Петр Васюков - Дембель неизбежен! Армейские были. О службе с юмором и без прикрас

Дембель неизбежен! Армейские были. О службе с юмором и без прикрас
Название: Дембель неизбежен! Армейские были. О службе с юмором и без прикрас
Автор:
Жанр: Военное дело / спецслужбы
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Дембель неизбежен! Армейские были. О службе с юмором и без прикрас"

Русский, советский, российский военный юмор, вещь достаточно самобытная и уникальная! Недаром, в настоящее время, так популярны произведения Александра Покровского, Юрия Корткова, Андрея Константинова, Константина Закутаева. В современной русской военной прозе, повествование о ратном труде идет рука об руку с искрометным юмором! Именно военный юмор помогает преодолеть тяготы и лишения военной службы, потери друзей и однополчан в современных военных конфликтах, позволяет оставаться человеком!

Наверняка, читатель слышал поговорку – «Кто в армии служил, тот в цирке не смеётся!» Чтобы оценить её смысл, нужно послужить год, два, десять, двадцать, тридцать лет! Автор отдал службе в Вооруженных силах тридцать календарных лет. Его военная судьба была типичной для тысяч таких же военных на сломе двух эпох в конце XX века. Книга призвана заинтересовать, прежде всего, тонкими наблюдениями за особенностями службы в различных гарнизонах, видах вооруженных сил и родах войск. Причем наблюдения представлены в виде юмористических зарисовок, былей об армии. Особенно ценным представляется воспоминания, наблюдения, связанные со встречами с интересными людьми. Митрополит Питирим, маршалы Язов и Кутахов, генералы Махов, Беспалов, Безбородов – они и другие герои армейских былей предстанут перед читателями в необычном свете. Некоторые сюжеты были подсмотрены или пережиты лично, другие подсказаны товарищами. Так был составлен это собрание былей, то есть рассказов, которые могли случиться с каждым из нас.

Бесплатно читать онлайн Дембель неизбежен! Армейские были. О службе с юмором и без прикрас


© Васюков П. П., 2023

© Книжный мир, 2023

© ИП Лобанова О. В., 2023

* * *

Предисловие

Возможно, читатель слышал не особо популярную, но не лишенную смысла поговорку – «Кто в армии служил, тот в цирке не смеётся». Чтобы оценить её смысл, нужно предположить, во-первых, что мнения об армии всегда будут разниться: кто служил, кто не служил, и какой был порядок там или его не было вообще – всё зависит от конкретной ситуации и субъективного мнения о ней. Во-вторых, на каждый роток не накинешь платок, и поэтому к любым высказываниям об армии нужно подходить осторожно. В-третьих, о службе в армии столько написано – и героического, и трагического, и с юмором, и без него, – что всякие попытки внести что-то новое в этом деле могут вызывать здоровый скептицизм.

Автор берёт на себя смелость дополнить рассказ о советской и российской армии собственными наблюдениями и повествованиями своих коллег, с которыми ему пришлось общаться на протяжении тридцатилетнего срока службы. Причём, этот срок вместил в себя службу в советской (23 года) и российской (7 лет) армии. И этот срок может быть поделен на равные трети – годы учебы, годы службы и годы преподавания в военной академии. Таким образом, в сборник включены рассказы об армейской службе, охватывающие период второй половины двадцатого века. Причем, рассказы эти представляют собой зарисовки «непричесанной» действительности, в которой мы жили в то время. Здесь и та идеологическая составляющая с её положительными и отрицательными моментами, и неудобные или некогда запрещённые темы, раскрытие которых могло «нанести вред престижу и авторитету вооруженных сил в целом». Главное отличие от распространения ложных, неточных или искаженных сведений о воинской службе состоит в том, что представляемые «Были» являются правдивым изложением событий 40–50-летней давности, написанном в доброжелательном и юмористическом ключе их свидетелями или участниками.

