- Яша,- серьёзно сказала Хрийз, специально присев на корточки, чтобы посмотреть другу в глаза.- Я тебя очень прошу. Будь воспитанным и сдержанным. Договорились?
Сийг переступил с лапы на лапу и невнятно каркнул. Истолковать это карканье можно было как угодно.
- Яша. Я тебя прошу. Пожалуйста. Для меня это важно, очень, очень важно, дурья твоя башка! Не подведи.
Яшка преданно смотрел оранжевым глазом. Мол, ты о чём, хозяйка? Когда это я подводил тебя? Хрийз только головой покачала. Полагаться на пакостника было нельзя ни в коем случае.
- Ты дождёшься, паразит,- тщетно пытаясь сохранить суровость, высказалась Хрийз.- Посажу на цепь!
Яшка забормотал нечто упрямое, что Хрийз прочитала как: а вот не посадишь, а вот и не посадишь, друзей на цепь не сажают. И был прав, зараза пернатая. Хрийз вздохнула, встала. Прошлась по дорожке перед зданием школы. Судьба глумилась вовсю: это была та самая школа, где Хрийз впервые встретила учителя Несмеяна. Хорошо, что сам Несмеян теперь в Жемчужной Взморье. А то как бы они встретились?
При мысли о Несмеяне кольнуло привычной иголочкой. Первая любовь всегда безнадёжна, все это знают. Но больно, всё равно больно. Не скоро забудешь. А забыть – надо. Иначе откуда возьмутся силы на дальнейшую жизнь?
Встречу у школы назначила Райда Капгир. Она хотела познакомить Хрийз с преподавателем теории магии, который согласился на репетиторство. Он работал в школе с учениками старших классов и заодно занимался подготовкой к экзаменам контрактников, в том числе и от компании «Сияна».
Райда появилась точно в срок, не раньше, но и не позже. Яшка вспрыгнул на спинку лавочки, угрожающе распахнул крылья. Сразу стало видно, какой он здоровый и, чего там, страшный. Один клюв с зубами чего стоил. Вот такая интересная зверушка. По виду – вроде бы птица, а по сути – чёрт знает что. И с зубами в клюве.
- Пойдёмте,- деловитее сказала Райда, не обращая на сердитого Яшку никакого внимания.- Пойдёмте! Я надеюсь, Кот возьмёт вас…
- Кот?- недоверчиво переспросила Хрийз.
- Личное имя,- пояснила Капгир.- Кот Твердич Каменев.
Хрийз кивнула, запоминая. Кот так Кот. Мало ли какая фантазия настигла родителей, давших младенцу звучное с их точки зрения имя. В далёкой земной реальности были же чудаки, назвавшие своего сына БОЧ рВФ 26…. Дальше не помнила. Номер какой-то. Или дата рождения, что ли. Бедный пацан. Так что Кот – ещё не самый идиотский вариант…
Кот Твердич встретил их в школьном холле. Яшку оставили снаружи, несмотря на все его возмущённые вопли.
- С птицами нельзя,- коротко бросил преподаватель.
Хрийз недрогнувшим голосом велела Яшке ждать снаружи в парке. Тот орал, орал… Но с господином Каменевым поспоришь! Хрийз поневоле ожидала пожилого, с сединой и морщинами, но обманулась. Преподаватель выглядел молодо. Высокий парень, широкий в плечах и с во-от такими кулаками. Ему бы не в школе, ему в десантуре служить, гвоздить железной дланью врагов, кромсать их на ленточки широким ножом... Аура его светилась мягким солнечным золотом, но на мгновение Хрийз показалось нечто знакомое. Неуловимое, но очень знакомое, и, между нами говоря, донельзя странное: разве можно таким, как он, работать с детьми?..
Райда представила их. И Хрийз, не успев вовремя захлопнуть рот, выдала на выдохе:
- Вы неумерший?
Он переглянулся с Райдой. Терпеливо спросил, голос оказался мягким, доброжелательным:
- Почему вы так думаете, Хрийзтема?
