Во временных записях села Куриленки, которые вёл староста, был отмечен интересный случай…«В середине лета при сборе лесной ягоды столпом Света была восхищена Услада, дочь Вояты, отроковица, двенадцати лет. О чем засвидетельствовали подруги Услады, бравшие ягоду рядом с девицей».
А было это так. Пошли девицы за земляникой, уж больно много её было в то лето, и Услада пошла со всеми, взяв с собой большой туес. Девицы собрали уже много ягод, когда Услада увидела кустики с такой крупной земляникой, что её сердце радостно забилось. Она протянула к ним руку и, как золотая дымка поднялась с листиков. «Что это?» – удивилась девочка. А золотистое облачко света становилось больше и больше, оно росло и превратилось в световой столп, большой столп, который уходил в небеса.
«Ой, прямо во Сваргу Небесную путь-дорога открылась», – подумала Услада, и тут она почувствовала, что летит ввысь в этом столпе света, прижимая к себе туесок земляники. Страшно ей не было, наоборот, было радостно от новых ощущений. Пролетев некоторое время, она так освоилась в этом золотом свете, что стала исследовать его. Это был не просто свет, он излучал нежную силу и ещё он непрерывно звучал.
В какой-то миг Услада почувствовала под ногами опору. Девица оглянулась и увидела, что стоит на зеленом лугу. Вдалеке паслась большая корова. Таких больших коров Услада в жизни ещё не видела. Незнакомая корова могла и боднуть, поэтому девочка остановилась, не зная куда идти. И тут сзади себя она услышала звучание свирели, она обернулась и увидела сидящего на большом синем камне мальчика с белыми-белыми светящимися волосами. Его голубые глаза, были обращены на корову. Под камнем у ног мальчика сидели два волчонка, слушая с упоением игру на свирели. Время от времени, не справляясь с чувствами, они переминались с лапы на лапу, от неги и упоения глаза их закатывались, и тогда волчата начинали подвывать…
– Велес, перестань, я утомилась от вашего пения, – сказала подошедшая корова.
– Матушка, я просто хотел тебя порадовать-потешить.
Волчата тут же убежали по своим делам. И Корова увидела Усладу.
– А это кто? Кого ты сюда привел? – удивленно спросила корова, глядя на девочку.
Велес смотрел на матушку чистыми глазами, в которых не было ни тени смущения.
– Матушка, ты же сказала, что хочешь земляники, вот тебе и принесли.
– Велес, как же так можно, девочка из другой яви и тебе ли не знать последствия этого путешествия.
Велес очень огорчился и потупил глаза:
– Так что же теперь делать с земляникой?
Девочка поняла, что попала в сказку и видит перед собой не простого мальчика, а самого Бога Велеса, которому было угодно из любви к своей божественной матери – Корове Зимун, играть роль пятилетнего ребёнка.
Услада поднесла туес с ягодой к корове:
– Прошу Тебя, Божественная Корова Зимун! Прими от меня это подношение, оно от чистого сердца, Твой Сын Велес даровал мне эту возможность. Я благодарна Велесу за милость ко мне, ведь я вижу вас во Слави, – и Услада поставила туес перед коровой.
Корова вдохнула аромат земляники:
– Ах, как хороша. – Она улеглась на траву.
А Велес повел Усладу от камня вглубь лужайки и спросил у нее:
– Тебе не страшно было путешествовать в свете?
– Нет, нет! Мне было совсем не страшно! – сказала Услада, как будто совершала восхождение во Сваргу каждый день.
– Ты так волшебно играешь на свирели, не мог бы ты ещё поиграть на ней, уже для меня?
Услада села на траву, и Велес заиграл на свирели. Он улыбался ей, и она смотрела в его глаза, голубые как цветы льна и тонула в этих глазах. Под чарующе-убаюкивающие звуки свирели Услада погрузилась в дивный сон…
Тем временем девочки, подружки Услады, вбежали в деревню с криками. Взрослые кинулись им на встречу.
– Услада!… Услада!… Столп! Свет!.. Унесло… – это все, что поняли взрослые из криков детей.
Но тут они все увидели пропажу – Услада спала, прислонившись к плетню у своего дома, обнимая туес с земляникой, с блаженным выражением счастья на лице.
Песня Чеглока… ПРОШЛО НЕСКОЛЬКО ЛЕТ…
Выросла Услада на радость своим родителям: и хороша, и пригожа, и в работе спора и в хороводе не последняя. А уж узоры вышивала такие сильные, что за ее рукоделием издалека приезжали. Говорили, что оберегают сильно, хвори побеждают, раздоры из семьи гонят.
Вот только сама Услада всё найти себе ровню не могла. Все помнили ее вознесение в золотом столпе света и все сторожились этого. Решил Воята, отец Услады пойти с ней на капище Велесово на Великий летний праздник испросить Вълха… о судьбе любимой дочери.
Прибыли они в посад, мест, где остановиться, не было. Идут они вдоль реки и везде люди, пологи, костры. Воята решил, не теряя времени посетить капище и принести требы кумиру. На капище и встретили они Вълха Володара, он как раз проводил обряд освящения. Вълх… сразу обратил внимание на подошедших. Завершился обряд и Воята обратился к служителю:
– Светел и трисветел будь, Вълх Володар. Помоги. Дочь судьбы не находит…
Володар подошёл к кумиру Велеса и бросил жертвоподношение в огонь. Огонь вспыхнул столбом. И Вълх изрек вопрошающему:
– Отец, судьба твоей дочери в руцех божьих, а здесь на Земле я не могу прочитать ее судьбу. Услада тонет в Золотом Столпе. Но судьба её решена свыше, и ты не противься тому, что будет происходить. Покорись судьбе.
Вышли они с капища и опять не могут найти пристанища, тут к ним подбежал мальчик и, смущаясь, сказал:
– Отец приглашает вас к нашему костру.
Приняли путники приглашение гостеприимной семьи. Те уже и похлебку им налили, и место для отдыха определили. Стали знакомиться, да рассказывать о себе. Хлебосольная семья оказалась вообще не из этих краев, хотя деревня, где они теперь жили, уже более двух лет, находилась рядом с деревней Вояты и Услады. Они были переселенцы из южных краев. Засуха, неурожаи, голод и последовавшие за ними болезни согнали людей с обжитых мест.
Все оживленно разговаривали, но тем временем, двое из них, выпав из общего разговора, уже плыли в янтарной лодке по Ирийской реке. И не оторвать им было глаз друг от друга. Горан и Услада встретились…
***
Лето сменяло лето, а Горан и Услада так и жили вместе души не чая друг в друге, только одно омрачало их жизнь – не было у них деток. Добрые люди поговаривали и косились на них, но гордо ходили Горан и Услада. Однажды после того, как свекровь попрекнула свою сноху, молодые взялись за руки, и пошли вдоль реки, потом они нашли лодку. Сели они в нее и поплыли, куда глаза глядят, куда течение несёт. Принесла их река к капищу, к Вълху Володару, вышел к ним сам Володар, смотрит на них пристально да улыбается, в ноги им низко кланяется. Удивились молодые такому приёму, а Володар говорит: