В декабре 2016 года отметили двадцать пятую годовщину Содружества Независимых Государств (СНГ), пришедшего, по замыслу его разработчиков, на смену Союзу Советских Социалистических Республик (СССР).
СНГ задумывался в качестве федерации, а в дальнейшем конфедерации республик (государств), но без доминирования идеологической составляющей в данном Содружестве.
В учредительных документах, принятых странами-участницами СНГ, предполагалось создание, а точнее сохранение, общего для всех стран оборонного, правоохранительного, экономического, культурного, информационного, транспортного и энергетического пространств.
Все страны СНГ, в том числе страны Закавказья и Средней Азии, на правах участниц СНГ как единой структуры вступили, например, в ОБСЕ>1.
К сожалению, центробежные силы в бывшем СССР оказались сильнее. Воспользовавшись кризисом России, бывшие советские республики, во главе которых находились, в том числе, высшие партийные руководители, превратили СНГ в формальный клуб государств, причём свой суверенитет они стали конъюнктурно трактовать как независимость не от Союзного центра, а от России.
Голоса ряда лидеров стран СНГ о воссоздании добрых отношений с РФ на новой основе относительно слабы, а само восстановление доверительных отношений исполняется в повседневной практике государств в недостаточном объёме.
По сути дела, независимость от Союзного центра, ведущего в конце 80-х годов СССР к экономическому упадку и в глубокий социальный кризис, подменили независимостью от России, поменяв в ряде случаев взаимозависимость с Российской Федерацией на свою вассальную зависимость от иных участников международной жизни.
При этом степень независимости государств, как таковая, не только не увеличилась, но в ряде случаев суверенитет новых государств практически утерян.
Российская Федерация корректно старалась не мешать становлению вновь образованных государств, однако содействие росту зависимости стран СНГ от иных центров силы находится вне интересов как России, так и народов самих стран СНГ.
В элитах ряда государств СНГ стали нормой антироссийские риторика и политика, что превратило СНГ в свою противоположность: вместо сотрудничества и добрососедства – предательство и конфронтация.
Вновь образованные государства свои отношения с РФ строят на принципах: Россия нам должна, Россия нам поможет. В обратном направлении даже в тех случаях, когда Российской Федерации полезна была хотя бы моральная поддержка, – её не было.
Независимость от обязательств перед РФ и друг перед другом зашла слишком далеко. Так, Грузия в 2008 году позволила себе атаковать российских военнослужащих, выполнявших миротворческую миссию. На стороне Грузии тогда действовали, как стало известно, и украинские военнослужащие.
“Мазепы” из Грузии и Украины решили перебежать в военный блок НАТО, нацеленный на военное противоборство с Россией, резко усиливая тем самым конфронтацию в Причерноморье, на Кавказе, в Европе.
Ни одна из стран СНГ даже не попыталась проявить инициативу по блокированию подобных замыслов и тенденций с помощью инструментария СНГ и собственной дипломатии.