Х. К. А́ндерсен
Дюймо́вочка
Жила́ на све́те одна́ же́нщина. Дете́й у неё не́ было, а ей так хоте́лось име́ть ребёнка. И в конце́ концо́в она́ обрати́лась за сове́том к колду́нье.
– Так и быть, я помогу́ тебе́, – сказа́ла колду́нья. – Возьми́ э́то ячме́нное зёрнышко и посади́ его́ в цвето́чный горшо́к.
Верну́вшись домо́й, же́нщина посади́ла зёрнышко в горшо́к, и на сле́дующий день в горшке́ вы́рос чуде́сный цвето́к. Он был так краси́в, что же́нщина поцелова́ла его́. В тот же миг цвето́к распусти́лся, и же́нщина а́хнула от восхище́ния, потому́ что внутри́, среди́ лепестко́в, сиде́ла кро́шечная де́вочка, ро́стом не бо́льше дю́йма. Вот почему́ её назва́ли Дюймо́вочкой.
Но́чью она́ спала́ в оре́ховой скорлу́пке, пери́нкой ей служи́ли лепестки́ фиа́лки, а одея́льцем – лепесто́к ро́зы. Днём она́ ката́лась на ло́дочке из лепестка́ тюльпа́на. Таре́лка воды́ заменя́ла ей о́зеро. Что́ мо́жет быть прекра́сней!
Но одна́жды но́чью, когда́ Дюймо́вочка спала́ в свое́й колыбе́льке, че́рез разби́тое окно́ в дом пробрала́сь огро́мная лягу́шка.
– Вот бу́дет сла́вная неве́ста для моего́ сыно́чка! – ква́кнула она́. Схвати́ла скорлу́пку с Дюймо́вочкой, вы́прыгнула в окно́ и верну́лась в свой пруд.
Её сын, тако́й же безобра́зный, как мать, запры́гал от восто́рга, уви́дев Дюймо́вочку. А хи́трая мама́ша перенесла́ Дюймо́вочку на большо́й лист кувши́нки, посреди́ пруда́.
– Отсю́да ей не убежа́ть, – сказа́ла она́ сы́ну. – А мы пока́ пригото́вим но́вый дом для тебя́ и твое́й бу́дущей жены́.
Просну́вшись посреди́ пруда́, на листке́ кувши́нки, Дюймо́вочка го́рько запла́кала. Она́ поняла́, что попа́ла в ужа́сную беду́. Но ма́ленькие ры́бки, кото́рые уже́ всё зна́ли, реши́ли ей помо́чь. Они́ перегры́зли зелёный стебелёк, и лист кувши́нки поплы́л по тече́нию, подгоня́емый лёгким ветерко́м. Порха́вшая неподалёку ба́бочка предложи́ла Дюймо́вочке:
– Брось мне ко́нчик своего́ пояска́!
Дюймо́вочка с благода́рностью согласи́лась, и че́рез мину́ту лист кувши́нки был уже́ далеко́ от лягуша́чьего пруда́.
Но на э́том опа́сности не ко́нчились. Ма́йский жук, увида́вший Дюймо́вочку, подхвати́л её свои́ми це́пкими ла́пками и унёс вверх, на де́рево.
– Посмотри́те, кака́я она́ краси́вая! – восхищённо говори́л он свои́м друзья́м-жука́м. Но друзья́ по́дняли его́ на́ смех:
– Да ра́зве она́ краси́вая! У неё нет да́же у́сиков! И всего́-то одна́ па́ра ног!
И разочаро́ванный жук отнёс Дюймо́вочку вниз, под де́рево.
Всё ле́то Дюймо́вочка броди́ла среди́ травы́ и цвето́в. На за́втрак, обе́д и у́жин она́ е́ла цвето́чную пыльцу́, а жа́жду утоля́ла росо́й. Но когда́ ле́то ко́нчилось и пришла́ о́сень, Дюймо́вочке ста́ло о́чень тру́дно добыва́ть себе́ пи́щу.
Одна́жды она́ набрела́ на до́мик из ве́точек и сухи́х ли́стьев, где жила́ полева́я мышь.
