В 1917 году в России прервалась почти тысячелетняя преемственность правителей страны, которые являлись бы православными христианами. И в этом смысле сейчас связь времен восстановлена в личности нынешнего президента.
Епископ Тихон (Шевкунов)
Со времени правления великого князя Василия III духовниками русских царей были настоятели Благовещенского собора Московского Кремля.
Духовники влияли на умы и души царей, участвовали во всех главных событиях жизни государя и его семьи: венчании на царство, наречении имени и крещении его детей, погребении. До середины XVI века царский духовник участвовал в заседаниях Боярской думы.
К митрополиту Афанасию, главе Русской Церкви, до этого бывшему «протопопом Андреем», духовником Иоанна Грозного, обращались во время опричнины московские опальные обитатели с просьбами, чтобы «государь и великий князь гнев свой отвратил, милость показал и опалу свою отдал…»
Интересна личность протопресвитера Василия Борисовича Бажанова, духовника трех русских императоров: Николая I, Александра II и Александра III. Все три императора, его духовные чада, соответствовали образу русского православного государя. Они руководствовались в своих действиях не только законами гражданскими, но и Законом Божиим.
В 1859 году вышла его книга «Обязанности государя», по сути – «Царский катехизис» трех поколений русских императоров.
Слова из книги протопресвитера Василия Борисовича Бажанова «Обязанности государя» звучат весьма современно:
«Уважай закон и научи уважать его своим примером: закон, пренебрегаемый царем, не будет храним и народом. Люби и распространяй просвещение: оно – сильнейшая подпора благонамеренной власти; народ без просвещения есть народ без достоинства. Люби свободу, то есть правосудие, ибо в нем и милосердие царей и свобода народов. Владычествуй не силою, а порядком: истинное могущество государей не в числе его воинов, а в благоденствии народа. Будь верен слову: без доверенности нет уважения, неуважаемый – бессилен. Окружай себя достойными тебя помощниками: слепое самолюбие царя, удаляющее от него людей превосходных, предает его на жертву корыстолюбивым рабам, губителям его чести и народного блага. Уважай народ свой: тогда он сделается достойным уважения».
* * *
Царские духовники получали денежное жалованье, а также земли во владение. Духовник государя Алексея Михайловича, протопоп Стефан Вонифатьев, владел собственностью в 22 двора с 43 душами, а духовник императрицы Елизаветы Петровны протопоп Федор Дубянский владел 8000 крестьян.
Во время правления императора Петра I его духовник Феофан Феофилактович получил сан протопресвитера. Отныне этот сан носили все царские духовники.
После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург царские духовники, не переставая быть настоятелями Благовещенского собора в Москве, исполняли обязанности протопресвитеров Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. С 1774 года духовник государя был постоянным членом Святейшего Синода Русской Православной Церкви.
В 1910 году старинная традиция, когда настоятель Благовещенского собора был духовником царя, прервалась со смертью протопресвитера Иоанна Янышева. Он был духовником двух императоров – Александра III и святого страстотерпца Николая II.
Последним царским духовником – святого императора Николая II и его семьи – был Александр Петрович Васильев, настоятель придворного собора Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце. Протоиерей Александр преподавал Закон Божий царским детям.
В письмах супругу, императору Николаю II, государыня Александра Федоровна называет своего духовника «Батюшкой». «Хотела бы, чтобы ты причастился, и Батюшка думает то же самое»;
«Батюшка принес Бэби (царевичу Алексею. – Прим. Авт. – сост.) Св. Причастие».
В августе 1918 года в Петрограде батюшку арестовали, а вскоре Совет Народных Комиссаров принял постановление «О красном терроре». 5 сентября 1918 года тяжело больной протоиерей Александр Васильев был расстрелян.
* * *
Духовник был и у Верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака – будущий священномученик, архиепископ Омский Сильвестр (Ольшевский).
Когда адмирал Колчак пришел к власти, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привел его к присяге как Верховного правителя России.
В конце 1919 года Белая армия покинула Омск, в который вскоре вошли большевики. Архиепископ Сильвестр остался в захваченном безбожниками городе вместе со своей паствой. Большевики арестовали его и заключили в тюрьму, где в течение двух месяцев истязали, требуя, чтобы он отрекся от христианской деятельности. Священномученик отказался, и тогда гонители христианства прибили его руки гвоздями к полу и, так распяв, раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце.
* * *
И у генерала Петра Николаевича Врангеля, правителя Юга России и Главнокомандующего Русской армией, был духовник – епископ Вениамин (Федченков), будущий митрополит. Владыка благословил Врангеля на принятие тяжкой ноши власти и впоследствии неоднократно выезжал с ним на фронт, на передовую, бывал под обстрелом противника.
Петр Николаевич Врангель вспоминает:
«Я преклонил колено. Владыка благословил меня. Тяжелый камень свалился с сердца. На душе просветлело, и я, спокойно решившись покориться судьбе, вернулся в Большой дворец».
Митрополит Вениамин (Федченков) пишет о тех событиях:
«Всякому понятно, что я встал на сторону белых, а не красных. Все белое было мне знакомым, своим прошлым, а главное – религиозным. Прошло еще с полгода, пришел к власти генерал Врангель, и он сам просил меня возглавить духовенство армии и флота Русской армии. Мое желание сбылось: я вошел активным членом в белую семью героев».
Жизнь митрополита Вениамина (Федченкова) закончилась в Псково-Печерском монастыре после долгих странствий по миру.
* * *
У В. И. Ленина в Симбирской классической гимназии был духовник: законоучитель присматривал за тем, чтобы учащиеся исповедовались и причащались. И, конечно, у Сталина в Тифлисской духовной семинарии, славившейся «бунтарскими» традициями, тоже был духовник (по некоторым источникам, это был настоятель Новоафонского монастыря). Но эти два правителя предпочли духовной брани – революционную борьбу.
* * *
И несколько слов о президенте Б. Н. Ельцине.
«Молюсь о новопреставленном, дабы Господь упокоил душу его в обителях небесных и сотворил ему вечную память», – говорится в соболезновании Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Борис Ельцин «прошел путь от атеиста до верующего человека», – сказал в интервью ИТАР-ТАСС 24 апреля 2007 года руководитель пресс-службы Московской Патриархии, священник Владимир Вигилянский.