- Ну…- она уже не была так уверена.- Простите. Мне показалось.
- Вы уже встречались с неумершими?- спросил он.
- Да,- ответила Хрийз.- Вот поэтому и показалось. Будто вы похожи.
- На кого?- невозмутимо улыбнулся он.
- Ну… На Канча сТруви,- сказала она.- Или даже на Дахар. Больше всего, на Дахар. Но это так… Мне показалось, простите.
Аура у него ничуть не напоминала мёртвый серый тусклый свет неумершего, на который в магическом спектре лучше не смотреть, такой это ужас во плоти.
- Если показалось, то выкиньте из головы,- дружелюбно посоветовал Кот Твердич.- Пойдёмте в класс…
Летом занятия в школе не велись, и просторный холл был пуст, тих и печален. Сквозь высокие окна падал зеленовато-золотистый дневной свет. Гулким коридором прошли в класс, тоже пустой, естественно. В классе стояли шкафы с толстыми книгами, самые что ни на есть обыкновенные парты, тяжёлые портьеры были собраны над окнами в тугие бордовые валики.
- Присаживайтесь,- Кот Твердич пригласил Хрийз за одну из парт.
Сам устроился напротив, а Райда тихонько передвинула один из стульев поближе.
- Мне сказали, у вас пробелы в теории магии, Хрийзтема,- сказал преподаватель.- Какие именно?
- Я… - Хрийз решительно выдохнула: какой смысл ей врать? Первое же занятие вскроет печальную истину.- У меня не пробелы. У меня полный ноль. Без палочки. Понимаете, я из другого мира...
- Слышал,- кивнул Кот Твердич.
- Вот. А у нас, понимаете, магии нет. То есть, её не преподают нигде и… и… и вообще, не принято.
- И вы хотите учиться на штурмана, как понимаю,- уточнил преподаватель.
Хрийз отчаянно закусила губу.
- Да,- сказала она.- Я… научусь.
- Хорошо. Сейчас посмотрим, что можно сделать… Мне нужно оценить ваш уровень.
В окно грохнуло. Хрийз вскочила: Яшка! Пернатый негодник разогнался и вломил клювом по стеклу, аж звон пошёл. Стекло дрогнуло, но устояло. Яшка пошёл на второй круг. Кот Твердич жестом велел не беспокоиться. Подошёл к окну, распахнул его и Яшка, не встретив препятствия, влетел в комнату. Развернулся, пошёл на таран…
Но его медленно и аккуратно отжало на подоконник. За подоконник Яшка встал насмерть, вцепился когтями изо всех сил в крашеное дерево, только щепки брызнули, и поднял дурной крик.
- Сказал же, птицам – нельзя,- веско уронил преподаватель.
- Вы его пустите,- жалобно попросила Хрийз.- Он же иначе жизни не даст…
- Жизни не даст?- поднял бровь Кот Твердич.- Я понимаю, это очень редкий случай, когда возникает связь между взрослой птицей и юной девушкой. Но вы должны научиться спускать его на землю с собственного загривка. Ради его же блага, в конце концов. Ведь вы за него в ответе. Яшхрамт,- обратился он к сийгу.- Уймись.
Яшка раскрыл пасть ещё шире. Но не вопил, выжидал.
- Три минуты выпендрёжа тебе дороже собственной подруги,- укорил сийга преподаватель.- Стыдись.
И повернулся спиной к окну. Яшка сдулся. Свернул крылья, нахохлился, даже глаза закрыл. Обиженная гордость. Хрийз разрывало от жалости. Но девушка интуитивно понимала: вмешиваться нельзя.
- Продолжим,- сказал Кот Твердич.- Предлагаю небольшой тест по стихиям: какая откликнется…
Он показывал и наглядно объяснял простейшие «плетёнки». Хрийз честно пыталась повторить, но получалось у неё скверно. Под конец готова была заплакать: точно, не возьмётся учить, и к экзаменам не допустят, отправят сортиры чистить, чтобы отработать уже подписанный контракт. Контракт пугал, хотя в этот раз, подписывая, она осознавала риски.