Василий Алексеевич Игнатьев, Виталий Георгиевич Бояршинов - «DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть VII. Фабрично-заводске школы Верх-Исетского завода (1923-1939)

«DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть VII. Фабрично-заводске школы Верх-Исетского завода (1923-1939)
Название: «DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть VII. Фабрично-заводске школы Верх-Исетского завода (1923-1939)
Авторы:
Жанры: История России | Биографии и мемуары
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2020
О чем книга "«DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть VII. Фабрично-заводске школы Верх-Исетского завода (1923-1939)"

Воспоминания уральского преподавателя и бытописателя Василия Алексеевича Игнатьева (1887-1971) в 10 частях. В 7-й части автор рассказывает о фабрично-заводских школах на Верх-Исетском заводе, учебном процессе, жизни и быте преподавателей и учащихся.

Бесплатно читать онлайн «DIXI ET ANIMAM LEVAVI». В. А. Игнатьев и его воспоминания. Часть VII. Фабрично-заводске школы Верх-Исетского завода (1923-1939)


Предисловие к Части

VII

.

В 1924 г. В. А. Игнатьев поступил работать в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на Верх-Исетском заводе (ВИЗ), называвшемся тогда «Красная Кровля». Ранее он никогда не думал, что ему придётся работать если не на заводе, то в непосредственной близости к заводу и для завода. Как он сообщает в своих мемуарах, в детстве он хорошо узнал жизнь и быт крестьян, у него было много знакомых и друзей в деревне, сам он – выходец из духовного сословия – учился и стал преподавателем в городских учебных заведениях, а о рабочих он ничего ранее не знал, кроме текста песни: «Вставай, поднимайся, рабочий народ». Теперь же на ВИЗе ему пришлось узнать и жизнь рабочих, и их быт. Этому посвящена седьмая часть публикации его воспоминаний.

Верх-Исетский завод был основан в 1725 г. и являлся одним из старейших заводов на Урале. Он производил кровельное железо, которое пользовалось всемирной известностью под названием яковлевского. Владельцами завода были купец Савва Яковлевич Яковлев (1712-1784) и его наследники, а с 1908 г. акционерное общество «Азовско-Донской банк». Верх-Исетский завод представлял собой как само предприятие, так и заводской посёлок, имел своё самоуправление, несколько школ, госпиталь, и традиционно играл важную роль в общественно-политической жизни г. Екатеринбурга.

В 1918 г. завод был национализирован и получил название «Красная кровля». После революции и гражданской войны в 1920-1930-х гг. завод прошёл период от восстановления промышленного статуса небольшого предприятия с устаревшим оборудованием до масштабной реконструкции в ходе индустриализации, сделавшей завод передовым предприятием Советского Союза по изготовлению высококачественной стали.

В 1929 г. посёлок завода вошёл в состав г. Свердловска, а сам завод «Красная Кровля» в 1930 г. был переименован в Верх-Исетский металлургический завод. К середине 1930-х гг. он стал полностью обеспечивать потребности страны в производстве электротехнической стали.

В 1992 г. было образовано ОАО «ВИЗ», в 1998 г. на его базе было создано ООО «ВИЗ-Сталь», которое с 2008 г. вошло в международную группу компаний НЛМК.

В настоящее время Верх-Исетский район является одним из районов г. Екатеринбурга, который включает в себя западную часть и часть центра города. Это социально и индустриально развитая территория, на которой располагаются крупные предприятия, административные и жилые здания, культурно-массовые и спортивные центры.

Основные документы по истории Верх-Исетского завода находятся в федеральных и региональных архивах: Российском государственном архиве экономики (РГАЭ), Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Государственном архиве Свердловской области (ГАСО), Центре документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО), Государственном архиве Пермского края (ГАПК).

Истории Верх-Исетского завода в советское время было посвящено множество книг1, в которых подробно излагались техническое развитие завода, участие рабочих в революционном движении и большевистской партии в истории завода. Также публиковались воспоминания рабочих завода, участвовавших в революционных событиях и гражданской войне.

