горизонта до горизонта. И приходится маршировать до ближайшего мыса, семь километров туда и семь обратно, да со всем снаряжением, да с пудом отборной корюшки… А постоянные стычки с пограничниками, отчего-то вечно подозревавшими рыбаков в намерении двинуть по льду Финляндию?! Про те войны отдельную книгу написать можно…
Эпические были времена. Легендарные и былинные. Сейчас улов в двадцать-тридцать хвостов уже считается неплохим.
Ниже описано, как ловили и поныне ловят корюшку со льда питерские рыболовы. Главных способов два: ужение с поплавком и без поплавка.
Ужение со льда с поплавком
На зимний удильник ставится леска диаметром 0,3 миллиметра и более (более тонкая сильно путается на ветру), а к ней привязывается подлесок длиной 50–60 сантиметров и диаметром 0,2 миллиметра. К подлеску крепятся еще два коротких пово-дочка из более тонкой лески, которые оснащаются мормышками с крючками № 7.
Мормышки чаще всего используются специальные «корюшковые» – отлитые из эпоксидной смолы и самосветящиеся, однако некоторые рыболовы предпочитают свинцовые, но непременно со светлым покрытием. Иногда на удочку ставят комбинацию из двух мормышек и крючка с облуженным цевьем – случается, что корюшка капризничает, не берет мормышку, а хватает простой крючок.
На самом конце подлеска привязывается грузило, вес его колеблется от 5–6 гр. (на небольшой глубине в 4–5 м) до 10–15 гр. на вдвое большей. Поплавок ставится такой, чтобы система ПГ (поплавок-грузило) имела небольшую отрицательную плавучесть и обычно находится на 2–3 см ниже поверхности воды; но если ловля происходит в оттепель, при плюсовой температуре, то поплавки поднимают на поверхность – в таком случае легче наблюдать за несколькими удочками.
Единого стандарта корюшковых удочек у рыболовов Финского залива не существует. Некоторые (кто ловит небольшим числом удочек) используют так называемые «кобылки», другие – обычные зимние удочки, дополнительно оснастив их небольшими опорами-сошками из толстой проволоки: такую удочку рыбе гораздо труднее утащить в лунку, если рыболов отойдет в сторону или зазевается. Клюет корюшка резко и вполне способна оставить нерасторопного рыбака без снасти. Желательно чтобы удочка обладала достаточным запасом плавучести и не сразу уходила в воду, оказавшись в лунке.
Корюшатники-профессионалы (особенно при не очень активном клеве) опускают по полтора десятка удочек, а то и больше, и удочки у них упрощены до предела: выпиленные из листовой пластмассы или оргстекла мотовила с короткими хлыстиками, утянет такую снасть рыба под лед – не больно-то и жалко.
Насадка – кусочки той же самой корюшки, оставшейся с предыдущей рыбалки, но как только попадается первая рыбка, ее тут же разрезают и наживляют на крючки, на свежую клев лучше. Иногда попадается бельдюга – немного напоминающая налима донная рыба, ее тоже используют для насадки. Реже в качестве прилова попадаются ерши и налимы, может и судак схватить мормышку, наживленную кусочком корюшки.
Ужение со льда без поплавка
Этот способ ловли используется на больших глубинах, до 20–25 метров (на такой глубине значительно сильнее подводные течения, заставляющие тонуть поплавок) Поэтому поплавок не используется, сигнализатором поклевки служит длинный и достаточно жесткий кивок из спиральной либо плоской пружины, на конец кивка крепится яркий, хорошо заметный пластмассовый или пенопластовый шарик, позволяющий издалека увидеть поклевку.
Вес грузила увеличивается 20–30 граммов, что приносит двоякую пользу: насадка в считанные секунды оказывается на дне, и снасть менее подвержена действию течения. К тому же рыба после подсечки лишена возможности ходить широкими кругами и запутывать соседние снасти.
Мормышки и крючки применяются те же, что и на поплавочных удочках. Поскольку удочку с кивком чаще приходится держать в руке, «играя» приманками, некоторые рыболовы включают в оснастку и небольшие зимние блесны – считается, что их игра привлекает корюшку и увеличивает вероятность поклевки судака и налима. К минусам подобной комбинированной снасти относится то, что она гораздо чаще цепляется за нижний край лунки.