26 июля 2018 года. Королёв,
Московская область.
Посмотрев фильм «Миссия невыполнима. Последствия», я вышел из кинотеатра и направился в гипермаркет «Глобус». У меня в голове ещё крутились слова из разговора Итана Ханта со своей бывшей женой; она сказала, что нашла своё место в жизни.
Трудно сказать, насколько фильм повлиял на меня, но именно в этот день в «Глобусе», сидя в кафе, я услышал эхо, сообщившее мне моё призвание. Ответ, который я сразу же записал на чеке, поначалу удивил своей простотой и логичностью: неужели всё оказалось настолько очевидно? Впрочем, удивление было слабым и прошло быстро, ведь моё окружение, места, увлечения – всё вело меня к этому ответу. Оставалось лишь признаться, что самая сокровенная часть моих мыслей и была призванием, которое я искал. И я нашёл, когда преодолел себя и понял, чем буду заниматься дальше. Буду, потому что хочу, потому что могу, потому что это и есть моё призвание.
Бесконечность долго посылала мне подсказки, наконец-то мне удалось их понять и объединить. А подсказок я получил много. Они входили в мою жизнь различными путями, взаимодействовали между собой. Одни подсказки едва касались меня и быстро уходили прочь, другие меняли мировоззрение, третьи словно выворачивали душу наизнанку. Потребовалось самому взглянуть на мир по-другому, чтобы их понять.
Возможно, вы уже догадались, какой ответ я написал на вопрос: «В чём моё призвание»? Если не догадались, то ответ найдёте в конце книги. А сначала расскажу о том, как мышление помогло мне в поисках себя.
С четырёх лет я был спокойным ребёнком и обычно никуда не спешил. Уже тогда я стал любознательным. Я часто ходил с дедушкой смотреть на проезжавшие мимо электрички, ещё мы ходили в тир и ели козинаки. Моя основа выработалась ещё в начальной школе и помогает мне даже в самых трудных случаях. В неё входят отзывчивость, желание слушать и слышать, любовь к детям и уважение к пожилым, наличие своего мнения почти по любому вопросу, стремление к системному мышлению. Я никогда не относился к женщинам пренебрежительно и не ставил под сомнение их возможности. Я всегда любил мир и никогда не считал людей изначально порочными.
Однажды, когда мне было лет десять, я взял из библиотеки книгу, которую перечитал четыре раза. Скорее всего, именно она сделала меня тем, кем я сейчас являюсь, поскольку проникла в такие глубины моей души, куда не проникала до этого ни одна книга (кроме «Маленького принца»). Эта книга, являясь частью «Отверженных», повествует о бедном парижском мальчике по имени Гаврош. Родители его не любили, он был предоставлен сам себе. Тем не менее та сила, которая жила в Гавроше до гибели от шальной пули, помогла мне прочувствовать, что этот мир полон людей, которые не падают духом и радуются жизни, что бы вокруг ни происходило. «Гаврош», «Маленький принц» и «Незнайка» – наиболее точное отражение глубин моего внутреннего мира.
В начальных классах я хотел быть дальнобойщиком, в средней школе – инженером-конструктором или программистом, а в старших классах видел себя либо переводчиком, либо юристом по направлению «Уголовное право и криминология». Добавим сюда мои любимые предметы: историю, географию и астрономию. В пятом классе я стал ходить в театральную студию и задержался в ней на 10 лет. Меня не удивлял такой разброс предпочтений. Ещё перед окончанием школы я понимал, что мне предстоит нелёгкий выбор. Тогда я воспринимал этот выбор как отказ от тех профессий, которые в меньшей степени соответствовали моей личности.
В институте я заметил, что моё мышление в большей степени основано на логике, чем на чувствах. В целом оно объединяет в себе «скандинавскую модель социализма» и китайский взгляд на общество, хотя в последние годы я стал также сторонником плоской шкалы налогообложения, легализации огнестрельного оружия и корпоративного государства. На пятом курсе, благодаря преподавателю истории политических и правовых учений, я увлёкся изучением тоталитаризма, в особенности – фашизма в Италии.
Живя с чуждыми мне целями, я тратил время на построение чужих систем. Увлёкшись содержанием мира продаж, я почти забыл о его форме, не говоря уже о чём-то более значимом. Так продолжалось до 2016 года, который стал поворотным в моей жизни. Я заново открыл для себя буддизм1 и увлёкся литературой по саморазвитию. В ней также искал ответы на интересовавшие вопросы. Затем в ноябре в моей жизни появился «Тинькофф Банк».
В декабре 2017 года я начал писать «Компас успеха»2, поскольку ощутил в этом потребность. Тогда мне казалось, что моя будущая книга – лишь собранные воедино мысли о себе и о мире, а толчком к их написанию послужил мой принудительный уход из «Тинькофф Банка».
Книга «Эхо себя самого» посвящена обзору пути к своему призванию. И она бы не появилась, если бы мне нечего было сказать. У меня есть что сказать и чем поделиться с вами.
Подобно губке, впитывающей воду, я впитываю различную информацию всю жизнь. В эту книгу я вложил не только мои знания и опыт, но и свою душу, свои ощущения, которые иногда возникали у меня где-то на грани мышления и чего-то «потустороннего». Теперь понимаю, что «потустороннего» попросту нет: то, что находится за горизонтом, существует в такой же степени, как и находящееся перед ним. Поэтому я с радостью дарю вам карту, которую подарила мне бесконечность. На этой карте нет городов, рецептов на все случаи жизни и советов из серии «ваше будущее – в ваших руках». На ней есть лишь вы.
Как же приблизить тот день, когда становится понятно, для чего мы пришли в этот мир? И что делать человеку после того, как он найдёт смысл своей жизни? Скорее всего, в этой книге вы найдёте подсказки и сами ответите на этот вопрос.
Написание книги само по себе доставляет мне удовольствие. Гай Монтэг, герой книги «451 градус по Фаренгейту», сжигал книги и наслаждался тем, как они менялись. А я наслаждаюсь тем, как со временем меняется текст, сглаживаются резкие переходы от темы к теме, а книга превращается в стройную систему.
Создавая «Эхо себя самого», я приходил к удивительным обобщениям и ещё более удивительным выводам, некоторые из которых стали для меня настоящим откровением. Например, почти весь опыт мыслителей сводится всего к нескольким «инструментам», так называемым «золотым правилам». Кое-что я взял из опыта других людей, а также из социологии и психологии.
Итак, в моей книге путь к призванию состоит из