Комсомол в моей жизни – это часть жизни. Так хочется о комсомоле сказать, но что? Если «идеологи» или «школьники» или «орговики», то, понятно расскажут о мероприятии значимом и всё, а что рассказать о держателе нравов, учетчике денег, людей? Вот это и есть жизнь райкома изо дня в день.
Закончила ДВС АТ, то есть двигатели внутреннего сгорания Автотракторного факультета Челябинского политехнического института имени Ленинского комсомола… С дочкой Мариночкой, ей два с половиной года отдыхаем на «Южном береге» на озере Сугояк. Живём на втором этаже, в номере, закрепленном за председателем профкома и секретарем парткома, то есть моей мамой Быстровой Лидией Ивановной, «Первого монтажного управления треста «ЮжУралэлектромонтаж». А через забор на соседней базе два дня что-то происходит непохожее на принятый уклад отдыха. Несчётное количество молодежи шумит, хохочет, бежит и… постоянно представители мужской части выказывают мне огромное количество знаков внимания. Я замужем, но отдыхаю с малышкой потому, что закончила дневное обучение и учились мы вместе, а теперь такая большущая дочь. Знаки внимания сначала удивляли, потом я поняла, что это какие-то другие люди, это не студенчество, но неравнодушные, просто не могут пройти без комплимента, яблочка или конфетки. Отдыхающие на «Южном берегу» говорили, что это семинар у какого-то райкома.
Работать по распределению на заводе Тракторных агрегатов силы хватило только на 1 год и 4 месяца, и в последний день ноября 1976 года я была приглашена на второй этаж ул. Горького, 10 в здание Райисполкома Тракторозаводского района в Тракторозаводский райком ВЛКСМ. Владимир Таборских, Первый секретарь райкома что-то сказал, зашел Макаров Володя, зав. орготделом (в дальнейшем Министр культуры Челябинской области) и стал моим «крестным» в комсомоле… С 1 декабря 1976 года я стала секретарем комитета ВЛКСМ Челябинского машиностроительного техникума с правами райкома. С правами райкома – это значит учет членов ВЛКСМ, сектор учета находится не в райкоме, а тут же в организации. Права райкома давались комсомольским организациям с большой численностью членов ВЛКСМ. Таких организаций в районе не много. Секретарь и заведующий сектором учета оформляются на работу в райком, получают заработную плату в райкоме, исполняют указания райкома, выполняют работу на территории комсомольской организации. Сложность в том, что с одной стороны я подчиненная райкому, но директор, педагогический совет, заместители директора, председатель профсоюзного комитета постоянно озадачивают, что очень часто не совпадает по задачам и срокам… Среди учебных заведений Тракторозаводского района права райкома были у монтажного и машиностроительного техникумов.
.
Комсомольцы машиностроительного техникума на очередной комсомольской.. районной конференции.
Директор техникума Кузнецов – всегда был с ребятами
по правую руку – секретарь комитета ВЛКСМ —. это я, Чечулина Татьяна Евгеньевна,
.по левую руку – заведующая сектором учета. и финансов комитета ВЛКСМ с правами райкома Ожерельева Лида
Лида была членом ревизионной комиссии района. Очень ответственная, миловидная девушка. Комсомольцы техникума, когда боялись, что их идею я не пропущу, всегда с Лидой обсуждали.
Как потом оказывается, в комитете ВЛКСМ у меня была будущая инструктор райкома ВЛКСМ Исхакова Лилия, сидит в первом ряду. Активная комсомолка, еще в техникуме отвечала за идеологическую работу.
Через год директор техникума Кузнецов – дал мне рекомендацию для вступления в члены КПСС.
Райком комсомола – это жизнь бьёт ключом, всё время новые вводные. На первой же неделе моей комсомольской работы райком получил шикарное помещение в этом же здании Горького, 10 это правое крыло первого этажа, много кабинетов и прекрасный коридор во всю стену с большими окнами. Райком оставался в этом помещении до его расформирования, а Районо – районный отдел народного образования, находились за нами, посетители могли входить через боковую дверь из райкома или через вход из двора здания.
Через год Таборских Владимир предложил выйти в райком исполняющей обязанности заведующей сектором учета членов ВЛКСМ и финансов райкома. Игольникова Люба ушла в декретный отпуск и на это место уже не выйдет. В райкоме всё быстро. Завтра. И я уже работала в аппарате райкома. И проработала в комсомоле 8 лет!!!
Сектор учёта очень приятно и разумно расположен. Я обожала, иду из приемной мимо орготдела, мимо школьников. Часто мне говорили, что слышат, что Чечулина идет по коридору, по стуку каблучков, сразу понятно, что сейчас будет… Окна во всю стену. Захожу в свою епархию, коридор, он же рекреация, вход в сектор учёта, там работают два статиста, сначала это были Шорохова Лена, много лет Сокушева Люда, потом Печерских Люда, Пучко Наталья.
Я с Сокушевой Людой.
Нужно встать на комсомольский учёт в комсомольскую организацию района, кроме с правами райкома, то есть кроме ЧТЗ, ЧТС (Челябтракторстрой), ЧТТУ (трамвай-но- троллейбусное управление), фабрики«Одежды», монтажного и машинострои-тельного техникумов, нужно лично прийти с комсомольским билетом и карточкой учета. Сюда каждый месяц приходят секретари 86 комсомольских организаций и сверяют с картотекой численность членов ВЛКСМ своей организации, один раз в три года сдают документы в архив, сшитые с описью, Люде Сокушевой для сдачи их в партийный архив области.
Девочки статисты работают быстро и аккуратны, копают глубоко и ловят каждый недочет. Простить ошибочку они не имеют права, посылают ко мне, вот тут-то и начинается… Мы, конечно, знаем, кто из секретарей первичек как себя поведет, помним обещания предыдущих месяцев. Таня Паничкина, секретарь комбината питания ЧТЗ будет на сверке в последних рядах, Козлова Нина, секретарь Треста столовых, сядет ко мне за приставку с ровной спиной, разложит все бумаги и обстоятельно, по-фамильно будет объяснять, что и та и другая и десятая комсомолка в декрете и должны по 2 копейки за месяц!!! Таковы правила.
Володя Горбунов всегда будет иметь ВБСУ = (выбывших без снятия с комсо-мольского учета), всегда будет иметь переходящий из одного месяца в другой долг по уплате членских взносов и всегда будет объяснять, что по другому и идеально вести учет на его заводе невозможно. Я всегда понимала, как ему неприятно, что он чувствовал себя виноватым, но правила, есть правила для всех в СССР. Сижу в своем кабинете, слышу, что что-то в коридорах райкома происходит. Всё равно сижу. Работаю. И вдруг вижу, что в моё окно стучится букет цветов. Окно так высоко, что оно начинается выше на 10 см над моей головой. Дверь моего маленького кабинета – колодца всегда открыта. Перед моим кабинетом комната главного бухгалтера райкома, дверь открыта в рекреацию. Что это? Что это?