А. Галкин - Человек с предрассудками. Загадки дуэли А. С. Пушкина

Человек с предрассудками. Загадки дуэли А. С. Пушкина
Название: Человек с предрассудками. Загадки дуэли А. С. Пушкина
Автор:
Жанры: Биографии и мемуары | Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Человек с предрассудками. Загадки дуэли А. С. Пушкина"

Документальная повесть А. Б. Галкина «Человек с предрассудками» повествует о загадках преддуэльной истории А. С. Пушкина. Автор сопоставляет хронику событий последних месяцев жизни Пушкина и свидетельства его современников, сталкивает разные версии происходившего и вызывает на «очную ставку» людей и документы, предлагая читателю собственную убедительную гипотезу главной загадки поведения поэта перед дуэлью: в чем была причина его уверенности, что присланный ему анонимный пасквиль сочинили именно барон Геккерн и его приемный сын Жорж Дантес, и какую роль в этой истории сыграла родная сестра жены поэта Екатерина Гончарова? В книге также представлена полемика автора с академиком Н. Я. Петраковым и другими новоявленными «пушкинистами». В ходе полемики автор убедительно опровергает скандальную гипотезу о том, будто бы Пушкин был сам сочинителем анонимного пасквиля и отправил его себе и своим друзьям. Рассказ А. Б. Галкина «Предсказания» в художественной форме отвечает на еще одну загадку пушкинской жизни. Речь идет о предсказаниях гадальщицы Кирхгоф и анонимного одесского астролога, предрекших роковую смерть Пушкина на дуэли.

Книга обращена ко всем любителям пушкинского творчества.

Бесплатно читать онлайн Человек с предрассудками. Загадки дуэли А. С. Пушкина


© Галкин А. Б., 2017

© ООО «Проспект», 2017

Человек с предрассудками

Преддуэльная история Пушкина: документальная повесть в трех загадках и ста гипотезах

Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя. Как литератора – меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал.

/А. С. Пушкин/

Что мы знаем о дуэли Пушкина с Дантесом? Кажется, все. Тысячи литературоведов, писателей и просто энтузиастов, обожателей Пушкина, разобрали ее по косточкам. На самом деле преддуэльная история Пушкина полна странных и неразрешимых загадок. Одна из главных загадок:

Загадка № 1

Почему Пушкин считал автором анонимного пасквиля барона Геккерна-старшего?

Все исследователи дуэли Пушкина отвечали на вопрос об авторе «диплома» по-своему. Расследование начали уже современники Пушкина. Анонимный пасквиль получили семеро адресатов: Пушкин, Вяземские, Карамзины, М. Ю. Виельгорский, В. С. Соллогуб, братья Россеты и Е. М. Хитрово. Конверт был вложен в конверт. Во втором конверте было письмо. На нем было написано размашистым почерком: А. С. Пушкину.

Текст пасквиля таков: «Les Grand-Croix, Commandeurs et Chevaliers du Sérénissime Ordre des Cocus réunies en grand Chapitre, sous la présidense du vénérable grand-Maître de ľOrdre, S.E.D.L. Narychkine, ont nommé à ľunanimite Mr. Alexandre Pouchkine coadjuteur du grand Maitre de ĽOrdre des Cocus et historiographe de ľOrdre.

Le sécrétaire pérpétuel: C-te J. Borch».

(«Кавалеры первой степени, командоры и рыцари светлейшего Ордена Рогоносцев, собравшись в Великий Капитул, под председательством высокопочтенного Великого Магистра Ордена, его превосходительства Д. Л. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина заместителем великого магистра Ордена Рогоносцев и историографом Ордена. Непременный секретарь граф И. Борх» (ХVI, 394))[13].