– Ра́зве мо́жно гуля́ть в тако́й хо́лод! – воскли́кнула мышь. – Входи́ и погре́йся!
Дюймо́вочка вошла́ в тёплый, ую́тный до́мик, да так в нём и оста́лась. Ка́ждый день она́ наводи́ла поря́док в до́ме, а ве́чером, пе́ред сном, расска́зывала хозя́йке ска́зки. Полева́я мышь была́ о́чень дово́льна. И одна́жды она́ объяви́ла:
– Сего́дня к нам в го́сти придёт мой ста́рый друг, бога́тый крот. Постара́йся ему́ понра́виться. О тако́м му́же мо́жно то́лько мечта́ть. К тому́ же он пло́хо ви́дит, и ему́ нужна́ хоро́шая помо́щница.
Крот и пра́вда ничего́ не ви́дел. Зато́ слух у него́ был великоле́пный. И ему́ так понра́вились ска́зки и пе́сенки Дюймо́вочки, что он в неё влюби́лся. В тот же день он пригласи́л полеву́ю мышь вме́сте с Дюймо́вочкой к себе́ в го́сти и повёл их че́рез подзе́мный ход в свой дом. По доро́ге они́ уви́дели лежа́щую на спине́ ла́сточку, кото́рая, наве́рное, умерла́ от хо́лода. Крот равноду́шно оттолкну́л её ла́пой.
– Так ей и на́до, сама́ винова́та! – бу́ркнул он. – Вме́сто того́ что́бы порха́ть в не́бе, жила́ бы, как я, под землёй, в тепле́.
«Како́й он жесто́кий! – поду́мала Дюймо́вочка. Пото́м обняла́ ла́сточку и вдруг почу́вствовала, как стучи́т её серде́чко. – Зна́чит, она́ жива́. Зна́чит, её мо́жно спасти́».
Всю зи́му Дюймо́вочка, тайко́м от крота́, уха́живала за ла́сточкой. То́лько к весне́ её крыло́ зажило́, и ла́сточка улете́ла.
– Кака́я ты до́брая! Спаси́бо тебе́! – сказа́ла она́ Дюймо́вочке на проща́ние.
Ме́жду тем приближа́лся день сва́дьбы, по́сле кото́рой Дюймо́вочка должна́ была́ навсегда́ посели́ться у крота́ под землёй, в по́лной темноте́. Накану́не сва́дьбы ей позво́лили в после́дний раз побыва́ть наверху́.
В после́дний раз Дюймо́вочка смотре́ла на цветы́, на со́лнце, на голубо́е не́бо… Как вдруг она́ услы́шала щебета́ние знако́мой ла́сточки:
– Здра́вствуй, Дюймо́вочка! Ско́ро зима́, и я опя́ть лечу́ в тёплые края́. Лети́м вме́сте?
– Да! Да! – обра́довалась Дюймо́вочка. – Я полечу́ с тобо́й, ми́лая ла́сточка!
Она́ кре́пко привяза́ла себя́ к пе́рьям ла́сточки пояско́м, и они́ взвили́сь в не́бо. Путь был о́чень дли́нный – над поля́ми, леса́ми, гора́ми, озёрами… И вот наконе́ц чуде́сная страна́, где кру́глый год цвету́т цветы́.
Ла́сточка опусти́лась вниз и посади́ла Дюймо́вочку на са́мый краси́вый цвето́к, в кото́ром среди́ белосне́жных лепестко́в де́вочка уви́дела кро́шечного челове́чка. За спино́й у него́ трепета́ли прозра́чные кры́лышки, а на голове́ сверка́ла золота́я коро́на. Э́то был коро́ль э́льфов. Поражённый красото́й Дюймо́вочки, он предложи́л де́вочке стать его́ жено́й. И Дюймо́вочка, коне́чно, согласи́лась. И ста́ла Короле́вой цвето́в!
С той поры́ она́ живёт среди́ э́льфов и порха́ет с цветка́ на цвето́к, как ба́бочка. Потому́ что э́льфы подари́ли ей кры́лышки.