В новейшее время интерес к истории завода не исчезает как в популярных изданиях, так и в научных работах.2

В. А. Игнатьев был преподавателем русского языка в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в 1923-1924 гг., заведующим учебной частью в школе ФЗУ в 1924-1931 гг., заведующим фабрично-заводскими техническими курсами на ВИЗе в 1931-1932 гг., преподавателем русского языка в сменном высшем техническом учебном заведении (ВТУЗе) ВИЗа в 1932 г., одновременно был преподавателем географии на отделении рабочего факультета Уральского политехнического института (УПИ) и в металлургическом техникуме при ВИЗе, преподавателем русского языка, секретарём и библиотекарем в Вечернем коммунистическом университете при ВИЗе в 1932-1935 гг., преподавателем русского языка на производственно-технических курсах на ВИЗе в 1935-1936 гг. и на курсах мастеров социалистического труда в 1936-1939 гг.

В 1958 г. по инициативе ветеранов завода в новом Дворце культуры металлургов, ныне Центр культуры и искусства «Верх-Исетский» (пл. Субботников, 1) было выделено помещение для открытия нового музея завода. В нём были выставлены образцы руд и минералов, заводская продукция с момента основания завода до новейшего времени, предметы домашнего быта рабочих.3

В. А. Игнатьев, находившийся на пенсии с 1956 г., в 1960-1965 гг. составил несколько очерков своих воспоминаний, посвящённых заводским учебным заведениям, в которых он работал в 1923-1939 гг.: «ВИЗовский период учебной деятельности П. А. Иконникова» в составе автобиографических очерков «Петя Иконников» (1960-1961 гг.) в «пермской коллекции» воспоминаний4, «Очерки по истории профессионально-технического образования на Верх-Исетском металлургическом заводе в советское время» (1961-1962 гг.) и «Годы жизни и работы в культурных учреждениях Верх-Исетского металлургического завода» в составе «Автобиографических воспоминаний» (1965 г.) в «свердловской коллекции».5 Подробнее о его воспоминаниях см. также в Части I. «Семейная хроника Игнатьевых».

О своих мемуарах по Верх-Исетскому заводу в 1961-1962 гг. В. А. Игнатьев сообщал в письмах к братьям П. С. и И. С. Богословским:

«Дорогой Павел Степанович!

Вчера я получил Ваше приветственное письмо по поводу праздника Великого Октября, за которое приношу Вам благодарность. Надеюсь, что Вы получили моё аналогичное письмо Вам. …

Работа на ВИЗе была как бы восполнением к моему прежнему опыту жизни: а именно: детство и юность дали мне возможность изучить жизнь и быт крестьян, а во время работы на ВИЗе я ознакомился с жизнью людей другого класса – рабочих. Было много новых впечатлений, которые перешли потом в воспоминания. Вот так и возникла у меня мысль – написать эти «memorialia».6

Подробнее он писал И. С. Богословскому следующее:

«Дорогой Иван Степанович! …

О моих мемуарах. Ещё 1,5-2 года тому назад я написал ряд разрозненных очерков о школе ФЗУ ВИЗа. Я их представил на усмотрение «историку ВИЗа». Есть такой человек.7 Он мне предложил переработать их в единый компактный очерк, что я и выполнил. Потом мне было предложено сократить его для внесения в историю ВИЗа, что я и сделал. Первоначальный (просторный) очерк в настоящее время просматривают мои бывшие ученики на предмет дополнения и уточнения тех или иных событий. Историк ВИЗа рекомендовал мне с тем первым просторным очерком обратиться или в управление трудовыми резервами или в обком комсомола.8 Я обращался с ним в Сверд[ловское] обл[астное] управление трудовыми резервами, и есть основания думать, что его там примут для печати ввиду предстоящего в 1962 г. сорокалетия школы ФЗУ. Я пока очерк туда не передаю, т. к. предполагается организация во Дворце культуры ВИЗа встречи с выпускниками школы ФЗУ в период её существования до реорганизации в ФЗО [фабрично-заводского обучения – ред.]. Если эта встреча состоится, а я думаю, что она состоится, то в мои руки должно много поступить дополнительного материала о судьбе выпускников школы, а это очень важно, п[отому] что главное то, что нужно сказать в очерке – это, что же школа дала для государства. Планы мои очень широкие и выливаются в тему: «Очерки по истории профтехнического образования на ВИЗе в советское время».


