Михаил Роднов - Дворянская усадьба Южного Предуфимья (вторая половина XIX в.)

Дворянская усадьба Южного Предуфимья (вторая половина XIX в.)
Название: Дворянская усадьба Южного Предуфимья (вторая половина XIX в.)
Автор:
Жанр: История России
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2018
О чем книга "Дворянская усадьба Южного Предуфимья (вторая половина XIX в.)"

В электронной монографии показана история дворянских усадеб Уфимского уезда Уфимской (ранее Оренбургской) губернии к югу от Уфы. Исследована судьба местного дворянства в пореформенный период в наиболее благоприятных для ведения хозяйства чернозёмных волостях, отличавшихся высоким плодородием почв и близостью к городу. Раскрыты судьбы практически всех усадебных комплексов вплоть до мелкого дворянства.История поместий рассматривается как история дворянских семейств, приведены обширная генеалогическая информация, некоторые биографические сведения о владельцах имений.

Бесплатно читать онлайн Дворянская усадьба Южного Предуфимья (вторая половина XIX в.)


Российская академия наук

Уфимский федеральный исследовательский центр

Институт истории, языка и литературы


Роднов М. И.


Дворянская усадьба Южного Предуфимья

(вторая половина XIX в.)


Уфа – 2018


Рецензенты, историки-краеведы:

Павел Владимирович Егоров (Уфа)

Янина Сигизмундовна Свице (Уфа)

Татьяна Викторовна Тарасова (Уфа)

Ольга Алексеевна Титова (Екатеринбург)


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………………4

Глава I………………………………………………………………………………….9

Глава II………………………………………………………………………………..78

Приложение……………………………………………………………………..…124

Предисловие

Тихо я бреду одна по саду,

Под ногами жёлтый лист хрустит,

Осень льёт предзимнюю прохладу,

О прошедшем лете говорит.

Говорит увядшими цветами,

Грустным видом выжатых полей

И холодными, сырыми вечерами, —

Всей печальной прелестью своей.

Так тоска душе напоминает

О потере наших лучших дней,

Обо всём, чего не возвещает

Эта жизнь – жестокий чародей!

(Юлия Жадовская)


Данная работа продолжает исследования истории дворянской усадьбы Уфимского уезда пореформенного периода. В первой монографии показаны судьбы помещичьих хозяйств Зауфимья и волостей к северу от города>1. Теперь вниманию читателей предлагается история практически всех дворянских поместий, располагавшихся в наиболее благоприятных для ведения хозяйства южных пригородных волостях. К югу от Уфы преобладают высокоплодородные чернозёмные почвы, а близость к столице региона и крупной речной пристани обеспечивала доступность к рынкам сбыта. Попытка изучения помещичьих хозяйств к югу от Уфы уже предпринималась>2.

Анализ помещичье-усадебного мира уфимского дворянства остаётся частью обширного направления в отечественной историографии, посвящённого истории правящей элиты Российской империи. Выходят многочисленные исследования по разным регионам>3, рассматриваются сюжеты социо-культурного мира дворянской усадьбы>4, появляются публикации по истории дворянства Южного Урала и Среднего Поволжья>5.

Однако, региональные рамки исследования накладывают определённые ограничения. При изучении судеб дворянских усадеб уязвимым звеном остаётся неизвестность ситуации в других хозяйствах уфимского помещика, расположенных в иных уездах и губерниях. Например, владелица имения в Осоргино Александра Фёдоровна Нагаткина имела поместье в сельце Нагаткино (Кинельчик тож) в Бугурусланском уезде Самарской губернии (158 ревизских душ и 1764 дес.), на которое в мае 1856 г. было наложено запрещение за неуплату ссуды Самарскому приказу общественного призрения в 11 600 руб. сер. (оформлена на 26 лет)>6. Упадок или процветание хозяйств «на стороне» напрямую влияли на положение усадьбы в Уфимском уезде.

В этой работе удалось лишь частично привлечь материалы соседних областных архивов>7, но использованные источники позволяют раскрыть судьбу пореформенной дворянской усадьбы.

Данное исследование основано на обработке нескольких комплексов источников. Во-первых, проведена сплошная обработка документации, связанной с отменой крепостнических отношений, в архивах Уфы и Санкт-Петербурга (РГИА), изучены все уставные грамоты. Кроме того, привлечены материалы периодической печати.

Полностью выбрана информация из издававшихся в Уфе «Уфимских (до 1865 г. Оренбургских) губернских ведомостей», где в обязательном порядке печатались сведения по выкупу имений с точным указанием собственников, числа душ, финансовых условий и сроков. Также просмотрен ряд подшивок выходивших в Санкт-Петербурге «Сенатских объявлений», официального издания, где размещались объявления о сделках с недвижимостью.

В уфимском архиве (НА РБ) проведено сплошное обследование метрических книг всех градо-уфимских православных храмов с 1850-х гг. до начала XX в.>8 Это позволило выявить огромный генеалогический материал и хотя многие помещики венчались, крестили своих детей, отпевали родных в сельских церквях, но большинство дворянства Уфимского уезда из-за близости к городу имели здесь жильё и основная часть этих церковных таинств проводилась городскими священниками. Лишь когда помещики постоянно проживали в сельских усадьбах, регистрация браков, рождений и смертей происходила в ближайших сельских храмах. Эту информацию не удалось привлечь.

Использование генеалогического материала позволило установить родственные связи внутри дворянских фамилий, судьбы следующих поколений. Непростые внутрисемейные ситуации, демографическое «давление» многочисленных потомков на родительскую собственность, а дворянство отличалось всё же более высокой степенью выживаемости младенцев, сказывалось на судьбах поместий и усадебных комплексов.

