Ветхий Завет – трудная книга. Этот сборник текстов формировался на протяжении столетий, так что указать момент, когда он был окончательно зафиксирован, едва ли возможно. Сами же тексты нередко состоят из разнородных отрывков, заметно различающихся по языку и стилю. Идеи и подходы авторов таких отрывков нередко самым недвусмысленным образом противоречат друг другу. Между тем мы обычно хотим считать эту книгу авторитетным источником… Кто-то ищет в ней информацию о событиях прошлого и смущается из-за противоречивости приводимых в Ветхом Завете исторических сведений. Кто-то ожидает найти точные данные о Творце и Его Законе, о Мессии и планах Бога на наше будущее… Однако образ Бога в этой книге как будто составлен из совершенно непохожих друг на друга впечатлений разных людей.
Исследуя происхождение ветхозаветных текстов, мы, как правило, вынуждены интерпретировать документы в зависимости от гипотетической принадлежности их авторов к определенным течениям и школам – но реальные сведения об этом выглядят весьма зыбкими. Отнести ли авторов той или иной книги к течению мудрецов или пророков, законников или поэтов? Далеко не всегда на такой вопрос можно дать убедительный и однозначный ответ… Предсказанное в Ветхом Завете часто исполняется далеко не буквально, а тексты могут отстоять от описываемых в них событий на сотни лет…
Вдобавок мы чаще всего испытываем ощущение полнейшей беспомощности, сталкиваясь со всем этим калейдоскопом царей, эпох, обычаев… Знание контекста ветхозаветных документов давно стало уделом специалистов, которых остальные христиане воспринимают как настоящих чудаков. Многим кажется, что лучше вовсе не обращаться к ветхозаветным текстам: в старых русских семинариях существовало поверье, что прочитавший целиком Ветхий Завет непременно сойдет с ума. И в самом деле, как вынести такое многословие и нагромождение кажущихся совершенно лишними деталей!
И в то же время ни одно из разнообразных христианских течений, кроме разве что самых эксцентричных, не готово реально обходиться без Ветхого Завета. «Исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне», – говорит Господь Иисус Христос именно о Ветхом Завете! Разве можно обойтись без 10 заповедей? Или без Псалтири? Или многого иного?..
Одним словом, Ветхий Завет в самом деле необходимо изучать и комментировать, и в каждом поколении таких комментариев составляется великое множество. Иные носят вполне академический характер, устаревая по мере развития научной библеистики; иные по своей природе ближе к проповеди и тоже устаревают. Порой комментаторы более или менее произвольно отбирают то, что они считают важным прокомментировать, оставляя другие тексты за пределами своего внимания. Существуют, конечно, и многочисленные попытки непредвзято вслушаться в слова этой Книги; нередко при этом приходится усомниться во многом из того, что думали на эту тему древние. Ориентироваться в этом безбрежном океане учености – почти неразрешимая задача.
После Холокоста у многих христиан сложилось горькое ощущение, что мы веками не понимали в Ветхом Завете (и иудействе) чего-то важного, в результате чего Холокост и стал возможным. Скорее всего, это так и есть; принять на себя ответственность за это означает, помимо прочего, попытаться заново перечитать Ветхий Завет в его историческом контексте (и переосмыслить исторический контекст Нового Завета тоже). С середины 20 в. такие исследования предпринимались неоднократно, но каждое поколение нуждается в том, чтобы проделывать эту работу заново, хотя бы отчасти. Кроме того, невозможно переоценить появившиеся во множестве новые переводы Ветхого Завета на современные языки – они сильно расширили наши возможности адекватного понимания текстов.
Книга, которую вы, уважаемый читатель, видите перед собой, содержит (за одним исключением) комментарии к некоторым ветхозаветным текстам, созданным в эпоху Плена и вскоре после нее. Я имею в виду книги, именно созданные в эту эпоху, а не составленные из ранее написанных текстов, как Тора… К каждой главе соответствующих библейских книг в этой книге предлагаются комментарии. В первой главе (Осевое время) кратко рассматривается эпоха, в которую создавались обсуждаемые тексты (6—4 вв. до Р. Х.). Вторая глава (Будут они слушать или не будут) посвящена книге пророка Иезекииля, написанной в первой половине 6 в. до Р. Х. Третья глава (О, если бы Ты расторг небеса и сошел) содержит комментарий ко второй половине (главы 40—66) книги пророка Исайи, созданной в середине 6 в. до Р. Х. безымянным пророком, традиционно называемым Второисайей. Четвертая глава (Не воинством и не силой) посвящена составной книге, надписанной именем пророка Захарии и появившейся во второй половине 6 в. до Р. Х. Пятая глава (Даем твердое обязательство и подписываем) содержит комментарий к книге Неемии, составленной примерно на столетие позже книги Захарии. Книга Неемии по жанру является скорее исторической, а не пророческой, и в ней зафиксирован важный поворот в религиозном сознании того времени. Шестая глава (Вестник Завета) посвящена книге пророка Малахии, созданной в середине – второй половине 5 в. до Р. Х. Седьмая глава (Раздирайте сердца ваши, а не одежды) включает в себя комментарии к книге пророка Иоиля, появившейся ориентировочно на рубеже 5—4 вв. до Р. Х. Следующие две главы посвящены наиболее ярким произведениям так называемой литературы мудрых Израиля: восьмая (А я знаю, Искупитель мой жив) включает в себя комментарии к книге Иова (рубеж 5—4 вв. до Р. Х.), а девятая (В поисках смысла) – к книге Экклезиаста (4 в. до Р. Х.). Десятая глава (Мир в руках Творца) посвящена книге Даниила (4—2 вв. до Р. Х.) – формально она считается пророческой, фактически же ее авторы и составители относятся к мудрым Израиля. В книгу Даниила включен целый ряд апокалиптических видений и пророчеств, оказавших значительное влияние и на религиозные представления читателей, и на апокалиптику как жанр. Ради относительной завершенности картины после посвященной книге Даниила десятой главы помещена одиннадцатая глава (Свет Апокалипсиса), содержащая комментарий к Откровению Иоанна Богослова. Откровение, конечно, не относится к ветхозаветным книгам – однако его важно иметь в виду, пытаясь осмыслить ветхозаветные тексты.
Хотя я старался по мере возможности учитывать данные современной библеистики, предлагаемые комментарии не претендуют на ученость, это скорее размышления; все ошибки и произвольные толкования остаются на совести автора.