С этой книгой читают
Воспоминания уральского преподавателя и бытописателя Василия Алексеевича Игнатьева (1887-1971) в 10 частях. Во 2-й части автор рассказывает о Камышловском духовном училище на рубеже XIX-начале XX веков, учебном процессе и преподавателях, досуге и быте учащихся.
Воспоминания уральского преподавателя и бытописателя Василия Алексеевича Игнатьева (1887-1971) в 10 частях. В 3-й части автор рассказывает о Пермской духовной семинарии начала XX века, учебном процессе и преподавателях, досуге и быте учащихся.
Воспоминания уральского преподавателя и бытописателя Василия Алексеевича Игнатьева (1887-1971) в 10 частях. В 10-ю часть вошли очерки, не вошедшие в предыдущие части, философские заметки автора и очерки на библейские темы.
Монография посвящена историко-архитектурному описанию монастырских комплексов Московского Кремля, являющегося результатом многолетних исследований автора. Монастыри в Кремле всегда выполняли множество различных функций – духовных, представительских и других, очень важных для столичного города огромного государства. Кроме того, монастырские комплексы были самостоятельными замкнутыми архитектурно-пространственными объектами и имели специфические ос
Настоящее издание посвящено истории польской диаспоры в Тобольске – от первых упоминаний о появлении поляков в Сибири в конце XVI века до середины 20-х годов XX века. Используя архивные материалы, автор восстанавливает историю создания римско-католического прихода в Сибири. Книга адресована широкому кругу читателей.
С историческим повествованием И. А. Гончарова «Фрегат «Паллада» книга имеет лишь общие сюжет и персонажей. Автор проделал маршрут «Паллады» 1853 года заново в 1967 году и заполнил содержание отчёта царского секретаря вновь открывшимися реальными обстоятельствами, документами. Цензура самодержавия об упомянутых фактах попросту умалчивала. Это прежде всего каторжное отношение к нижним чинам, неимоверные условия содержания, быта команды. Офицерский
Книга о Седьмой оперативной эскадре СФ посвящена описанию исторических событий её становления и боевой деятельности от начала образования и до последних дней службы Военно-Морскому флоту. В ней полно приведены статистические данные всех этапов боевой деятельности эскадры, описано создание, строительство и освоение кораблей новейших проектов. Описанные эпизоды событий во время несения боевой службы дают возможность всем читателям книги понять, что
Первая и на текущий момент единственная большая книга о создании, ведении и развитии бизнеса интернет-магазина в России, написанная практикующим магазинщиком с непрерывным 20-летним опытом в электронной коммерции.
Продолжение приключений бывшего варвара, а ныне специального агента Томаса Брейна!Опыт и умения Томаса Брейна замечены куратором Имперской Службы Безопасности. Форт теперь укомплектован гарнизоном, за ним есть кому присмотреть, и Томас отправляется на новое место службы, где его готовят к рискованной акции. Однако местный климат играет с ним странную шутку – он то и дело проваливается в другие реальности, где в его помощи очень нуждаются, но, вер
Дэйнара Эштон – любящая дочь, девушка строгих моральных правил и настоящая леди. Лорд Кройд – само воплощение порока, имеющий репутацию распутника, картежника и жестокого беспринципного человека. Оскорбленный отказом Ары, он превращает жизнь её семьи в кошмар наяву. Чтобы спасти близких, девушка решается прийти к своему палачу с унизительным для неё предложением…
Виктору в детстве вытянули карту "Император". Ему нагадали, что он вырастет здоровым, мудрым и удачливым – качества прекрасного правителя, вот только… Да, его вырастил император, но он – не его сын, и престол ему никто отдавать не собирается. Хорошее пророчество в его ситуации ставило его в опасное положение. Тее в детстве тоже вытянули карту "Император", и все, что нагадали Виктору, могло пророчить ей прекрасное будущее, так как она являлась нас