Юлия Векшина - Достопримечательности Южного Урала: исторические, туристические, лечебные

Достопримечательности Южного Урала: исторические, туристические, лечебные
Название: Достопримечательности Южного Урала: исторические, туристические, лечебные
Автор:
Жанры: Путеводители | Историческая литература | Отдых / туризм
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Достопримечательности Южного Урала: исторические, туристические, лечебные"

В книге кандидата исторических наук Векшиной Юлии Александровны дан исторический очерк развития Урала, описание многих достопримечательностей и мест, которые будет интересно посетить как на краеведческой экскурсии, так и путешественникам. Книга написана очень доступно, читается легко.

Бесплатно читать онлайн Достопримечательности Южного Урала: исторические, туристические, лечебные


Исторический очерк развития территорий Урала

Урал не относится к тем регионам планеты, где возник человек. Люди пришли сюда по Каспию и реке Урал из Европы и Азии. Заселение Урала неандертальцами датируется периодом 300–100 тысяч лет назад. Урал стал территорией смешения европеоидной и монголоидной рас.

В трудах древних греков Уральские горы назывались Гипербореями. Средневековые трактаты арабов-путешественников содержат интересные описания уральских территорий, находящихся севернее современной Башкирии. На Руси Уральские горы называли Камнем (по картам 17 века), а южную часть гор – Аралтовой горой. Издавна на территории Урала жили многие народы, этнический состав населения был весьма разнообразен.

Период древней и средневековой истории Урала охватывает время от заселения этой территории человеком до начала колонизации Урала русскими. Ученые реконструируют события древнейшей и средневековой истории Урала, опираясь на данные археологии и других дисциплин. Поскольку обширные территории Урала были отдалены от центра, сведения в письменных источниках очень фрагментарны.

Природные условия заставляли людей мигрировать консолидироваться в поисках лучшей доли. Освоение Южного Урала человеком началось около 70 тысяч лет назад. В те древнейшие времена люди попадали на территорию Южного Урала, продвигаясь в основном с юго-юго-востока (с территорий Казахстана и Средней Азии). В палеолите люди на Урале, как и везде, занимались охотой и жили в пещерах (с того времени следы пребывания сохранились в пещерах Игнатиевская, Серпиевская, Сикияз-Тамак и др.). После Ледникового периода в эпоху мезолита люди стали жить небольшими коллективами и помимо охоты начали ловить рыбу. Эта эпоха представлена на Урале поселениями, которые археологи отнесли к янгельской культуре. Заключительная стадия каменного века – неолит (5–4 тыс. до н. э.) представлена на Южном Урале археологическими памятниками чебаркульской культуры. Население Южного Урала активно использовало каменное сырье из месторождений «каменного пояса», или «яшмового пояса» Урала – Ильменских гор. В это время люди научились шлифовать, пилить, сверлить, возникло гончарное мастерство. Развились торговые связи с племенами, населявшими территории между Аральским и Каспийским морями. Граница между лесом и степью на Южном Урале стала напоминать современные очертания ландшафтов юга области.

К периоду бронзового века на Урале относятся памятники кысыкульско-суртандинской и ямной культуры. Ведущей отраслью хозяйства стало подвижное скотоводство. Есть гипотеза, согласно которой ученые считают, что примерно 3 тыс. лет назад, в эпоху энеолита, во второй половине периода перехода от каменного века к бронзовому, на Южном Урале началась эпоха контактов между угорским миром (кысыкульско-суртандинская археологическая культура) и индоевропейцами (ямная культура). Далее произошло иссушение климата, появились даже полупустыни! Привычное ведение хозяйства на рубеже 3–2 тыс. до н. э. на территории Урала оказалось невозможным, население не смогло адаптироваться к переменам климата и поэтому новые культуры здесь тогда не сформировались.

В эпоху бронзового века (2 – нач. 1 тыс. до н. э.) хозяйство и продуктообмен между народами на территории Зауралья и Южного Урала вновь наладились. Ведущую роль снова заняло кочевое скотоводство, а также металлургия на базе местных рудных источников. В Зауралье и на Южном Урале к бронзовому веку относятся памятники синташтинской, абашевской, петровской, алакульской, срубной федоровской, саргаринской, черкаскульской и межовской культур. Население последних двух культур жило в лесостепи, остальные – в степях Южного Урала и говорили на иранских наречиях. На сегодняшний лень очень слабо исследованы судьбы носителей этих культур, их возникновение и взаимодействие.

В конце эпохи бронзы (конец 2 – начало 1 тыс. до н. э.), при переходе к раннему железному веку, вновь произошли климатические коллизии. Климат стал сухим на большей части территории Евразии. Это привело к поиску кормовой базы для скотоводства и натиску кочевых племен на Южный Урал. Местное население не сумело противостоять кочевникам и силам природы, поэтому ранний железный век не представлен местными археологическими находками в большом объеме. Переход к кочевничеству в связи с климатическими изменениями повлек за собой перемены мировоззрения и способов хозяйствования, что отразилось на культуре. Поскольку кочевой способ хозяйствования обеспечивает сохранение традиционных структур общества, то переход к средневековью на Южном Урале произошел без каких-либо особенных событий. Исследователи опираются на изменения в языке. Около середины 1 тыс. до н. э. ираноязычные кочевые сообщества уступают место тюркоязычным. В культуре появляется новое – металлическое стремя, сабли, разборные юрты.

