Георгий Куницын - Девять писем «архитектору перестройки» Яковлеву

Девять писем «архитектору перестройки» Яковлеву
Название: Девять писем «архитектору перестройки» Яковлеву
Автор:
Жанры: Биографии и мемуары | Документальная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2020
О чем книга "Девять писем «архитектору перестройки» Яковлеву"

Эти «Письма» принадлежат перу замечательного, особенного человека – профессора Куницына Георгия Ивановича. Он родился в 1922 году в глухой сибирской деревне Куницыно Иркутской губернии, в семье грузчика и уборщицы, а закончил жизнь академиком РАЕН, доктором наук, профессором Литературного института им. Горького и музыкальной академии им. Гнесиных. С 1961 по 1966 гг. работал в ЦК КПСС. Был убран из ЦК за отказ от должности министра кинематографии. От него потребовали осуществления репрессивной идеологической политики в отношении наиболее талантливой творческой интеллигенции СССР. Борьбы именно с теми художниками, которых он все пять лет работы в ЦК поддерживал и ограждал от окриков. С А. Н. Яковлевым Георгий Куницын познакомился ещё в 1957 году, в аспирантуре Академии Общественных наук при ЦК КПСС. Почти одновременно они пришли и на работу в ЦК. Куницын – в отдел культуры, а Яковлев – в отдел агитации и пропаганды. «Письма» Георгия Куницына к идеологу «горбачёвской перестройки» Александру Яковлеву – беспрецедентный документ новейшего времени, не знающий себе аналогов по искренности, исповедальности, нравственному значению и документальной достоверности. Книга подготовлена к печати и публикуется сыном Георгия Ивановича Куницына – Владимиром Куницыным. В оригинальной авторской редакции.

Бесплатно читать онлайн Девять писем «архитектору перестройки» Яковлеву


© Куницын В. Г., 2020

© Оформление. Издательство «У Никитских ворот», 2020

* * *

Предисловие

Предлагаем вниманию читателей уникальную, а для многих, возможно, сенсационную книгу – «Девять писем» моего отца «архитектору перестройки» Александру Яковлеву, ближайшему соратнику и идеологу Михаила Горбачёва, первого и последнего президента СССР.

Автор писем – доктор философских наук, профессор музыкальной академии им. Гнесиных и Литературного института им. Горького, академик РАЕН – Георгий Иванович Куницын трудился над ними с 1992 года до конца жизни (1996 г.), не успев завершить работу. Ушёл из жизни и адресат послания – бывший член Политбюро КПСС, академик РАН А. Н. Яковлев (2005 г.).

Но историческое и нравственное содержание данной публикации со временем не утратило своего значения.

Важным обстоятельством является то, что Куницын и Яковлев познакомились ещё в далёком 1957 году, будучи аспирантами в Академии Общественных наук при ЦК КПСС. И оба были приглашены на работу в ЦК практически одновременно, в 1960–1961 годы. Куницын – в идеологический отдел (затем в отдел культуры), а Яковлев – в отдел агитации и пропаганды.

Много общались, поскольку были почти одногодками, оба инвалиды ВОВ, оба из простых семей, из глубинки – внешне похожие судьбы. Да и по карьерной лестнице поднимались в унисон. Но как по-разному поднимались! И как по-разному карьерой своей распорядились!

Имя Георгия Куницына стало известно в среде творческой интеллигенции СССР к середине 1960-х годов, когда прокатилась воодушевлённая молва о том, что в грозных недрах ЦК КПСС объявился на ответственном посту в отделе культуры новый человек, какой-то никому не известный сибиряк! И этот, мол, сибиряк Куницын отчаянно смело принимает решения в пользу творческих работников, не считаясь с партийной конъюнктурой: то разрешает снимать фильм по «сомнительному», уже отвергнутому чиновниками Госкино сценарию – «Берегись автомобиля»; то помогает выходу спектакля «Павшие и живые» Ю. Любимова в театре на Таганке; в театре им. Вахтангова одобряет постановку пьесы «Римская комедия» (Дион) драматурга Л. Зорина, зная, что в БДТ Г. Товстоногова эта постановка уже запрещена ленинградским партийным руководством сразу после премьерного спектакля; инициирует (под личное поручительство) первый выезд за границу Андрея Тарковского, к этому времени уже снявшего «Иваново детство», на международный кинофестиваль; «выпускает» в командировку в США совсем молодого Евгения Евтушенко, поддерживает А. Твардовского, О. Ефремова, И. Смоктуновского, Р. Быкова, Л. Шепитько, Э. Климова и многих других писателей, кинорежиссёров, театральных деятелей; и наконец делает всё для того, чтобы выдающийся фильм А. Тарковского «Андрей Рублёв» получил финансирование и был снят.

