Капитализм явился результатом всемирно-исторического развития и пришел на смену феодальным экономическим и социальным отношениям, а также феодальным политическим институтам. Закономерность капитализма не подлежит никакому сомнению.
Капитализм как социально-экономический и общественно-политический строй явился для народов разных стран со своими новыми, развивающимися, ярко выраженными существенными чертами: господством частной собственности на все виды ресурсов, массовым применением наемного труда, свободой предпринимательства и рынка, со своими социальными, политическими компонентами и надстройками: либерализмом, консерватизмом, индивидуализмом, конкуренцией, социал-демократизмом и др.
Почти полутысячелетняя практика капитализма и накопленный огромный массив конкретно-исторического материала позволяет изучить, проанализировать и научно обобщить его, сделать определенные выводы и учесть поучительные уроки этого этапа в развитии человеческого общества.
Будет неправомерно судить народы капиталистических стран и целые столетия человеческой жизни, также как судить феодализм, рабовладельческий строй и первобытно-общинный, хотя при нем процветало даже людоедство. Как отмечал еще А.Сен-Симон, рабовладение было несомненным прогрессом, поскольку человека уже не убивали, а заставляли работать на другого человека.
В истории было много событий и явлений, которые не могут быть одобрены с позиций современного международного права и общепринятой морали. Можно было бы предъявить претензии к нынешней Швеции за набеги викингов, к Испании за преступления конкистадоров в Америке, ко всей Западной Европе за крестовые походы, и за многое другое. Действительно, «всемирная история – это во многом история бесконечных войн, грабежей и насилия».[1] Наша задача исследовать общественно-экономический строй, показать его особенности, сущность, его способность к дальнейшему прогрессу. Но мы не можем не признавать и тем более скрывать действительные преступления капитализма, которых накопилось так много, что в одной книге их невозможно ни подробно описать, ни даже перечислить. Эта черная сторона капиталистических реалий позволяет нам создать адекватную картину того, что представляет собой капиталистический строй. Не случайно сами капиталисты не очень – то любят называть себя капиталистами, а предпочитают пользоваться более привлекательными терминами – предприниматели, бизнесмены, демократы, прогрессисты, деловые люди и т. д.
Генезис капитализма уже неоднократно подвергался специальным исследованиям, показавшим, что этот процесс возник еще в недрах феодализма и начинался как сугубо экономическое, а затем и социальное явление.[2] Первыми странами, где капитализм прослеживается уже в XIV в. стали Италия и Нидерланды. В Италии, – в то время первой стране Европы по численности населения, он прослеживается в городах Севера страны и наблюдается в развитии ремесленного производства, банковском деле, внутренней и внешней торговле. Именно здесь можно говорить о преобладании города над деревней, тогда как в остальной части Европы в это время имела место совсем другая картина. Именно в Италии в крупных городах-государствах, таких как Болонья, Лука, Сиена, Флоренция и др. можно уже в XIV в. говорить о наличии капиталистических отношений. Именно в Италии впервые в истории вводится в употребление слово «капитал». В этой стране можно наблюдать накопление денежных масс в руках немногих, с одной стороны, и армию наемных рабочих, пополнявшихся за счет обезземеленных крестьян и разорившихся ремесленников, с другой. Хорошо известны колониальные устремления таких городов как Венеция и Генуя.
В Италии появляются мануфактуры капиталистического типа, а также, прежде всего во Флоренции, капиталистические компании. Быстрое социально-экономическое развитие Италии стало основой для колоссального взлета ее культуры, известного под названием Возрождения. Однако итальянский капитализм уже в самом своем начале показал и свои негативные черты. Мануфактурное производство привело к заметному усилению эксплуатации рабочих. Заработная плата была низкой. Продолжительность рабочего дня доходила до 16 часов. Хозяева имели право на внеэкономическое принуждение, то есть право наказания рабочих. Это вызвало не только первые в истории забастовки рабочих, но и первые рабочие восстания, относящиеся еще к XIV веку. Капитализм порождал сопротивление с самого своего зарождения. Это сопротивление наблюдается и в деревне, где шел процесс первоначального накопления, и в городе.
Эволюционный итальянский капитализм также не смог противостоять феодальной реакции. Прежде всего потому, что капитализм распространялся на ограниченные районы северной Италии и физически не мог возобладать над объединенными силами светских феодалов и церкви. Этому способствовало и перемещение торговых путей, и падение роли средиземноморской торговли. Сворачивается промышленность и денежные капиталы вкладываются в земельную собственность и ростовщичество. Экономическое ослабление Италии еще больше усиливает ее раздробленность и ослабляет ее возможность противостоять внешней опасности. В XVII–XVIII вв. в стране наблюдается глубокий экономический упадок, особенно в промышленности. Победа капиталистических отношений произойдет только в XIX веке. Только в этом веке будет ликвидирована и раздробленность Италии.[3]
Иная судьба ожидала другую страну раннего капитализма – Нидерланды. Эволюционному пути итальянского капитализма здесь был противопоставлен путь революции. Капиталистические отношения здесь возникли в области мореходства, судостроения, рыболовства и в связанных с ними ремеслах. В деревне стала преобладать денежная рента. Все большее распространение получает капиталистическая аренда, капиталистическое фермерство и свободное землевладение. Молодая голландская буржуазия, получившая свою идеологию в форме кальвинизма вошла в противоречие с феодальной Испанией. Данное противоречие вылилось в 1566 г. в Нидерландскую революцию.
Эта революция считается первой победоносной буржуазной революцией. На некоторое время она привела к явной гегемонии Голландии в области развития капитализма. Страна лидировала в кораблестроении, рыболовстве, шерстоткачестве, производстве шелка, бархата и т. д. Торговый флот этой страны был почти вдвое более значительным, чем флот Англии и Франции вместе взятых. Голландия вышла на первое место в области внешней торговли. Как писал видный специалист в области экономической истории, французский исследователь капитализма Ф.Бродель, «около 1650 года (примем в качестве ориентира эту дату) центром мира является маленькая Голландия или, точнее, Амстердам».