На выступлениях перед курсантами военных учебных заведений, на конференциях и интервью мне часто задают вопросы про ООН. «Как ты стал военным экспертом ООН? А, зачем…? Где получил информацию про то, что таким экспертом можно стать? Разве можно без связей и денег попасть служить за границу, а тем более в ООН? Где вообще можно пройти обучение и где ты сам обучался? Почему так мало информации в открытом доступе, и никто не рассказывает в СМИ об этом? Что надо для того, чтобы стать военным экспертом ООН, какими качествами и навыками надо обладать? Может ли военный летчик или офицер-подводник стать военным экспертом? А в каких странах есть миссии ООН? В чём заключается суть службы в миссиях? Какие сложности бывают в миссиях ООН? А сколько зарабатывают наблюдатели в ООН? И ещё множество подобных вопросов.
Отвечая на эти вопросы, всегда с воодушевлением рассказываю о своём пути в ООН. Ведь стать военным наблюдателем ООН теоретически может любой действующий офицер Министерства обороны или МВД, но путь становления у каждого будет свой, особый. В этом я убедился, проведя опрос своих знакомых, которые выбрали своей судьбой служение миру. Или судьба их выбрала. Но об этом чуть позже.
Одни офицеры слушают мои ответы как сказки и не верят, что всё это возможно. Другие используют мои рассказы практически и через некоторое время сами прикрепляют шевроны с эмблемой ООН на рукава, надевают береты цвета мирного неба и ступают с трапа самолёта в плотный и раскалённый воздух африканского континента.
В этой книге я постараюсь осветить ответы на эти и многие другие вопросы, касающиеся службы военного наблюдателя ООН. Что-то будет в виде рабочих алгоритмов, которые я придумал и впоследствии неоднократно использовал. Что-то – в виде зарисовок с натуры, по которым воображение читателя, погружаясь в атмосферу событий и быта южного континента, будет создавать африканскую мозаику. Каждый сможет найти здесь что-то своё. А я дам вам полную свободу получить максимальную ценность и пользу от прочитанного.
Эта книга имеет в своей основе реальные события, происходившие в разное время в разных странах и на разных континентах. Все ключевые события были записаны в моих ежедневниках и запечатлены на цифровых фотоснимках. Поэтому мне не составило большого труда восстановить их в памяти и изложить на бумаге. Все имена изменены и совпадения случайны, как любят говорить авторы, когда не хотят компрометировать людей.
ВВУЗ – военное высшее учебное заведение. И главное слово здесь – ВОЕННОЕ. При поступлении в ВИКА я наивно полагал, что в расшифровке аббревиатуры – Военно-инженерная космическая академия – главное слово КОСМИЧЕСКАЯ. Следующим по значимости в моём представлении шло прилагательное – ИНЖЕНЕРНАЯ. Существительное АКАДЕМИЯ несло в себе некую таинственность, покрытую озорным юмором. Что-то среднее между «Академией пана Кляксы» и «Полицейской академией».
И хотя таинственности и юмора за время обучения инженеров для космической отрасли было достаточно, Академия готовила и выпускала офицеров – квалифицированных специалистов для космических войск.
В ВВУЗах до сих пор действует социалистическая система распределения молодых специалистов – лейтенантов. После защиты квалификационной работы и получения диплома лейтенантов направляют в те воинские части, откуда приходит запрос на специалистов определенного профиля.
После обучения в ВВУЗе офицер обязан отслужить пять лет, так сказано в контракте. Далее он имеет право выбрать – продлить контракт либо уволиться и заняться чем-то другим.
По окончании обучения офицер получает предписание – официальный документ с подписями и печатями, где указан номер воинской части и местность, куда следует поехать лейтенанту для службы. Так же там указана дата, когда желательно появиться в штабе части и сообщить командиру:
– Товарищ полковник, лейтенант Иванов прибыл к новому месту службы!
Поэтому волноваться и искать себе место для работы, как после гражданского ВУЗа не надо. Если у вас нет знакомых генералов или родственников в отделе кадров, то ваше распределение всегда будет похоже на рулетку. Вас могут отправить в Плесецк или Улан-Удэ, в Комсомольск на Амуре или в Якутск, во Владивосток или в Воркуту.
Как и в игре в рулетку при распределении от вашего желания мало что зависит. Хотя, лейтенанты, окончившие обучение в ВВУЗе с золотой медалью, могут выбрать место для службы, иногда даже не по профилю.
Мне повезло. На мандатной комиссии перед выпуском из Академии мне выдали предписание в воинскую часть, которая находилась в трех сотнях километров от моего родного посёлка. В этом селе я провёл большую часть своей жизни, окончил среднюю школу, там жили мои родители и немногочисленные родственники. Вероятно, в то время желающих ехать на «самый край Земли» особо не было, большинство ребят мечтало остаться в Питере или поехать в Москву.
Женился я за год до окончания Академии. На край земли мы поехали с супругой вместе, поменяв северо-запад на северо-восток. И если на северо-западе уже зеленела листва и цвели яблони, то северо-восток встретил нас голубыми сугробами и серым лесом.
Командно-измерительный комплекс космических войск находился в лесу рядом с небольшим военным городком. Городок состоял из десятка трехэтажных домов, построенных военными строителями в середине прошлого века на заре космонавтики в стране, которая осталась на старых картах и называлась СССР.
Гостиница с почтой, детский садик, средняя школа и клуб. Необходимый социальный минимум любого военного городка, который был создан во времена строительства социализма.
Ранее городок был закрытым, об этом напоминал контрольно-пропускной пункт на въезде и колючая проволока вокруг территории городка, местами уже провисшая и разорванная. КПП некоторое время ещё функционировал и наряд, назначаемый командиром части – начальником КИК, не пускал посторонние машины на территорию городка и после того, как городок потерял статус закрытого. Таким образом командир, заботясь о своих подчинённых и их семьях, пытался обеспечивать порядок, не пуская в городок непрошенных гостей, а вместе с ними и проблемы, которые могли появиться.
Перестройка, гласность, плюрализм мнений и движение в сторону демократии сделали своё дело, и со временем наряд по КПП впускал и выпускал все автомобили, кроме тех, которыми владели военнослужащие из городка. Военным надо было пройти множество инструктажей по правилам и мерам безопасности и записаться в специальный список «На выезд» для того, чтобы покинуть городок на своём автомобиле.
Все военные постройки – космические станции, склады, казармы, офицерское общежитие и штаб тоже были построены военными строителями Советского Союза. Медленно, но верно всё это приходило в упадок.