Ранний железный век на территории Южного Урала связан с изменениями этнополитической ситуации в степях Средней Азии и Северного Причерноморья. На уральские земли хлынули кочевники Центральной Азии, Южного Приаралья, скифы Северного Предкавказья и лесостепного Поднепровья. Наиболее известными археологическими культурами этого периода являются прохоровская, гороховская, иткульская. Население иткульской культуры создало мощный очаг металлургии, который обеспечивал изделиями из меди и железа кочевые сообщества Южного Урала, Северного Казахстана и Западной Сибири.

Скифы – общее название населения Северного Причерноморья, состоявшего из племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи. Скифы были родственны племенам сарматов, массагетов, саков. Некоторые исследователи считают, что ядро скифской народности зародилось где-то в Сибири или в Средней Азии. Царские скифы, по сообщению Геродота, жили между Днепром и Доном. В Крыму жили скифы-кочевники, а западнее – скифы-пахари. В 5–4 веках произошло объединение племен почти до уровня государства под предводительством скифского царя Атея, ликвидировавшего своих конкурентов. Скифское царство со столицей в Крыму просуществовало до 3 века н. э. и было уничтожено готами. В событиях великого переселения народов скифы потеряли свое этническое своеобразие, перемешавшись с другими народами. Однако их культурные и хозяйственные достижения оказали огромное влияние на население юга России. Искусство скифов ни с чем не сравнимо по своей самобытности и красоте. Ювелирные изделия и оружие украшались разнообразными техниками в зверином стиле, особенностью скифских изображений была необычайная динамика изображений животных.

В 5 веке до н. э. в Южное Зауралье снова нахлынули кочевые племена из Центральной Азии. В степях началась миграция сарматов на запад и в Среднюю Азию.


С этой книгой читают
Книга посвящена анализу действий, политической позиции В.Н. Коковцова и его роли в решении модернизационных задач Рроссии в начале ХХ века. Коковцов Владимир Николаевич (1853 – 1943) – российский государственный деятель, граф (с 1914 г.) Министр финансов Российской империи в 1904-1914 гг. Крупный банковский деятель. Сторонник курса С.Ю. Витте, затем П.А. Столыпина. С 1918 г. – в эмиграции. На конкретно-историческом материале с использованием разн
Дискус Медиа представляет карманный путеводитель по итальянской столице и ее окрестностям серии Nelles Pockets немецкого издательства Nelles Verlag.В книге подробно описываются история и достопримечательности Рима, приводится обновленная информация о работе музеев, ресторанов и других учреждений туристической индустрии. Отдельные главы посвящены римской (не путать с итальянской вообще!) кухне, культурной жизни и прочим особенностям жизни и времяп
Столица Каталонии старше Мадрида и считает себя культурной столицей Испании. Ее камни помнят римлян, мавров и королей средневековья. Но город живет не только прошлым. Это и олимпийская столица 1992 года, и центр современного искусства и, конечно, город Гауди. Дома-драконы, дома-грибы, скамейки-змеи и до сих пор растущий, невероятный «грешный храм Святого Семейства» – вот что снится тем, кто побывал в Барселоне.Исторический обзор приводит важнейши
Часть античного мира, накрытая мусульманской чадрой, лик Азии, обращенный к Европе, вот что такое Турция. Легенды, которые мы читали в детстве, здесь оказываются чистой правдой. В причудливую мозаику турецкой истории вплетаются киликийские пираты, персидские цари, османские султаны и Никола Мирликийский (он же Санта Клаус). А для тех, кто живет настоящим, всегда есть теплое море, горы и неумолкающий восточный базар.Исторический обзор приводит важ
Почему на Кипр? Остров, где родилась из пены Афродита, а еще раньше из глины и камня лепили хижины наши первобытные предки, сейчас разделен на два разных мира. Вы можете увидеть и один, и другой. Часовни, мечети и крепости на фоне бесстрастных гор и песчаных бухт расскажут вам, что это лишь эпизод в длинной и беспокойной истории средиземноморского острова. Но гости всегда найдут здесь радушный прием и прекрасный отдых.Исторический обзор приводит
Романтическая психологическая драма. Советские семидесятые. Милая молодая пара: он – перспективный зам. главного инженера «оборонки»; она в его подчинении. Трогательные отношения, красивый роман, предсвадебное путешествие. Море, рестораны, приключения, розы и взаимное обожание. Но этот радостный мир вдруг взорвался, когда судьба включила одному из влюбленных обратный отсчёт. Всё изменилось. И быт, и цели, и приоритеты, и желания, и воспоминания…
Перед вами документальный роман о деятельности молодёжной подпольной организации города Новомосковска Днепропетровской области, действующей во время оккупации города немецкими войсками в период с сентября 1941 по сентябрь 1943. В книге представлены документы, письменные свидетели участников подполья, газетные статьи, дневник одного из активных участников организации Никиты Головко, письма, показывающие становление, боевой путь и трагический конец
– Значит ты утверждаешь, что пробралась сюда проследить за мужем? Почему то я уверен в обратном. – В ч-чём? – Ника уже не была уверена в правильности своего поступка. – В том, что ты желала попасть ко мне на кастинг. Хочешь стать одной из моих девочек? Или ты шпионка и работаешь на конкурентов? – зашептал в ухо. – Поверь, для тебя будет лучшим первый вариант. – Нет. Я правда пришла за мужем. Я искала его. – Зачем? – Он… он мне изменяет… тут.
Завершающая книга цикла. Мия, Адриенна, Лоренцо - все дороги сходятся в Эвроне. Кто победит? Кто умрет? Знает лишь ветер, но ветер молчит...