Вяземские вскрыли письмо и уничтожили его. Соллогуб решил, что это письмо каким-то образом связано с его прежней, к счастью несостоявшейся, дуэлью с Пушкиным, поэтому вскрыть его он не имеет права и должен доставить письмо самому Пушкину. Элиза Хитрово, старая приятельница поэта, когда-то влюбленная в него до безумия и отвергнутая, но оставшаяся его искренним другом, прислала Пушкину нераспечатанный «диплом». Михаил Юрьевич Виельгорский, музыкант-дилетант, учившийся в Италии музыке у Керубини, автор популярных романсов, придворный и масон, мастер стула, отослал пасквиль в III жандармское отделение. Что сделали с письмом Карамзины, неизвестно.

Клементий Осипович Россет заподозрил князей И. С. Гагарина и П. В. Долгорукова, светских шалопаев из круга Геккернов, которые не раз бывали на квартире Россетов, и Н. А. Скалона. Подозрение Россета вызвал слишком подробный адрес, которой как будто бы выдавал человека, знакомого с его квартирой не понаслышке: «Клементию Осиповичу Россети. В доме Зонтфлебена, на левую руку, в третий этаж»[14]. Россет пришел на квартиру к Гагарину и Долгорукову, которую они вместе снимали, показал им письмо, думая по первой реакции понять, их ли это рук дело. Россет так и не смог твердо решить, причастны ли Гагарин и Долгоруков к написанию анонимного письма или нет. Сам Гагарин, пытаясь реабилитировать себя, вспоминал об этом разговоре в специальном письме, опубликованном в газете «Биржевые новости» (1865, № 13): «Однажды мы обедали дома вдвоем (с П. В. Долгоруковым. – А. Г.), как приходит Р. (К. О. Россет. – А. Г.). При людях он ничего не сказал, но как мы встали из-за стола и перешли в другую комнату, он вынул из кармана безымянное письмо на имя Пушкина, которое было ему прислано запечатанное под конвертом, на его (Р.) имя. Дело ему показалось подозрительным, он решился распечатать письмо и нашел известный пасквиль. Тогда начался разговор между нами; мы толковали, кто мог написать пасквиль, с какой целью, какие могут быть от этого последствия. Подробностей этого разговора я теперь припомнить не могу; одно только знаю, что наши подозрения ни на ком не остановились и мы остались в неведении[15]». О чем они могли «толковать»? Наводил ли Россет разговор на Геккерна, Дантеса или на самого Гагарина, Долгорукова? Или тогда Геккерн в принципе не мог еще присутствовать в сознании «дознавателей»? Что за последствия Гагарин и Россет могли обсуждать? Приходило ли им в голову, что анонимка вызовет дуэль?

Это очень любопытное, хотя тоже довольно темное, только умножающее загадки, свидетельство Гагарина, кстати, публикатора стихов Ф. И. Тютчева в пушкинском журнале «Современник». Именно с ним Тютчев разговаривал в марте 1837-го на Невском проспекте по поводу последуэльной истории, продолжавшейся после смерти Пушкина, о чем Гагарин вспоминал в письме от ноября 1874 года: «Он (Тютчев) спрашивает меня, какие новости; я ему отвечаю, что военный суд только что вынес приговор Геккерну (Дантесу). – “К чему он приговорен?” – “Он будет выслан за границу в сопровождении фельдъегеря”. – “Уверены ли вы в этом?” – “Совершенно уверен”. – “Пойду Жуковского убью”. Злой сарказм Тютчева (вопреки ожиданиям, Дантес после смерти Пушкина всего лишь выслан за границу; значит, хоть сейчас можно убить Жуковского – и тебя в наказание только вышлют за границу, в Европу) объясняется острым чувством несправедливости и горя от утраты Пушкина. Под этим впечатлением Тютчев пишет стихотворение “29-ое января 1837” со знаменитыми словами: “Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..”»[16]