Использование генеалогических данных позволяет минимизировать ошибки. Например, я неверно указал даты жизни К.К. Тимашева. Он родился не в 1816 г., а примерно в 1783 г.>9

Кроме того, для установления биографических сведений привлечены многочисленные справочные и статистические издания той эпохи, работы уфимских краеведов. Но история дворянских семейств не является целью этого проекта, поэтому лишь вкратце говорится о биографии, службе уфимских дворян, их городской недвижимости и пр.

Электронный формат работы позволяет использовать картографический материал, который помогает точно локализовать местонахождение дворянских усадеб, понять особенности изменений размеров землевладения, появления во второй половине XIX в. новых хозяйственно-жилых комплексов.

Электронный формат также даёт возможность привлечь немногочисленные визуальные источники (портреты, фотографии), которые найдены в интернете или любезно предоставлены уфимским историко-краеведческим сообществом.

Картографический материал использован как из моего собрания (межевая карта начала 1910-х гг., карты Генерального штаба Вооружённых сил СССР 1940-х гг., где видна старая, дореволюционная планировка селений, карты Генерального межевания), на них указания источника в книге не приводится, так из интернета и др., что оговаривается в тексте>10.

В метрических книгах как правило имена записывались в церковно-славянском варианте: Иоанн, Феодор, Димитрий, Татиана и др., а отчества указывались без окончания на –вич. В книге приводятся как современные формы написания, так и оригинальные. Это же касается и написания некоторых фамилий, которые даются в разных вариантах.

Структура книги построена по территориально-административному делению той эпохи. Сразу после отмены крепостного права было введено новое, обязательное для всех поселений волостное деление Уфимского уезда. Первоначально волости были узко сословными, например, отдельно для помещичьих, отдельно для государственных крестьян, и много было небольших по размерам волостей. Затем началось укрупнение волостей.

В этой книге за основу взято административное деление на начало XX в. (к переписи 1912–1913 гг.), когда в густонаселённых волостях Уфимского уезда изменения стали редкими. Волостное деление позволяет сгруппировать дворянские поместья, тем более, что волости складывались исторически вокруг основных транспортных коммуникаций (гужевых трактов).


С этой книгой читают
Накануне столетия Большой Русской Революции мы снова и снова пытаемся осмыслить исторический опыт ХХ века и то, что он принес нашей Родине. Дважды за столетие мы добровольно уничтожали свое тысячелетнее государство и потом с огромными усилиями и жертвами восстанавливали его. Зачем были нужны миллионы смертей, кровь, голод и разрушения? Кто виноват? В чем причины массового помешательства граждан и бессилия власти?И самое главное – может ли сейчас,
Император Николай I (1796–1825) был вовсе не бездушным и малообразованным солдафоном, каким его долгое время представляли, он был монархом, немало сделавшим для процветания России. При нем был совершен прорыв в законодательстве, начато строительство железных дорог, подготовлены условия для отмены крепостного права. Однако завершение его царствования пришлось на неудачную Крымскую войну, и это роковым образом повлияло на оценку его заслуг и даже н
"История в рассказах: путеводитель для учителя" – это книга, которая объединяет в себе теорию и практику использования повествования в учебном процессе. Она создавалась с целью вдохновить и направить учителей на новый путь в их профессиональной деятельности, открывая перед ними мир рассказов, которые могут стать важным инструментом в их работе.В данной книге вы найдете разнообразные примеры и методики, которые помогут эффективно использовать расс
В этой книге мы совершим путешествие в мир истории глазами учителя. Мы узнаем, как знания о прошлом влияют на наше восприятие настоящего и формируют наше будущее. Мы поймем, почему важно изучать историю и какие уроки мы можем извлечь из неё. Мы встретимся с великими личностями, совершим сражения, станем свидетелями великих открытий и катастроф. И все это благодаря человеку, который посвятил свою жизнь изучению и преподаванию истории – учителю, тв
Разве есть большее счастье для женщины, чем голубоглазый малыш, зародившийся в твоем теле от неземной, нереальной, божественной любви? Но малышу так и не суждено родиться, потому что в жизнь вмешиваются обстоятельства, которых совсем не ждешь… «Аня, Ваня и Калиновка» – пронзительная и душевная история о том, что первая любовь очень часто определяет всю твою последующую жизнь. Особенно если твоя молодость выпала на переломные 90-е, когда нужно был
Действие романа охватывает гражданскую войну в России, двадцатые и тридцатые годы прошлого столетия. Александр Мальцев – эгоистичный юноша, стремящийся сделать научную карьеру и вести спокойную жизнь, в 1937 году направлен в Испанию. Он студент факультета иностранных языков, блестяще владеющий испанским языком, является переводчиком советского военного специалиста Быкова И. Т. В Испании Александр попадает под тесную «опеку» офицера НКВД Юрия Некр
Стихи это песня которое поет сердце в любви, а песня любви проникает далеко в глубины души, где оставляет след огня, пылающего и в бури ветров , и в воды снега.
Вторая пачка писем из замка дракона. 1476 год, столетняя война давно кончилась, зато происходят бургундские войны, затронувшие всю Европу, включая Англию. Однако это где-то там, в большом мире, за Пиренеями. На счастье пленниц, в зону боевых действий не попадают также Майнц, Труа, Сент-Этьен и Мирей близ Тулузы, где живут родные четвёрки заговорщиц. Но кураторы из инквизиции проявляют нетерпение и толкают пленниц на активные действия, грозя карам