Открыто и бесстрашно утверждает Куницын собственной практикой, что нормальные и плодотворные взаимоотношения между партией и творческой средой возможны! Более того – такими и обязаны быть.

Но не тут-то было…

В 1966 г. партийная верхушка применяет испытанный, давно и любовно отработанный иезуитский приём: Г. Куницыну предлагают пост министра кинематографии СССР, но с условием, что на этом посту он «решительно разберётся» именно с теми творцами и художниками, которых поддерживал и продвигал все пять лет работы в недрах ЦК.

Наступил «момент истины», который предрешил всю последующую жизнь Куницына: лично члену Политбюро М. Суслову («серому кардиналу» при Л. Брежневе) он заявляет, что его руками эта программа проводиться не будет… «Не будет твоими – проведём другими!» – так, должно быть, рассудил Суслов, и вместо Г. И. Куницына назначили министром кинематографии Ф. Т. Ермаша, бывшего подчинённого Куницына.

Ермаш положил фильм А. Тарковского о Рублёве «на полку» сразу, как только сел в кресло, на пять бесконечных (для автора фильма) лет; притом, что Г. И. Куницын перед скандальным уходом из ЦК в 1966 году успел всё же присвоить картине высшую, первую категорию.

Но в публикуемых письмах одного бывшего партийного чиновника к другому партийному чиновнику, что само по себе – редчайший случай, есть удивительная и даже исключительная особенность.

Георгий Куницын, человек, осознанно и добровольно пожертвовавший блестящей карьерой ради выстраданных принципов и нравственной позиции, человек безупречной репутации в глазах творческой интеллигенции России, – единственный из возможных людей получил самой судьбой право говорить со своим когда-то товарищем исповедально, с предельной прямотой, поднимая разговор на высочайший уровень взаимной ответственности за Отечество.

Фактически – это письма человека, попытавшегося на практике стать реальной АЛЬТЕРНАТИВОЙ тому, что с годами олицетворил своей карьерой «архитектор перестройки» А. Н. Яковлев. Из публикуемых здесь «Писем» неопровержимо возникает портрет политического деятеля, в результате усилий которого (и имя им – легион!) страна угодила в «геополитическую катастрофу», аналогов которой в истории нет.

Да, эпоха Брежнева категорически не приняла альтернативы таких, как Куницын, предлагавших открытую поддержку всего талантливого и честного в искусстве и культуре, поскольку именно такие искусство и культура прежде всего помогают обществу в целом развиваться нормально не только в духовном, но и в материальном планах.

Эта эпоха выбрала не «куницыных», а «яковлевых». И «героическая ссылка» Яковлева послом в Канаду, как следует из «Писем», – это всего лишь наказание за выбор им не брежневской мафии, а шелепинской. Яковлев стал «жертвой» не «кровавого режима», а внутрипартийной разборки противоборствующих кланов в верховной власти, в недрах самого режима. Как говорится – почувствуйте разницу!

Эта власть, власть по преимуществу безграмотных и ограниченных руководителей СССР, и потащила великую страну к пропасти, прикрываясь, как фиговым листком, лозунгами о коммунизме и ничего не смысля в марксизме, не зная его и боясь, насаждая в «науке о марксизме» догматизм и начётничество, поощряя ортодоксов и идейных лакеев, обслуживающих полуграмотную «партийную верхушку» в их пустопорожней демагогии.

