Иван Филатов - Что такое идея и как она «работает»?

Что такое идея и как она «работает»?
Название: Что такое идея и как она «работает»?
Автор:
Жанры: Культурология | Саморазвитие / личностный рост
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Что такое идея и как она «работает»?"

На примерах идей из разных областей знания показан порядок возникновения нового предмета – подручного средства. Рассмотрены этапы создания идеи и общая методология возникновения новизны в социуме. На основе опубликованных данных сделана попытка связать всплески нейронной активности нашего мозга с моментом явления идеи в наше сознание (инсайт, озарение и т. д.). Дано сопоставление методологии возникновения новизны с философией процесса, разработанной А. Н. Уайтхедом.

Бесплатно читать онлайн Что такое идея и как она «работает»?



Все, что внове возникает, возникает только потому, что оно для чего-нибудь да предназначено. Но само предназначение никому не может быть известно. Известна лишь неизбежность и стихийность его наступления.

Введение

С тех времен как Платоном было введено в философский обиход понятие идеи, так и не появилось какой-либо конкретики в следующих вопросах.

1. Каков структурно-функциональный состав идеи, и каким образом он формируется?

2. За счет чего образуется смысл идеи и что он собой представляет?

3. Как и для чего раскрывается этот смысл, и что обнаруживается в результате этого раскрытия?

4. Что является побудительным мотивом генерирования новых идей человеком?

5. Как «работает» идея в общем процессе совместного бытия человека с тем социумом, в котором он обретается?

6. Какова методология возникновения новизны, и в каких видах эта новизна проявляется?

7. В чем заключена универсальность идеи?

И все это случилось с метафизикой – именно, случилось! – несмотря на то, что Платоном 2,4 тысячелетия назад были достаточно ярко – и достаточно эмоционально – обозначены многие феноменальные проявления ее (идеи) возникновения в уме человека. А это:

– и внезапность явления смысла идеи в наше сознание,

– и мимолетность пребывания в сознании этого, еще не оформленного смысла,

– и интеллектуальное удовольствие от понимания смысла идеи,

– и удивление от спонтанности и новизны внове явленного смысла,

– и светоносный характер возникновения последнего,

– и впечатление припоминания того, что, якобы, уже было ранее в нашем уме,

– и уверенность в надежности, единственности и истинности смысла идеи,

– и одержимость божественным вдохновением, как условие творческого процесса.

И для того чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться хотя бы с некоторыми фрагментами произведений Платона (1). (Правда, не надо забывать, что созерцание идеи часто описывается Платоном, как явление прекрасного или как припоминание якобы ранее уже виденной человеческой душой красоты в занебесном царстве).

Наша задача заключается в том, чтобы попытаться ответить на выше поставленные вопросы. Причем, ответить на вполне внятном уровне, на том уровне, который бы не допускал многозначность толкования используемых нами терминов и понятий. Это позволит нам:

– не только обрисовать структурно-функциональный состав идеи,

– не только понять, как «работает» сама идея в «лице» ее смысла,

– и не только обозначить методологию возникновения идеи, раскрытия ее смысла и дальнейшего ее влияния на ту действительность, которую мы бы хотели изменить, усовершенствовать, познать,

но и найти то достойное «место» идеи, – в общем ходе цивилизационного становления человека и общества – которого она, действительно, заслуживает, в ходе развития метафизики.

Потому что дело дошло до того, что сплошь и рядом мы употребляем термин «идея» и необдуманно, и невпопад, и так часто (как будто мы лузгаем семечки), что это понятие настолько «затерлось» в нашем сознании, что мы уже не способны увидеть в нем саму суть того, что оно собой представляет. Так, например, под идеей нами часто имеется в виду то ли понятие чего-либо, то ли уловленная нами на логическом уровне причинно-следственная взаимосвязь известных нам объектов или явлений, то ли просто нечто нам еще не известное, но уже известное всем остальным и т. д. То есть, оперируя понятием идея, мы не выходим за границы известного знания.

