Эту историю я услышала много лет назад, в самом конце восьмидесятых годов прошлого столетия, от своей любимой тети Нади. Рассказ ее показался мне нереальным, так как в те годы жизнь в нашей стране протекала спокойно.
Где-то в укромных уголках нашей памяти скапливаются услышанные истории, сюжеты прочитанных книг и старых фильмов. К сожалению, немногое остается надолго, но эту историю моя память для чего-то сохранила. И настал день, когда мне захотелось вытащить ее на свет. Моей тети уже нет на этом дивном свете, поэтому уточнить детали я уже не могу. Пишу по памяти. Впрочем, никто ведь не устанавливал жесткие границы между реальным и вымыслом. Так что, кто теперь знает, где правда.
Мои персонажи мне очень дороги. Я целиком погрузилась в их мир. Я переживала за Настю Басаргину, когда она оказалась одна на лесной дороге, радовалась, когда она встретила любимого мужчину, и рыдала вместе с ней, когда она его потеряла. В общем, я сопровождала своих героев и в радости, и в горе.
С высоты своих лет и жизненного опыта я бы хотела предостеречь вас, дорогие читатели, не всегда надо принимать на веру то, что вам сказали, и даже то, что вы увидели. Все требует проверки и… осмысления. Не торопитесь с выводами.
Совсем недавно одна постоянная читательница упрекнула меня, мол, в своих романах я слишком много места отвожу описанию природы. А как можно понять человека без отношения его к окружающему миру? Человек – это частичка природы, пусть и малюсенькая. Даже наше настроение нередко зависит от того, что мы видим за окном. А почему из множества растений мы выделяем одно-два? Например, мое любимое дерево – сосна. Спросите – почему? Не отвечу. Просто люблю ее с детства. Может быть, в какую-то горькую минуту своей жизни я прислонилась и обняла ее, и она отдала мне часть своей силы и вернула мне веру в себя. И я на всю жизнь уверилась в ее надежности.
Я родилась в средней полосе России. С детства меня окружала красивейшая природа. Давно-давно я прочитала строки Константина Паустовского: «Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной – со всей своей грустью, спокойствием и простором, – как средняя полоса России. Величину этой любви трудно измерить. Каждый знает это по себе. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревцо над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу».
Тогда эти слова запали мне в душу, буквально околдовали. Я же все это чувствовала, просто не могла так красиво сформулировать, подобрать верные слова, чтобы выразить свою любовь к родному краю.
Помню, как, запрокинув голову, в детстве смотрела на высоченные деревья и не сомневалась, что именно они, деревья моей малой родины, поддерживают небо своими вершинами. Представляете, как мне повезло! Такое не забывается. Ну не могу я предать все эти былинки, травинки, деревца. Теперь читательница, упрекавшая меня в излишнем внимании к природе, надеюсь, меня поймет.
Один из больших недостатков нашего времени – мы все куда-то торопимся. Сумасшедший бег мешает нам стать в полной мере счастливыми. Вы никогда не задумывались, почему на бурный водопад невозможно смотреть долго, а спокойной гладью реки или озера можно любоваться вечно, совершенно забыв о времени? Потому что такое спокойствие умиротворяет, а даже мятежным душам нужен покой.
А вообще не важно, какое течение жизни вы изберете, главное, чтобы жизнь ваша была интересной. Этого я вам желаю от всего сердца!
С большим уважением ко всем, кто любит читать, да и к тем, кто этого не любит. Будьте счастливы!
Глава первая. Встреча на лесной дороге
– Ну все, Настена, кирдык тебе. Теперь придется ночевать среди леса. Вот что значит не разбираться в технике. Когда в последний раз проводила техобслуживание своей любимой ласточки? То-то и оно! Все работа, работа… А автомобильчик тоже надо подкармливать, все там внутри подмазывать, подтягивать. Только не говори, что тебе некогда, для себя-то находишь время и носик припудрить, и проглотить что-нибудь вкусненькое. «Признаю, была неправа. – Журналист Анастасия Басаргина, как следует отругав саму себя, погладила руль: – Прости меня, я, честное слово, исправлюсь».
Несколькими минутами раньше ее любимица дернулась, как-то натужно кашлянула и заглохла.
– Ну, что с тобой?
От досады повернула ключ зажигания – никакого результата.
Вышла из машины, открыла капот. Тупо уставилась на множество каких-то проводков. С таким же успехом она могла попытаться починить инопланетную тарелку.
Вернулась в машину. Села, закрыла глаза и попыталась взять себя в руки. Начинало темнеть, а вокруг тишина – ни шелеста шин, ни гудения мотора. Что же это за дорога такая, за час ни одной машины?! Трактор тоже сгодился бы, мог бы дотянуть до ближайшего населенного пункта.
Анастасия снова прислушалась. Никаких спасительных звуков. Тогда девушка уселась поудобнее и запрокинула голову на подголовник. По-видимому, ждать придется долго. Перспектива заночевать бок о бок с лесными обитателями была вполне реальной.
А ведь день так удачно начинался. По дороге из города она ни разу не встала на светофоре. Анастасия не особо верила в приметы, но согласитесь, мысли об удаче так успокаивают. А еще она брала интервью у интересного человека – директора музыкальной школы, настоящего энтузиаста своего дела, вот уже сорок лет вводившего учеников в таинственный мир искусства. Какая же у нее все-таки интересная работа! Ей, журналисту, дана возможность познать жизнь людей со всеми их взлетами и падениями, порой монотонною, а порой поражающую разнообразием.
После нескончаемой промозглой зимы наступило ее любимое время года. Впрочем, Анастасия ко всем временам сезонам относилась с благосклонностью, в средней полосе России они все прекрасны по-своему. Но все-таки весна, она особенная. Пробуждение природы лучше всего чувствуешь за городом. Поэтому командировки по области в это время года она любила особенно.
Да и облака сегодня были какими-то совсем уж необычными – теплые, прозрачные и большие, зимой таких точно не бывает. Она уже видела грача и жаворонка, значит, птицы уже возвращаются домой и скоро порадуют людей своим пением. А кто не умеет петь, те будут просто весело чирикать.
Потом появятся первые весенние цветы – маленькие и хрупкие. Они потянуться к солнышку из холодной, твердой еще земли. Да уж, многим людям стоит поучиться у них смелости и стойкости.
Днем уже было по-весеннему тепло, но к вечеру еще подмораживало, и Настя натянула капюшон куртки.