Чуть больше, чем могу постичь,
Я, кажется, увидеть смог.
От жизни спрятаны ключи,
И ящик заперт на замок.
Пит Хейн
Это было в 1984 году, когда я впервые наткнулся на выражение «околосмертные переживания» (ОСП) на страницах медицинского журнала. Несколько лет спустя жена друга рассказывала мне о собственном ОСП, когда она чуть не умерла от аллергической реакции под общей анестезией. А еще через 10 лет, в 1998 году, я основал Фонд исследований околосмертных переживаний (ФИОСП) и открыл соответствующий сайт NDERF.org[1].
Одной из моих целей при создании сайта было собрать как можно больше данных об ОСП при помощи анкетирования. Оно позволяет изучать как отдельные элементы ОСП, так и ОСП в целом. Я ожидал, что это начинание будет успешным, но оно оказалось чрезвычайно успешным. За первые десять лет более 1300 человек, имевших внетелесный опыт, потратили много своего драгоценного времени на то, чтобы ответить на более ста вопросов подробной анкеты ФИОСП. Это люди разных рас, вероисповеданий и национальностей, фактически из всех уголков мира.
То, что так много людей захотели поделиться своим ОСП с другими, красноречиво говорит о влиянии этого переживания на жизнь людей. Респонденты описывают свой опыт по-разному, называя его «непередаваемым», «невыразимым», «незабываемым», «неописуемо прекрасным» и т. д. Более 95 процентов опрошенных считают свой опыт ОСП «определенно реальным», в то время как практически все остальные опрошенные считают его «возможно реальным». Ни один опрошенный не назвал его «определенно нереальным». Некоторые говорят, что он был не только самым реальным из всего, что с ними случалось, но также лучшим событием в их жизни. Вот что написал один опрошенный, чуть не умерший при попытке суицида:
Я был в мире с самим собой. Я не мучился. Я просто мог наблюдать свою жизнь и себя через Любовь этого Существа. Ни у меня самого, ни у этого Существа не было никакого недовольства тем, что я сделал, включая самоубийство. Он (мой поступок) был изменен силой Истинной Любви, с которой на него смотрели. Это Любящее милосердие, полное приятие, абсолютная любовь и подлинность вызвали во мне радость. Я заметил, что и во мне тоже была любовь, она исходила не только от этого Существа, изливавшего на меня свой свет, она была во мне, была частью меня. Я был полон любви, покоя и испытывал радость от этой подлинности. Трудно подобрать нужные слова.
Я встречал у многих людей, имевших околосмертные переживания, такие отклики. Вообразите себе переживание, которое начинается с полнейшего ужаса, вызванного угрожающей жизни ситуацией, и превращается в чудесное и загадочное событие!
Я человек науки и поэтому анализировал факты из исследований ФИОСП научным путем. Мы в ФИОСП изучили все элементы ОСП более тысячи человек, исследовали непротиворечивость их сообщений. Делая выводы на основе этих рассказов, мы следовали основному научному принципу: то, что реально существует, постоянно встречается среди множества различных результатов наблюдений.
Результаты изысканий ФИОСП ясно показали поразительное постоянство среди случаев ОСП. Это исследование установило: то, что люди во время своего околосмертного переживания узнали о Боге, любви, жизни после смерти, смысле нашей земной жизни, ее тяготах, о прощении и о многих других понятиях, поразительно устойчиво в разных культурах, расах и вероисповеданиях. Однако эти данные в целом не совпадают с тем, что можно было бы ожидать в соответствии с существующими социальными представлениями, религиозными учениями и любыми другими источниками знаний.
Для мира, изъеденного душевными муками, это очень хорошая новость. На отношение к многочисленным личным и общественным проблемам, с которыми сталкивается человечество – злоупотребление наркотиками и спиртными напитками, депрессия, тревога, групповое насилие, межрелигиозная борьба, расизм и т. д., – может весьма сильно повлиять такой значимый и подтвержденный многими опыт. Так как ОСП случаются с людьми во всем мире, есть духовная связь, соединяющая нас воедино, всеобщий опыт, напоминающий нам о нашей единой духовной природе. Исследования ФИОСП дают нам информацию, углубляющую наше понимание этой духовной связи.
А еще исследования ФИОСП исключительно ценны тем, что приближают нас к пониманию того, что происходит, когда мы умираем. Я давно перестал верить, что смерть – это прекращение нашего существования, но долго шел к пониманию этого. Я родился в семье ученых. Мой отец заведовал кафедрой фармакологии в Университете Айовы и был кандидатом на Нобелевскую премию. Благодаря ему и другим членам семьи я очень уважаю науку.
Изучив научными методами совместно с ФИОСП более 1300 случаев ОСП, я пришел к выводу, что все девять рядов доказательств, представленных в этой книге, сходятся в главном: жизнь после смерти действительно есть.
Совпадение нескольких рядов доказательств – как и тех девяти, что представлены в этой книге, – вместе убеждают гораздо сильнее, чем всего один ряд доказательств.
Например, представьте, что у нас было бы всего два ряда доказательств существования ОСП. Мы не могли бы быть на 100 процентов уверены, что эти два ряда фактов доказывают жизнь после смерти. Однако, возможно, каждый ряд фактов сам по себе на 90 процентов доказателен. В соединении эти два ряда фактов путем математических вычислений на 99 процентов доказывают, что жизнь после смерти есть>1.
Учитывая, как непросто математически анализировать всего два ряда фактов, представьте, как трудоемко и долго было бы анализировать все девять рядов фактов ОСП. К счастью, это не понадобится. Веб-сайт ФИОСП включает специальную форму, которая автоматически выполняет эти математические расчеты. Магия веб-сайта позволяет вам самим подсчитать, насколько убедительно, по вашему мнению, эти девять рядов доказательств говорят о существовании жизни после смерти. Вы также можете увидеть результаты, полученные каждым заполнившим форму. Эта анкета и другие материалы, дополняющие книгу, доступны на веб-сайте ФИОСП, на нашей странице, где исследуются факты жизни после смерти (