А ведь смысл возникновения любой идеи только в том и заключается, чтобы «вынудить» явление на свет новизны какого-либо вида, и тем самым проявить какую-либо Истину, ранее бывшую сокрытой. (И недаром Хайдеггер так упорно настаивал на древнегреческом понимании термина «истины» как несокрытости (алетейи), то есть того, что вышло из сокрытости (леты) в не-сокрытость (а-летейю)). И то, что мы назвали идеей, – будучи представленной в своем раскрытом виде, в виде мысли, – является ничем иным как самой Истиной. Разве не Истинами являются формулы Ньютона, Ома, Эйнштейна, таблица Менделеева, устоявшиеся моральные принципы, произведения литературы и искусства, понятия естественного отбора (Дарвин), бессознательного (Фрейд, Юнг), наследственности свойств любого живого организма (Мендель) и т. д.? Все это Истины, и тем родником, из которого они истекли, являются идеи, однажды спонтанно возникшие в интеллекте человека, продуктивно мыслящего. То есть мыслящего одинаково эффективно как посредством логики (рационально), так и посредством инсайтов, озарений, интуиций (иррационально).

Исходя из вышеизложенного, задача настоящей Статьи, конечно же, не в том, чтобы представить, хотя бы в некоторой степени, философию научного творчества, как это сделано в замечательной книге И. Лапшина «Философия изобретения и изобретение в философии. Введение в историю философии» (2), и не в том, чтобы, хотя бы в общих чертах, описать саму суть творческого мышления, как это представлено в фундаментальной монографии А. С. Кармина «Интуиция: Философские концепции и научное исследование» (3). Моя задача в том, чтобы посмотреть на творчество изнутри самого процесса создания новизны в виде идеи:

– чем вызвана необходимость генерирования идей в социуме и что предшествует ее возникновению,

– из чего она состоит и как возникает,

– что является результатом «идейной» новизны и какое воздействие оказывает создание идей на окружающую действительность.

А сейчас приведем ту последовательность, в соответствии с которой мы постараемся раскрыть вопросы, поставленные в самом начале нашего Введения.

1. Формирование структуры идеи технического изобретения.

На примере изобретения показана структура идеи и те функции, которые возложены на каждую из этих структур. Произведено предварительное разделение исходных сущих и искомого сущего.

2. Примеры идей из разных областей знания.

Рассмотрение этих примеров позволит нам убедиться в универсальном характере структурно-функционального состава идеи и в единой методологии возникновения духовно-материальной новизны в самых разнообразных регионах социальной действительности.

3. Идея социума.

Здесь мы попытались в самых общих чертах раскрыть смысл этой идеи: как и когда она зародилась, каким образом она осуществлялась, какую роль в процессе социализации человеческих сообществ играли как человек продуктивно мыслящий, так и человек, не причастный к созданию новизны в виде идеи.

4. Наш взгляд на бытие.

Изложен взгляд на бытие как возникновение новизны: кому (или чему) присуще бытийствование, когда оно началось, когда было обнаружено и в чем должна заключаться его сущность (Истина).

5. Побудительный мотив к созданию новых идей.

Сделана попытка разузнать в общем виде, что происходит в социуме самом по себе в процессе его бытийствования, и каким образом человеком продуктивно мыслящим ощущаются и распознаются события в нем назревающие, происходящие и уже произошедшие.