Таких, каким и был, судя по публикуемым «Письмам», А. Н. Яковлев; умный, образованный, но потому и наиболее опасный в руках беспринципной власти, которой он беззаветно-корыстно служил и «до», и «после» так называемой «горбачёвской перестройки».

«Письма» впервые публикуются отдельной книгой и в полном объёме. Небольшие фрагменты их обнародованы мною в 1996–1997 гг. в газете «Литературная Россия». Тогда адресат писем – А. Н. Яковлев – был жив. Но он предпочёл промолчать. Однако история неумолимо делает тайное явным. И мы в силу возможностей обязаны, как думается, способствовать этому процессу.


С этой книгой читают
Предлагаемая читателю книга – результат размышлений автора о природе человека, о смысле и цели его существования, о том, как он проявляет себя в сложных жизненных испытаниях. Особое место в книге занимает Великая Отечественная война. Страницы, посвященные ей, по сути, носят характер мемуаров. Автор сам активный участник этих событий. Война представляется как тяжкий труд со смертельной опасностью, ковавший характеры, закалявший души.В формате PDF
«Надо тянуть лямку жизни», – дала наказ в письме родным Нина Васильевна Медведская, автор этих мемуаров. Дочь «врага народа» вспоминает, как не дали золотую медаль в школе, как мечтала учиться в Питере, голодала, скиталась по стране, но, все преодолев, стала педагогом, историком. А еще – счастливой женой приморского художника Владимира Михайловича Медведского. Кроме воспоминаний жены в книге собраны факты биографии, письма, статьи, связанные с жи
Гаврилов Г.В. был человек трудной судьбы, его отличительными чертами были бескомпромиссность и готовность во всем идти до конца. Свой жизненный путь он описал в двух книгах «Спаси себя сам. Автобиографическая повесть» и «Путь к себе. Письма странника».
«Письма» Михаила Врубеля к сестре Нюте (Анне Александровне) каждый раз извиняющиеся – задержал свой ответ то на неделю, то на год; благодарственные – за высланные деньги или поздравления; радостные – принялся за лепку, впервые прочитал Ибсена, ждет невесту из поездки. Он добр и заботлив, делится размышлениями об искусстве, о своем предназначении, о семье, о величайших людях эпохи, о болезни и своих горестях. В сборник вошли письма сестре с 1872–1
Три героя отсылают нас к финалу текущего столетия, началу XXII века и концу третьего тысячелетия по земному исчислению. Майкл пытается разобраться в том, что заставляет чувствовать окружающий его мегаполис враждебным и смертельно опасным. Улисс ищет врага вовне и внутри корпорации, пытаясь отыскать причину гибели соратника. Миджер боится сгинуть ни за что в пылающей вокруг космической битве. Но все трое начинают подозревать, что настоящий враг –
По обвинению в убийстве казнён Джерри Килки. Безымянный внебрачный сын казнённого десять лет высылает своей сводной сестре деньги. В день 10-летия казни гибнут почти все виновные в смерти невиновного! Всё это организовал и впрямь внебрачный сын Килки, но… настоящий!
Саша Углов – студент-первокурсник. К сожалению, он запустил себя, набрал лишний вес, и здоровье юноши уже никуда не годится. Однажды у Саши случается сердечный приступ. Герой умирает, но его сознание оказывается в теле другого человека в ином мире.Теперь он Рэйсан Рэ – наследник известного рода. У молодого аристократа сильное натренированное тело и блестящие перспективы. Девушки просто вешаются на него, о чем Саша и мечтать не мог. Но вокруг бога
Это не только увлекательный рассказ, как физики-ядерщики, выпускники МИФИ, создали компанию «Валта», крупнейшего поставщика товаров для домашних животных и лидера российской зооиндустрии. Это размышления о том, что никакой механики у успеха нет и быть не может. В основе любого дела лежит система ценностей. И еще вы узнаете, что бизнес – это не совсем про деньги, а скорее про заботу о своем культурном дубе, за которым ухаживает не один человек, а