Мог ли Гагарин, если он сам был участником написания пасквиля, в таком духе говорить с Тютчевым? Если даже предположить, что Гагарин, беседуя с Тютчевым, умеет виртуозно владеть собой, не выдавая себя ни взглядом, ни тоном, то психологически невероятно, чтобы человек по собственному почину затеял разговор на опасные и неприятные для него темы, а потом еще и вспоминал о них снова в частном письме. Хотя бы из чувства самосохранения преступник не будет лезть на рожон. Кстати, значительно позднее такой «сердцеведец», как Н. С. Лесков, встречался с Гагариным, и тот жаловался на жестокую клевету света о нем в деле Пушкина. Лесков не нашел в Гагарине человека, могущего много лет скрываться под маской и вообще управлять собой до такой степени, чтобы проницательные наблюдатели не заметили подвоха: «Гагарин был положительно добр, – писал Лесков, – очень восприимчив и чувствителен. Он был хорошо образован и имел нежное сердце… Он не был ни хитрец, ни человек скрытный и выдержанный (курсив мой. – А. Г.), что можно было заключить по тому, как относились к нему некоторые из лиц его братства, в котором он, по чьему-то удачному выражению, не состоял иезуитом, а при них содержался»


С этой книгой читают
Когда веришь во что-то, надо действовать. Бондо Доровских отправился добровольцем на Донбасс, потому что не мог иначе. Он ехал воевать за идею и защищать людей, но в итоге увидел, что эта война «фальшивая», хотя пули и мины там реальны вполне. Если вы знаете о Донбассе из СМИ, почитайте и попробуйте разобраться, как обстоят дела на самом деле.
Книгу к 70-летию Великой Победы «Они были молоды и любили», о дорогих родных и близких автору людях, открывают страницы из жизни молодых девушек – сестёр, прошедших Великую Отечественную войну с первого до последнего дня. Автор передаёт глубину чувств, переживаний, преданность и любовь Зои и Вали к родителям, нетерпимость к фальши и предательству, желание встать на защиту Отечества.Вопрос автора: «Почему фронтовики не жалуются на жизнь?», находит
Книга известного украинского политика Александра Клименко представляет собой произведение синтетического жанра. Это одновременно и мемуары, и анализ, и полемика, и публицистика. В страстной, выразительной, эмоциональной форме автор описывает свой личный опыт работы на благо государства Украина, обобщая его в виде четких тезисов и системных выводов – как жить, работать и добиваться успехов в стране, где процветает коррупция, бюрократия и власть ол
Михаила Афанасьевича Булгакова можно смело назвать самым загадочным русским писателем, а его роман «Мастер и Маргарита» – лучшим романом XX века, ставшим в один ряд с произведениями Ф. М. Достоевского и Н. В. Гоголя. Биография писателя не менее захватывающа и трагична, чем его творения. Его имя до сих пор окутано тайной и мифами, многие из которых были сотворены им самим.
Приключения друзей закончены и каждый приобрел в этой истории что-то для себя: кому любовь, а кому снова одиночество. Однако время грусти для Кира вышло и в его жизни появилась Единственная. Вот только, что делать и как быть, когда ты привык отвечать лишь за себя? Справится ли он? А если нет, то на помощь придут друзья. С такой поддержкой и враги – не враги, и беды – не беды.
В сборнике представлены рассказы, относящиеся к различным направлениям фантастики. Книга предназначена для читателей, которые интересуются приключенческими, детективными, мистическими и юмористическими историями, социальной и научной фантастики.
Они ненавидели друг друга с первого рабочего дня. Он придирался к каждой помарке, которую невозможно было считать за ошибку, да и она не давала себя в обиду, цепляя его за живое. Как говорят, от ненависти до любви один шаг? Скорее не так. От ненависти до жаркого секса одно ее слово, которое решило все. Только чем все закончится, когда страсть утихнет? В тексте присутствует нецензурная лексика и БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЭРОТИЧЕСКИХ СЦЕН! СТРОГО 18+ Мо
ОДНОТОМНИК Прыгая с парашютом, я и не поняла, как влетела в странствующий портал. Прямиком в другой мир, под ноги чародея и по совместительству жуткого бабника. Теперь я просто обязана прибрать этого красавчика к рукам. Даже если придётся спустить с лестницы всех его пассий. Ну, держись, чародей! И нечего так странно коситься в мою сторону...