С этой книгой читают
Исходя из некоторой расплывчатости, свойственной терминологии, относящейся к сфере морали, сделана попытка понять, каким образом возникло то, что скрывается за таким основополагающим термином как «душа». Для этого нами рассмотрены такие понятия как страдание и сострадание, добро и зло, неудовлетворенность и отчуждение. Выявлена их причастность к процессу становления морали в социуме. На основе этого произведено разделение понятий душевного и духо
В Части 1 статьи раскрыт структурно-функциональный состав идеи и показано: как формируется идея, из каких элементов она состоит, как и для чего образуется и раскрывается ее смысл. В Части 11 дано обоснование социума как живого видообразования Природы и показана роль идей в социализации общества. В части 111 изложено наше представление о том, что такое новизна сама по себе, когда, где и каким образом она возникает. На основе экспериментальных данн
Дано представление о том, что такое идея: из каких элементов она состоит, какую роль выполняет каждый из них. Показано, в чем заключен смысл идеи, как и для чего он образуется и каким образом возникает новое сущее. Предложено понимание бытия как возникновения новизны и приведены аргументы в обоснование этого. Опираясь на переводы Хайдеггером фрагментов Гераклита, сделан вывод о том, что родоначальником («соавтором») понятия идеи – наряду с Платон
Рассмотрен вопрос формирования социума. Заданы вопросы исторического возникновения у человека способности создавать идеи и говорить. Когда и под влиянием каких факторов эти способности развились? Как происходило распространение их в человеческой популяции? Поставлен вопрос возникновения истин: кто и в какой степени причастен к этому – социум или человек?
«Логос» – один из старейших независимых гуманитарных журналов, возникших в постсоветский период. Журнал продолжает западническую традицию, развивая ту интеллектуальную линию русской культуры, которая связывает его, в частности, с дореволюционным «Логосом» – международным ежегодником по философии культуры, издававшимся в начале XX века.За время своего существования «Логос» эволюционировал от журнала профессионально-философской ориентации, выполняв
Своеобразным символом его творчества стал «Angelus Novus» со знаменитого рисунка Пауля Клее. «Так можно представить себе ангела истории: его лицо обращено в прошлое, где он видит катастрофу, нагромождающую руины на руины, – пишет Беньямин. -Он хотел бы остановиться, оживить погибших, но из рая дует ураганный ветер, который неудержимо несёт ангела истории в будущее; этот ураган мы и называем прогрессом… Катастрофа есть прогресс, прогресс есть ката
Дженна Гиббс исследует мир связанной с театром печатной продукции по обе стороны Атлантики в период Американской революции и первой половины XIX века, рассматривая споры о месте темнокожих людей в англо-американском культурном пространстве. Гиббс задается вопросом, включали ли популярные развлечения темы свободы, прав человека, рабства как зла. Ее выводы оказываются нелестными как для Соединенных Штатов, так и для Великобритании. Британцы изображ
Ираклий Андроников! После этого имени хочется поставить восклицательный знак. Недаром вся страна узнавала этого ученого и в лицо, и по голосу. Он был и замечательным исследователем, и писателем, и актером. И обладал детективными способностями, раскрывая тайны русской литературы. А потом рассказывал об этом с таким вкусом и талантом, что невозможно оторваться от его книг. В этом издании мы собрали самые увлекательные литературные расследования Анд
Солнце – звезда, которая озабочена поиском смысла жизни. Проходят миллиарды лет, а он так и остаётся для неё загадкой. Но однажды Солнце получает от Земли сигнал с просьбой о помощи. Земля жалуется Солнцу на людей – «несносных паразитов», умоляя избавить её от них. Солнце соглашается, только взамен просит Землю рассказать ему «человеческую историю» о «бесконечном пространстве и смысле»…
В отрезанной от мира деревушке спряталась языческая община с жесткими законами, установленными Жрецом, где кара за неповиновение – смерть.Молодой человек Пэйджи, подкидыш, выращенный пасечником, как и все, живет по правилам, пока в деревне не появляются чужаки. И мир перестает быть прежним. Всего за год – от Самайна до Самайна – Пэйджи меняется, раскрывая и осознавая страшные тайны этого маленького «рая» и своего рождения. На что он готов теперь?
Часть героев оказалась в зоне реактора. Эта аномальная зона, где давным-давно произошла авария на экспериментальном реакторе. Тут происходит много странного и не все законы физики работают. Зато работают какие-то другие. Но, возможно, зона реактора это не просто аномалия. Это ключ. Если понять что здесь происходит, это может повлиять на судьбу всей планеты. Ну и куда же без выживальщиков. На этот раз они не оправдывают своего названия, потому что
На носу самая хмурая пора, но Саше не до тоскливых будней: друг оставил на его попечение необычного питомца – мини-пига по кличке Долька. А единственный человек, который может помочь советом, – незнакомка, которая каждый вечер выгуливает такое же чудо по дворе. Неужели Долька принесёт не только хлопоты, но и настоящее счастье?