– Ирина Георгиевна, пройдите сюда, пожалуйста, посмотрите
внимательно. Знакомы ли Вам эти люди?
Молодой следователь ввел Ирину в холодный зал, неприятно освещенный мертвенно-холодным светом люминесцентных ламп. Сопровождающий их санитар откинул с двух, лежащих на столах тел, простыни, и Ирина увидела обожженные трупы мужчины и женщины средних лет. Следователь наблюдал. Неопределенного возраста санитар с испитым лицом равнодушно продолжал жевать жвачку.
Ожоги были страшные, глубокие, местами до обугливания, кое-где кожа свисала струпьями, обнажая мышцы. Как ни странно, лица пострадали меньше всего. Отечные, в красных пятнах, они все же были узнаваемы. Вглядевшись в них, Ирина узнала своего бывшего мужа Николая и его жену Леру. Ужасная смерть. Немного осевшим голосом она произнесла: «Это Николай Иванович Берестов и его жена Валерия Степановна. Как они погибли?»
Следователь ответил: «Пожар на даче. Причины сейчас выясняем». Они прошли в кабинет судмедэксперта и составили акт опознания. Ирина поинтересовалась, почему вызвали именно ее. Лейтенант пояснил, что в начале мая на дачах вокруг их домика, еще никто не ночевал. А в машине Берестовых нашли записную книжку, где ее фамилия —Арбенина, адрес и номер телефона были записаны на первой странице.»
– Кем доводились Вам погибшие? – спросил он.
– Николай Берестов был моим мужем. Он отец моей дочери. В браке я фамилию не меняла.
– А в каких отношениях Вы были с бывшим мужем и его женой? – заинтересовался следователь.
– Я бы сказала, в нормальных. Виделись редко. Дочь не хотела сближаться с отцом и его женой.
– А когда Вы их видели в последний раз?
– Николая, наверное, две недели назад, а Леру с полгода, случайно встретились на улице.
– Во время последней встречи с Берестовым ссоры между вами не было?
– Нет, конечно, что нам делить? Он просто зашел навестить дочь.
– Скажите, а вчера вечером, между 22:00 и 23:00, что Вы делали?
– Я была на дне рождения у знакомой. Ушла в начале двенадцатого. Можете записать ее адрес.
Следователь записал и отпустил Ирину, взяв, на всякий случай, ее визитку.
Резкий телефонный звонок разбудил ее в шесть утра. А сейчас было около восьми. До работы оставался целый час. Ирина Георгиевна решила заехать в парк и посидеть у пруда, немного прийти в себя от пережитого. Ей нужно было обдумать происходящее. Эта череда смертей среди близко знакомых ей людей вызывала беспокойство.
Как она отнеслась к смерти бывшего мужа? Довольно спокойно. Не верилось даже, что когда-то это обгоревшее тело было самым любимым и дорогим для нее человеком. Что она не спала ночами, писала стихи, с дрожью в коленях и слипшимися от волнения губами, спешила к нему на первое свидание. С ним она целовалась часами. Стала женщиной. Пережила много ночей, полных чувственных наслаждений. От него родила дочь. Когда они познакомились? Точно, двадцать пять лет назад. Могли бы отметить серебряную свадьбу. Не сложилось. Но она и не жалела ни о чем. Сидя на скамейке в полупустом парке, вдыхая воздух, наполненным запахом молодых тополиных листьев, и любуясь утками, скользящими по глади пруда, Ирина погрузилась в дни своего прошлого.
*** ***
Ире повезло с родителями. Ее отец был заместителем директора НИИ оборонной промышленности, видным в своей области ученым – изобретателем. По тем временам семья жила очень обеспеченно. Полногабаритная четырехкомнатная квартира. Двухэтажная дача. Поездки летом в санатории на Черном море. Высокая зарплата отца. Машина. Но главное было даже не это, а ее потрясающий отец.
Старшая сестра Света была легкомысленной особой, училась на тройки, думала только о тряпках и своей внешности, и с семи лет мечтала выйти замуж. Отец не относился к ней серьезно. Спрашивал об отметках, давал деньги на карманные расходы, возил отдыхать – и этим его воспитание ограничивалось. А Ира была его гордостью. С детства она поражала окружающих своим умом и способностями. Читать научилась в три года, наблюдая, как мать объясняла чтение слогов Светлане. Считать – когда Света мучилась над арифметическими действиями. Ира схватывала все на лету, до сути любого предмета старалась докопаться сама. По глубине понимания она превосходила порой своих школьных учителей, у одних вызывая уважение, других раздражая.
Отец порой проводил с ней «детские семинары». То целый день они с ним говорили о звездах, планетах, черных дырах, а ночью смотрели в телескоп. В другой выходной они с отцом решали задачи, спорили о теории относительности, пытались доказать теорему Ферма. А в следующий выпавший отцу свободный день ехали на природу, наблюдали за жизнью бабочек и жуков, обсуждали язык пчел и социальную жизнь муравейника, определяли породы увиденных птиц, учились ориентироваться в лесу.
С отцом было захватывающе интересно говорить на любую тему, и Ира проглатывала подряд десятки познавательных книг, чтобы с ним их обсудить. Зимой они ходили на лыжах, играли в шахматы и сочиняли буриме. Летом катались на лодке и водных лыжах.
Мать, постоянно погруженная в себя и свои болезни, вела домашнее хозяйство, учила Свету шить, вязать и готовить (чем категорически не хотела заниматься Ирина). Со Светой мать о чем-то говорила по вечерам, они с ней ходили по магазинам, собирали открытки с фотографиями киноактеров. А Ира была папина дочка, и никто не мешал их дружбе. Ира занималась музыкой и английским, ходила в бассейн. Школу она закончила с золотой медалью и поступила на биофак университета.
Нет, Ира не была типичной отличницей в очках, занимающейся до трех часов ночи дома и пропадающей в библиотеке. Училась она легко, без напряга. Научную литературу читала как беллетристику. Оставалось время и для веселой студенческой жизни. Кафе, вечеринки в квартирах у друзей, выезды с группой на природу. Знакомых парней было много. Они калейдоскопом сменяли друг друга. Два – три раза кино, ресторан или театр, поцелуи в подъезде или в общежитии во время очередного сборища группы. И потом следующий. Но никто не мог покорить сердце умной, ироничной, но немного бесшабашной девчонки.
Отец гордился ее успехами в учебе и у парней, первыми научными студенческими работами. Они продолжали по-прежнему оставаться друзьями. Света рано вышла замуж и уехала жить на Украину.
Когда Ирина училась уже на пятом курсе, готовилась поступать в аспирантуру, и в ее жизнь, наконец, вошла любовь. Даже не вошла, а ворвалась. Ире исполнилось двадцать два года, и она мечтала о любви, ей хотелось испытать огромную, всепоглощающую страсть. Мечты сбываются, особенно у сильных, позитивно настроенных людей. Как-то раз она пришла домой около восьми часов вечера, после тренировки в бассейне, где готовилась к соревнованиям по плаванию за университетскую сборную.