С каждым может случиться…
Во время депрессивного психоза периоды бурной активности, безудержного веселья или приступов гнева сменяются периодами полного безразличия, когда человек постоянно лежит. Повернувшись лицом к стене, ни на что не реагируя.
«Со мной такого никогда не будет» – думает большинство из нас. Но есть уже анекдоты: как те же «новые русские бабки» со сцены – Матрёна спрашивает у Цветочка: «Как фамилия того немца, от которого я с ума-то схожу?». И бабка-Цветочек отвечает: «Альцгеймер его зовут, Альцгеймер…».
Мы думаем, что эта болезнь не врождённая, а приобретённая. Старческий психоз.
В народе сенильная (от лат. Senilis – старческий) деменция носит название «старческий маразм». По данным ВОЗ, в 2015 году во всём мире насчитывалось более 46 миллионов людей с деменцией. В 2017 году это число увеличилось до 50 миллионов. Ежегодно регистрируются 7,7 миллиона новых случаев деменции, каждый из которых становится тяжким бременем для семей и систем здравоохранения. Ожидается, что это число увеличится до 131,5 млн к 2050 году.
И между прочим, если Деменция – психическое заболевание, то никто не застрахован от этой болезни. Психическим расстройствам подвержены люди со слабой психикой – те, кто сильно впечатлительны и ранимы. И ещё, наша психика может быть ослаблена в результате травм головы: катастрофы, к сожалению, в жизни случаются.
Особенности психики, влияющие на возникновение болезни Деменции, могут передаваться по наследству. При этом человек, имеющий наследственную склонность, тот у кого болели близкие родственники, может и НЕ заболеть старческим психозом. Для возникновения деменции помимо внутренних нужны и внешние факторы, и выявить точные причины этой болезни пока не удаётся.
Болезнь Деменция «молодеет» – уже в относительно молодом возрасте люди начинают проявлять забывчивость – Альцгеймер – это уже проявление серьезной Деменции.
«У него плохой характер»
О людях раздражительных, которые «заводятся с пол-оборота» и «психуют» по малейшему поводу, говорят…;
и о людях подозрительных, которые «перестраховываются», боятся лишнее движение сделать, не идут прямой тропинкой через кусты, но обходят по широкой дороге – «мало-ли? Вдруг там в кустах змея притихла?» – думают они, «или клещи какие-нибудь энцефалитные, да и комаров там полно» – соображают, говорят…;
также и о людях безразличных, не желающих замечать ни горестей, ни радостей других, тоже скажут: «У него плохой характер!».
Адекватные (нормальные) люди обычно осознают свои недостатки и сдерживают свои проявления характера. А вот, если «плохой характер» целиком подчиняет себе человека, так, что он этого не осознаёт, не замечает, – то речь идёт о патологии – то есть, об отклонении от нормы. Такая патология характера уже называется психопатия.
При психопатии доминирует какая-либо одна черта характера (ну, две), причём это касается больше эмоционально-волевой сферы и не затрагивает интеллект, – человек может быть умным, учёным, а на самом деле больным.
К интеллекту непосредственно относится другая болезнь: Слабоумие – олигофрения. Она, эта болезнь, выражается в недоразвитии всей психики и личности в целом.
Рождаются дети – «олигофрены». И в наше время таких всё больше, может быть это какие-то изменения в человеческом геноме? Как модно сегодня всё сваливать на генетику, относительно новую науку.
В народе больных слабоумием (олигофренией) называют «недоразвитыми» – умственно-отсталыми (УО), и даже отдельные школы строят для таких умственно-отсталых детей.
Слабоумие относится к тяжелейшим психическим заболеваниям. Недоразвитость у таких детей выражается в недоразвитии всей психики и всей личности: отсутствие внимания, памяти, речи, восприятия, моторики, эмоций и воли.
Различают три степени олигофрении:
1) дебильность, 2) имбецильность 3) идиотия.
Идиоты (медицинский термин) – это люди, полностью неспособные обслуживать себя, не способные к мышлению и обычно не владеющие речью.
Имбецилы – осваивают элементарные навыки, им доступен словарный запас 200 или 300 слов, иногда они осваивают чтение по слогам…
Самая легкая степень олигофрении – дебильность.
При хорошем терпеливом воспитании и обучении – слабоумие у Дебильных (медицинский термин) детей почти незаметно, и, хотя им трудно даётся учёба, многие их них могут овладеть профессией и жить самостоятельно.
Это к чему про «дебильных» детей? А к тому, что Деменция ведёт к такому же развитию, только наоборот: сначала человек заболевший Деменцией становится «дебилом», потом теряет еще больше (и память и владение собой) и становится «имбецилом», пока совсем не будет «идиотом», за которым нужен будет постоянный уход и присмотр.
При потере памяти, при болезни Деменции, – восприятие обширности мира природы вещей теряется: мир вокруг больного, кажется, обеднел, многое утратил.
Старческий психоз проявляется:
1) в устойчивых бредовых идеях;
2) в подозрительности; 3) в эмоциональности излишней.
Реакция таких людей (подверженных болезни) похожа на реакцию ребёнка, способного расплакаться из-за лопнувшего шарика, – отсюда выражение «впасть в детство»!
И есть среди психических заболеваний самое загадочное – «аристократический психоз». Этому заболеванию (по медицинским меркам) подвержены люди с высоким интеллектом. Среди них: выдающиеся учёные, люди искусства – художники, поэты, музыканты.
Эта болезнь входит в разряд шизофрении, в котором медициной рассматривается группа болезней со схожими проявлениями. Но действенных способов лечения шизофрении пока не найдено.
В «аристократическом психозе» различают два вида или две особенности мышления «больного» человека:
1) Интроверсия и 2) Аутистическое мышление.
1) При интроверсии наблюдается сужение круга интересов, искажение представлений о реальности и неадекватная оценка происходящего. Учёный замыкается в своём исследовании, в своей науке и не видит, что мир вокруг него изменяется стремительно и все понятия стали другими.
2) При аутистическом мышлении наблюдается своеобразие, выдвигающее необычное суждение и толкование своих и чужих поступков. Аутистическое мышление позволяет найти новый подход к известным вещам, посмотреть на них с другой стороны. Люди с таким типом мышления из всех признаков предмета, не останавливаясь на его определяющих свойствах, выбирают то, что заинтересовало их в данный момент. Так, например, сравнивая платье и брюки, висящие на верёвке после стирки, аутист может их объединить только по тому, что они раскачиваются на ветру с одинаковым темпом, и так далее.