Определение происхождения слова «быль» от слова «быть» указывает на достоверность описываемых событий. По структуре и содержанию сборник представляет собой рассказы о конкретных исторических личностях и рядовых гражданах, с кем автору приходилось по жизни общаться, служить или работать. Ряд рассказов составляют цикл тем, объединенных их главным героем – Валькой, Вальком или Валентином Константиновичем. Отдельные рассказы являются воспоминаниями бывших полковников и генерал-лейтенантов о забавных ситуациях, случавшихся в их жизни. Практика партийного строительства и борьба за чистоту морального облика строителя коммунизма, издержки административно-командной системы и другие проблемы прошлого, о которых сегодня можно вспоминать лишь с улыбкой – всё это может быть интересным с точки зрения понимания прошедшей эпохи.

Зарисовки из жизни советских мотострелков и танкистов, связистов и инженеров, моряков и лётчиков, представителей других родов войск дают представление о жизни армии и флота, как единого сплоченного и отлаженного механизма, в котором иногда случались какие-то отклонения, что-то давало сбой и требовало определённой коррекции. Темы, связанные с организацией боевой подготовки или особенностями той или иной службы – всё это читатель может найти здесь! Вернее, не всё, а лишь часть того, что удалось подметить, запомнить, сохранить и описать литературным языком. С юмором и без прикрас – вот, пожалуй, главные слова, которые отражают содержание этой книги.

Возможно, некоторые читатели найдут в представляемом сборнике сюжеты, близкие их биографии. В этом нет ничего удивительного. Ведь не зря говорится, что, если встретятся два офицера и в процессе общения не вспомнят ни одного общего знакомого, то кто-то из них – шпион. Возможно, что здесь вы найдете и оригинальные истории. И в этом тоже есть своя закономерность: через сотни и тысячи судеб складывалась наша общая история.

Армейские были – это о всех нас, мой дорогой друг!

История в лицах

Приобщение к Богу (О Митрополите Питириме)

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоя́т на пути грешных и не сидит в собрании развратителей

(Псалом 1: 1)

В мировой истории религия всегда была тесно связана с воспитанием, это обусловлено её огромным влиянием на развитие общества, на мировоззрение, культуру и нравственность человека. И деятельность офицеров-воспитателей в армии (как бы они не назывались – политруками, замполитами, психологами) также направлялась на достижение тех же целей. Но в Советской армии в силу запретов и идеологических ограничений было не принято развивать связи с церковью. Наоборот, поощрялись соревнование и борьба за души воинов. В 1990-х годах уже становится модным открытое обращение к Богу и поиск новых форм сотрудничества с церковью и со священнослужителями.

В 1994 году автору этих строк пришлось выступить организатором серии встреч Митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (1926–2003) (в миру – Константина Владимировича Нечаева) с личным составом Военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева. По рекомендации своего старшего товарища генерала Александра Касьянова я прибыл на Погодинскую улицу, в Издательский отдел Московского Патриархата, который с 1963 года возглавлял Владыко. Я был тепло принят Питиримом, имел несколько бесед и сопровождал его в дальнейших поездках.

Будучи православным, но далеко не воцерковлённым [1] человеком, я хотел найти ответы на многие волновавшие меня тогда вопросы. И я их находил в процессе общения с этим интересным человеком. Можно сказать, мне повезло, что на моём жизненном пути – пусть на короткий миг – встретился такой светлый, глубоко верующий, интеллигентный священник.

От Владыки я узнал некоторые факты его богатой биографии. А она включала в себя и духовную, и преподавательскую, и дипломатическую, и издательскую деятельность. Много внимания уделял Питирим патриотическому воспитанию и укреплению морального духа нашей армии и флота. Его искренне уважали и любили люди в погонах. Тонко и деликатно он находил грани соприкосновения православной духовности с внутренним миром воинов, своим жизненным примером показывая, как надо отстаивать идеалы защиты Отечества. «Митрополитом в погонах» он стал называться в некоторых средствах массовой информации. И было за что!

Каждую осень он выезжал на волоколамский рубеж обороны 1941 года, чтобы отслужить молебен по павшим воинам. Охотно выступал перед солдатами и офицерами, открывал памятники и мемориалы. Совместно с австрийским меценатом русского происхождения Эдуардом Фальц-Фейном неоднократно выступал организатором переходов современных суворовцев через Альпы по маршруту войск генералиссимуса Суворова 200-летней давности. Кстати, говоря об истоках советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны, он сказал: «Народ наш был не только с партбилетом в кармане, но и с тайной молитвой, вложенной в партбилет».


