Еще в палеолите (около 200 тысяч лет назад) предки человека и собаки держались вместе, помогая друг другу на охоте. Интересно, что нынешние приматы, живущие на Аравийском полуострове, воруют щенков из соседних собачьих стай, «усыновляют» их и затем живут вместе – кормятся, общаются, обезьяны следят за собачьей шерстью, удаляя паразитов, а собаки охраняют общую территорию по ночам. Когда прирученные таким образом собаки становятся взрослыми, они производят потомство, часть которого остается в объединенной стае.
Первобытный человек часто был свидетелем удачливой охоты волчьих стай, легко находивших и настигавших добычу. Нередко он приносил домой и взятых в логове волчат, которых со временем ему удавалось приручить. Много времени и труда ушло на то, чтобы они стали помощниками человека на охоте, в передвижении, охране жилья и имущества. Этот процесс начался в эпоху мезолита 10–12 тысячелетий назад, когда для охоты человек был уже вооружен копьем и луком с оперенными стрелами. До нас дошли наскальные рисунки, оружие, предметы домашнего обихода и украшения, на которых изображены сцены охот с участием собак. В результате археологических раскопок были обнаружены три типа одомашненных собак этого периода: торфяная, Иностранцева и Путятина. Изучение костных остатков скелетов этих животных привело ученых к выводу, что предком первой собаки был шакал, а второй и третьей – волки.
В бронзовом веке (4–5 тысяч лет до н. э.) появилось уже несколько типов одомашненных собак. Один из них известен под названием бронзовой собаки, предком которой по сходству черепов считают индийского волка. В зольных остатках жертвенных костров того же периода обнаружены черепа и костные останки собак другого типа – пепельных, имеющих сходство с торфяными и бронзовыми. Пепельных собак приносили в жертву при погребении владельца, считая их одной из самых больших ценностей охотника. Очевидно, пепельная собака была первобытным предком ряда нынешних пород охотничьих собак – гончих, розыскных, легавых, терьеров, такс.
В настоящее время, основываясь на данных генетики, этологии и специальных исследований, большинство ученых пришло к выводу, что только волк является прямым предком современных собак. Это подтверждается тем, что у волка и собаки по 78 хромосом. Спаривание собак с волками дает плодовитое потомство. Совпадают и характерные черты поведения собак и волков.
Приручая собаку, наш предок с самого начала использовал ее для охоты на диких зверей. Одних собак, более мелких, применяли для охраны, других, сильных и злобных, – для охоты. В дальнейшем из них образовались породы травильных собак, которые сами ловили и душили зверя, если его не перехватывал охотник, вооруженный копьем или луком со стрелами. Этих собак, совмещавших функции позднее появившихся борзых и гончих, во времена средневековья называли алланами или мастифами. Они существовали в течение нескольких тысячелетий.
От травильных собак в условиях пустынь, степи и лесостепи образовались породы борзых, а в лесных и горно-лесных зонах – породы гончих. Чтобы успешнее ловить зверя на открытой местности, у борзых собак развивали резвость и зоркость, а чутье и отдачу голоса при преследовании зверя искореняли, так как они существенно снижали скоростные качества гона. И наоборот, преследование зверя в густо заросшей лесной местности выработало следовое чутье с частой отдачей голоса – характерную особенность многочисленных пород гончих собак.
Породы борзых Северной Африки и Азии
Многие ученые полагают, что древние породы борзых произошли от полудиких собак-парий, живших стаями вблизи поселений человека. Формирование этого типа собак – родоначальников пород современных борзых – является, по их мнению, результатом естественного отбора. В связи с уменьшением численности диких животных на осваиваемых человеком территориях собакам-париям для успешной ловли требовались все большая легкость сложения и более длинные ноги. В результате естественного отбора и возникли первые породы борзых – слюгги и тезем.
Вероятно, тип борзой сложился без участия человека. Эти собаки еще в диком состоянии приспособились к жизни в условиях пустынь.
Слюгги – древнейшая порода, появившаяся в VIII–X тысячелетиях до н. э. От нее произошло большинство современных пород борзых. Предполагаемое место зарождения этой породы – средиземноморские районы Малой Азии, где поголовье собак-парий было особенно многочисленно. Их изображения, выполненные в IV тысячелетии до н. э., найдены в Афганистане и на гробницах малоазиатских царей, сооруженных в VII в. до н. э. Очевидно, приоритет в создании исходной породы принадлежит предкам современных арабов, у которых эти собаки были столь же популярны, как и чистокровные арабские кони.
Слюгги (рис. 1) – рослая собака с ярко выраженной сухой мускулатурой, нетяжелой, но несколько грубоватой головой, широкой в черепной части. Уши висячие, небольшие, треугольной формы, плотно прилегающие к голове. Живот подтянут не резко. Хвост тонкий, без подвеса, изогнутый к концу. Шерсть короткая и тонкая. Окрас песочный или рыжеватый, иногда с черной «маской» (мазуриной) на морде. Собаки хорошо аппортировали посильную им дичь.