Они появились уже под вечер: мужчина и женщина лет тридцати. Видимо, супружеская пара. Оба – крайне измождённые, в рваной и грязной одежде. Судя по всему – прошли прямо через болото! Правильно, только так и можно было обойти многочисленные патрули! Вот, значит, кого искал тот назойливый вертолёт! А Андрей подумал было, что пытаются обнаружить его «логово»!
Женщина бессильно опустилась на мох и прислонилась спиной к сосне как раз напротив смотровой щели. Кажется, она беззвучно рыдала – у неё очень характерно тряслись плечи. Мужчина присел рядом, обнял женщину и что-то тихо говорил ей на ухо. Похоже, успокаивал. Оба были заметно истощены – через прореху в «бывшем свитере» на спине мужчины можно было с лёгкостью считать рёбра. Видно было, что они уже давно скитаются и ночуют в лесу.
Тут у Андрея внезапно приключился очередной приступ жалости. Остро захотелось выйти к ним прямо сейчас и пригласить в своё убежище. Накормить, согреть и приободрить! Да и узнать, наконец, что же там сейчас происходит, в этом сошедшем с ума внешнем мире? В такие мгновения Андрея останавливал только один вопрос: что же потом? В том-то всё и дело – что же потом? Сколько их уже прошло мимо него за эту осень! И это только те, кто догадался, что идти надо прямо через болото. Всех не пожалеешь! И не накормишь! Ни места, ни еды на всех страждущих тут у него попросту не хватит! И людей не спасешь, и сам, в итоге, погибнешь!
Нет уж! Сопли – в сторону! В конце-то концов, никто не мешал этим бедолагам озаботиться своим будущим заблаговременно. Не озаботились? Не догадались? Не просчитали ситуацию на планете Земля на несколько шагов вперед? Тогда добро пожаловать в жестокий мир «хомо сапиенсов», в котором человек человеку – волк! Ах, вы не ожидали, что современное человечество может быть таким жестоким? Вы считали, что живете в цивилизованном обществе? Вам действительно казалось, что человек – разумное существо? Ну-ну!
Хоть в чем-то им повезло: догадались идти прямо через болото. Только так и можно было вырваться из окруженного патрулями города. А если уж ты прошел через болото, если ты в нем, в этом самом болоте, каким-то чудом не утонул, значит, ты прямо сюда и выйдешь – на этот длинный, глубоко врезающийся в топь, мыс! Других более-менее безопасных проходов не существует!
Не зря же хитрые финны когда-то и соорудили в этом месте свой замечательный пулеметный ДОТ! И как же ловко соорудили: весь ДОТ был расположен под землёй, будучи умело встроенным в сбегающий к болоту уклон, и только сама амбразура находилась в небольшом, поросшем мхом, холмике, и при необходимости изнутри закрывалась специальным лючком, неотличимым снаружи от куска гранита. Рядом с холмиком лежал огромный валун. Под валуном была оборудована узкая смотровая щель, через которую можно было стрелять из винтовки.
Этот ДОТ в далеком детстве Андрею показал отец. Как-то раз, когда сын был ещё подростком, папа привел его в это место и с хитрой улыбкой заговорщика предложил найти тут что-нибудь необычное. Андрей потратил кучу времени на поиски, крайне заинтригованный этой отцовской улыбкой, но ничего примечательного, кроме, собственно, соснового леса, вокруг него не наблюдалось! Потом, когда Андрей сказал, что «сдается», отец отошел чуть в сторону от того места, где сейчас и сидела эта измождённая лишениями парочка, порылся рукой в глубоком мху и вытащил оттуда большое ржавое кольцо. Потянув за кольцо, он неожиданно для Андрея открыл небольшой люк в какое-то подземелье. Батя зажег свой большой армейский фонарь и посветил им внутрь. В таинственно чернеющую пустоту уходила вмурованная в бетонную стену лестница из металлических скоб.
Помнится, отец взял тогда с Андрея слово, что тот никому и никогда не расскажет про это место! Отец сказал, что это будет их семейный бункер на случай «ядерной войны». Очень сомнительно, конечно, что в случае настоящей ядерной войны этот ДОТ смог бы им действительно как-то помочь. Даже если их семья и успела бы до него вовремя добраться. Должно быть, папа просто имел в виду некое потайное место, в котором можно надежно и надолго, в случае чего, спрятаться от обезумевшего Человечества. А уж в том, что Человечество окончательно сбрендило, папа никогда не сомневался! Настороженное отношение к одичалой человеческой цивилизации – это у Андрея именно от отца!
Чуть позже отец поведал Андрею историю о том, как он узнал об этом «секретном военном объекте». Случилось это, можно сказать, случайно.
Давным-давно, в далекой юности, будучи студентом, поехал он со знакомым соседом-ветераном за грибами в эти места. Ходили-бродили. Утомились уже изрядно. Грибов не было! Поэтому, решили еще и к болоту сходить: вдоль топи, да по кочкам болотным, пошукать-полазить. Авось что и попадется, раз в обычном лесу пусто.
Так и вышли на этот, выпирающий прямо в болото, длинный мыс. И тут оказалось, что дед-ветеран неспроста папу в это место завел! Именно здесь он присел на подвернувшуюся корягу, усадил отца рядом с собой и неожиданно достал из своего рюкзака армейскую флягу, а также пару бутербродов, сказав спутнику: «давай-ка, сынок, помянем моих боевых товарищей»! Отца сразу же охватило жуткое любопытство: что же тут, в таком глухом месте, могло «военного» приключится? Здесь ведь и укреплений-то никаких, вроде как, не наблюдается! Сплошные болота да леса дремучие вокруг! Кто тут и с кем воевать будет? И, главное, зачем?
Как оказалось, случилось все это во время Зимней войны; той самой, которая «советско-финская 39—40 годов». Про Зимнюю войну и сейчас-то информации не особенно много, ну а во времена СССР и вовсе про нее редко упоминали. Поэтому, папино любопытство распалилось еще сильнее!
Именно в этом самом месте, по этому самому мысу, наступал когда-то советский взвод. Ну, «наступал», конечно, это слово не совсем правильное. Если точнее: в тыл к финнам на лыжах они пробирались. Что-то вроде разведки боем планировалось. Поэтому-то – и через болото. Чтобы неприметнее получилось, и чтобы поглубже в тыл противника пробраться можно было.
И вот, прямо тут, в этом самом месте, где они сейчас на коряге сидят, да горькую пьют, бойцы неожиданно для себя напоролись на финский пулемёт, который сходу, за несколько десятков секунд, пока растерянные люди суматошно метались между болотными кочками и стволами сосен, «выкосил» полвзвода и затих.
Стоило кому-то показаться из-за своего укрытия, как пулемёт тут же строчил вновь, продолжая свою страшную работу. С большим трудом пятёрке бойцов, волочивших с собой ещё и двух раненых, удалось тогда отступить. Вечером, в сумерках, вернулись еще четверо – уже обмороженные! Остальные были либо убиты, либо замерзли насмерть, пролежав весь день в снегу. Морозы тогда стояли как раз очень сильные!