С этой книгой читают
«Военная техника нередко красива, притягательна и оригинальна. Подводные лодки, истребители, ракеты и даже танки могут завораживать своей мощью, которая порою сквозит на плакатах времен Второй мировой с «тучами бомбардировщиков» в небе или на фотографиях чудовищных ядерных испытаний периода холодной войны с согнутыми, как тростинки, пальмами на переднем плане. В современной рекламе дронов и реактивных истребителей сверкающие изгибы металла рождаю
Многотомный справочник "Командиры бригад Красной Армии" представляет биографии командиров артиллерийских, артиллерийских бригад ПТО, бригад морской пехоты, бригад моряков, воздушно-десантных, горнострелковых, гренадерской бригады, женской добровольческой бригады, истребительных, истребительно-противотанковых, легко-стрелковых, лыжных, механизированных, мотострелковых, самакатно-мотоциклетных, самоходно-артиллерийских, стрелковых, танковых бригад.
Многотомный справочник "Командиры бригад Красной Армии" представляет биографии командиров артиллерийских, артиллерийских бригад ПТО, бригад морской пехоты, бригад моряков, воздушно-десантных, горнострелковых, гренадерской бригады, женской-добровольческой бригады, истребительных, истребительно-противотанковых, легко-стрелковых, лыжных, механизированных, мотострелковых, самакатно-мотоциклетных, самоходно-артиллерийских, стрелковых, танковых бригад.
«22 декабря 1920 года„Выходь, Вашскородь, а по-нашенскому, просто баран“, – произнесший эти слова высокий и худощавый мужчина средних лет в грязном матросском бушлате заржал, смачно сплюнул и осклабился.Медленно поднявшийся с пола полутемного с маленьким окошком подвального помещения заключенный, судя по черному офицерскому пальто, бывший морской офицер, выпрямился, машинально застегнул оставшиеся на нем пуговицы и спокойно пошел к выходу…»В форм
Льдом и мечом 3. После нападения Милиты прошли месяцы. Жизнь вошла в мирное русло, остров в корне изменился, еще немного – и начнет работать школа ледяной магии. Воин-маг Эгорд, ее основатель, герой войны с демонами, а также возлюбленная Эгорда – низвергнутая богиня Леарит, ждут корабля с первыми учениками. Но в подземельях под скалами пропадает Велира, дочь Тимориса – верного друга Эгорда. Эгорд, Леарит и Тиморис спускаются в пещеры на поиски Ве
Свою поэзию для умных женщин я щедро разбавила юмором и вином. По-моему, это единственное, что спасает нас от сердечных ран, жизненной несправедливости и трудностей, с которыми мы сталкиваемся лишь для того, чтобы их решить. Мы такие сильные, смелые и решительные. Просто иногда все, что нам нужно – это бокал вина и немного юмора в удобном мягком кресле, когда мы сидим под тёплым пледом, босиком с книгой в руках.Содержит нецензурную брань.
— Ты подставила меня. Сокол — самый опасный и популярный парень школы. Я новенькая, которая не хотела переходить ему дорогу. Я вообще не хотела во что либо влезать. Только теперь поздно. — Как будешь исправлять ситуацию? — Матвей шагнул вперед и навис надо мной. Я вся тряслась, сжимая в пальцах лямку рюкзака. Чтобы я ни сказала — он не поверит мне. — Ну, не слышу ответа? — Что ты хочешь от меня? — начала я нервничать. — А вот это уже правильный в
«Притворись моей девушкой», – попросил новый босс. Я согласилась и пожалела. Мой наниматель чертовски притягателен, дьявольски порочен. Он заставляет меня делать уйму странных вещей, но отказывается объяснить, зачем это нужно. Вот кто я для него? Игрушка, предмет спора? Или он сделал меня соучастницей в жестокой мести тому, кто вряд ли этого заслуживает? Обложка - Kandinsky 2.2