Предисловие к 3-му исправленному изданию
Со времени выхода в свет 2-го издания книги «Духовное поле Аркаима» прошло 10 лет. За это время многое изменилось: церковь стала вести более активную работу в социальной, образовательной, миссионерской сферах; государство признало право учащихся на изучение основ традиционных религиозных культур; в университетах были открыты кафедры теологии, а южноуральские археологи сделали новые открытия, расширив тем самым наши представления о жизни древних жителей Аркаима. Изменилось и отношение общества к Аркаиму: оно стало спокойным и более критичным. Это видно по уменьшению количества эзотерических туристов в обычные дни года, по характеру вопросов посещающих музей экскурсантов: в них больше интереса к реальным историческим фактам, а не к басням, создаваемым лидерами различных оккультных и неоязыческих сект.
Но исчез ли интерес самих сектантов к Аркаиму? К сожалению, Аркаим по-прежнему является для них центром притяжения, местом их ежегодных собраний и оккультно-мистических практик, в день летнего солнцестояния и в другие значимые для неоязычников даты.
Радует, что научные сотрудники музея-заповедника всячески дистанцируются от сектантского сообщества, присутствие которого они вынуждены терпеть по объективным причинам – эзотерические туристы раскидывают свои шатры в непосредственной близи от самого заповедника Аркаим, отчего у обычных туристов может возникнуть впечатление единства интересов ученых-археологов и сектантов. Это ложное впечатление. И настоящее 3-е издание книги должно помочь читателю избавиться от него и осознать истинную, а не мифическую историю Аркаима.
В текст настоящего издания внесены многочисленные, хотя и несущественные исправления, которые призваны облегчить восприятие текста читателем. Автор благодарит всех, кто помог ему в работе над этим изданием, и надеется, что его скромный труд принесет пользу Церкви Христовой, исторической науке и Отечеству.
г. Челябинск
2019
Встречаясь с разными людьми и беседуя с ними об Аркаиме, удивляешься разноголосице мнений, существующих вокруг этого, казалось бы, чисто научного феномена: для одних Аркаим это место для воскресного пикника на природе, для других – площадка для проведения культурно-массовых мероприятий, для третьих – место для общения с высшими силами. Лишь немногие из них могут что-то вспомнить о самом археологическом памятнике. То же самое разнообразие представлений об Аркаиме царит и в информационном поле. Объективная, правдивая информация об этом уникальном, с точки зрения науки, месте, в газетных и журнальных публикациях оказывается погребенной под грудой всевозможных мнений и вымыслов. Оказываясь в этой мутной воде, человек с неизбежностью, еще задолго до посещения Аркаима уже встает перед выбором его образа, который почти всегда будет далек от истины. Самый большой процент в этих ложных представлениях составляют мифы о религиозной значимости Аркаима, о его, якобы, необыкновенном духовном потенциале.
Носители этих мифов встречаются на Аркаиме намного чаще и в гораздо большем количестве, чем любители природы или деятели культуры. И если стремление лицезреть природные красоты аркаимских холмов и устраивать на них смотры фольклорных коллективов еще как-то объяснимо, то горячее желание приезжих удовлетворить здесь свои духовные – религиозные запросы, с точки зрения науки и, в частности, истории, объяснить трудно. Ведь до того, как был открыт этот исторический памятник, никакой особой «энергетикой» (о которой теперь не знают, пожалуй, только здешние суслики) холмы Аркаима от множества других точно таких же возвышенностей не отличались. Достаточно вспомнить не такое уж далекое прошлое: селившиеся в этих краях в середине XVIII в. русские казаки, исповедовавшие Православие, и их соседи, казахи, исповедовавшие ислам и издавна кочевавшие в этих степях, никакого интереса к ныне всемирно известному археологическому памятнику не проявляли.
Как повествует предание, хранящееся среди жителей казачьего села Александровка, расположенного неподалеку от Аркаима, свое современное название это место получило по наследству от старинного казахского аула, стоявшего здесь в конце XIX в. По казахской традиции, аул назывался в честь своего легендарного основателя – некого Аркаима. В XIX в. аул был вынужден перекочевать из этих мест в степи Казахстана по требованию казаков, которым изрядно досаждала своим бесчинством и воровством казахская молодежь. Аксакалы – старейшины аула, оказались не в силах остудить горячие головы своих джигитов и, получив от казаков последнее предупреждение о неминуемой расправе, сочли за лучшее удалиться. Казахи уехали в глубь киргиз-кайсацкой степи и только гора, разделявшая русское и казахское поселения, в память о прошлом беспокойном соседстве, стала именоваться Аркаим. Да, по причине полувоенного и кочевого образа жизни, тогдашние жители этих мест были далеки не только от серьезной науки, но и порой от самых элементарных знаний. Но нельзя сказать, что также чужды были им и духовные интересы. Человек по самой своей природе всегда стремился ответить на основополагающие вопросы бытия: в чем смысл жизни, какова ее цель, каковы пути достижения этой цели. Христианство же и ислам, каждый в своей мере, дают ответы на эти вопросы, и, по-видимому, эти ответы вполне удовлетворяли духовные потребности жителей аркаимской степи вплоть до XX века.
Что же произошло с Аркаимом, если после четырех тысячелетий забвения и неизвестности, начиная с конца XX века и по сей день, эти степи вновь наводняют орды, но уже не степных, а городских жителей? Что могут дать им, детям урбанистической цивилизации, выросшей на пепле древних империй и культур, немые памятники архитектуры, предметы труда и быта давно канувших в лету народов? Какой духовной силой наполняются сегодня сердца людей, встречающих рассветы и закаты на вершинах здешних холмов, устраивающих хороводы вокруг ночных костров, предпочитающих сон в спальном мешке на камнях Аркаима отдыху в благоустроенной городской квартире? Скорее всего, мы не найдем ответа на этот вопрос если будем искать его в научных отчетах археологических экспедиций и прошлых, и нынешних. Высказывания о духовной значимости аркаимской культуры отдельных ученых можно расценивать по-разному.
Частным примером таких двусмысленных высказываний может послужить цитата из статьи, опубликованной в сборнике научных трудов ЧелГУ: «В “Стране городов” поражает не богатство материальной культуры – поражает ее удивительная духовность. Это особый мир, где духовностью насыщено все – от поселенческой и погребальной архитектуры до скульптурных изображений человека, выполненных из камня. Можно утверждать, что мировоззренческие системы, сформировавшиеся в аркаимское время, на тысячи лет вперед определили развитие человеческих сообществ в степной Евразии и, вероятно, далеко за ее пределами».