Глава 1
Таинство брака (венчания)
Брак между мужчиной и женщиной установлен Самим Господом, создавшим их: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему <…> Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Книга Бытия, глава 2, стихи 18, 24).
«Брак – это Божественное Таинство. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека, – писала святая царица-мученица Александра Феодоровна, подавшая всем женщинам образец христианского исполнения подвига супружества и материнства. – Это самая тесная и самая святая связь на земле… Без благословения Бога, без освящения Им брака все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни в любой момент может быть разрушена».
В Христианской Церкви Божие благословение вступающих в брак ниспосылается Господом в Таинстве Венчания. Гражданский брак определяется Церковью блудным сожительством, кроме тех случаев, когда один из супругов сознательно приходит к вере, уже состоя в браке, а второй не желает венчаться. В этом случае Церковь основывается на словах святого апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1-е послание к Коринфянам, глава 7, стихи 12–14). Но тут же апостол прибавляет: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1-е послание к Коринфянам, глава 7, стих 15).
Следовательно, если невенчанный брак заключен до воцерковления супругов, то инициатива развода не должна принадлежать верующему супругу. Если же к вере приходят и муж, и жена, конечно, им необходимо освятить свой союз благодатным церковным Таинством Брака (Венчания). (Название «Венчание» происходит от возложения венцов на брачующихся.)
Бывает, что молодые люди венчаются в Церкви не по убеждению, а только потому, что «это красиво», не понимая, что церковный брак – нерасторжимый союз.
«К сожалению, не всегда понимают важность этого священнодействия те, над которыми оно совершается, – наставлял женихов и невест епископ Дмитровский Виссарион (Нечаев). – Оттого-то они и во время совершения его ведут себя без надлежащего благоговения и не приготовляются к нему предварительными молитвами о ниспослании благословения Божия. Но если священнодействие Брака есть Таинство, то, как и всякое другое Таинство, оно требует от приступающих к нему молитвенного настроения духа.
Как приступающие к Таинству Исповеди должны предрасположить себя к нему предварительным продолжительным подвигом молитвы, иначе не получат ожидаемой от него пользы для душ, так и вступающие в брак обязаны быть в молитвенном настроении духа не только во время совершения над ними сего Таинства, но и до совершения его. В ком нет такого настроения до Венчания, то благодать Божия, даруемая в Таинстве Брака, падает на почву совершенно бесплодную».
Советуя вступающим в брак воздерживаться перед венчанием от забав и суетных попечений, епископ далее говорит о том, как хороша и благодатна совместная молитва жениха и невесты о благословении на предстоящую жизнь в супружестве.
Перед Таинством Венчания Православная Церковь предписывает жениху и невесте исповедаться и причаститься.
Церковный брак нерасторжим, что явствует из слов Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 6). Исключения делаются в особых случаях, как мы видим из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на Архиерейском соборе 2000 года: