Фритьоф Капра, Уго Маттеи - Экология права. На пути к правовой системе в гармонии с природой и обществом

Экология права. На пути к правовой системе в гармонии с природой и обществом
Название: Экология права. На пути к правовой системе в гармонии с природой и обществом
Авторы:
Жанры: Юриспруденция | Правоведение | Зарубежная образовательная литература
Серия: Новое экономическое мышление
ISBN: Нет данных
Год: 2021
Другие книги серии "Новое экономическое мышление"
О чем книга "Экология права. На пути к правовой системе в гармонии с природой и обществом"

Фритьоф Капра и Уго Маттеи утверждают, что корень многих экологических, экономических и социальных кризисов – в правовой системе, основанной на устаревшем мировоззрении. Капра, физик, и Маттеи, юрист, объясняют, как, задействовав понятия современной науки, право может стать неотъемлемой частью того, что делает мир лучше, а не способствует его разрушению. За последние несколько десятилетий наука стала смотреть на мир природы и общества системно, как на сеть. Такой подход воплощается в понятии экологии. Однако право застряло в старой механистической парадигме. Авторы показывают, что это привело к сверхпотреблению, загрязнению окружающей среды и повсеместному небрежению к общему благу. В книге обрисовываются основные понятия и структуры правового порядка, совместимого с экологическими принципами, что предполагает глубокий пересмотр оснований западной правовой системы.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Бесплатно читать онлайн Экология права. На пути к правовой системе в гармонии с природой и обществом


Тем талантливым молодым людям по всему миру, которые стремятся к академическому образованию, еще надеясь изменить мир


Предисловие

За последние 40 лет множество научных и популярных книг было посвящено исследованию фундаментального изменения мировоззрения или смены парадигм, которая происходит сегодня в науке и обществе, – переходу от механистического к холистическому и экологическому представлению о реальности. Однако ни одна из этих книг не обращала внимание на то, что эта смена парадигм имеет важное правовое измерение. Это измерение и есть главная тема книги «Экология права».

Идея этой книги родилась из ряда бесед о понятии права в науке и юриспруденции, которые вели мы между собой – ученый (Капра) и правовед (Маттеи). Первые беседы проходили на теннисном корте; они привели к более структурированным дискуссиям и впоследствии к двум семестровым семинарам, которые мы вели в Гастингском колледже права Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Так как предмет увлекал нас все больше и больше, мы решили представить наше исследование в виде книги.

Когда люди думают о праве, они обычно думают о юристах и их судебных делах. «Экология права» – это первая книга, в которой право предстает в качестве системы знаний и юриспруденции (теории и философии права) и в качестве интеллектуальной дисциплины, чья история и концептуальная структура обнаруживают удивительные параллели с естественными науками. И действительно, право и наука взаимодействовали между собой на всем протяжении истории: по мере того, как протекала их коэволюция, аналогичный процесс шел на уровне концептуальных отношений между «законами природы» и законами, регулирующими отношения между людьми.

Наш основной тезис заключается в утверждении, что западная юриспруденция, объединившись с наукой, внесла существенный вклад в современное механистическое мировоззрение. Так как эпоха модерна произвела материалистическую ориентацию и экстрактивный образ мышления индустриальной эпохи, которые стоят у истоков сегодняшнего глобального экологического, социального и экономического кризиса, то и юристы, и ученые должны взять на себя долю ответственности за то положение, в котором находится мир сегодня. Так как основной мишенью этой книги является доминирующая глобальная система знания и власти, то в ней анализируется только западное право и западная наука. В таком выборе нет никакого этноцентризма – только крайняя необходимость возложить ответственность на тех, кто должен ее нести.

Сегодня на переднем крае науки происходит радикальная смена парадигм – механистического мировоззрения на системное и экологическое. В самом центре этого сдвига парадигм лежит фундаментальная смена метафор: от восприятия мира в качестве машины – к пониманию его как сети экологических сообществ. Более того, экология показала нам, что природа поддерживает сеть жизни с помощью набора экологических принципов, которые являются в большей степени генеративными, чем экстрактивными[1].

Соответствующий сдвиг парадигм еще только должен произойти и в юриспруденции, и в общественном понимании права. Сегодня он крайне необходим, так как главные проблемы нашего времени – это системные проблемы и наш глобальный кризис – это экологический кризис, в самом широком смысле этого слова. В этой книге мы призываем к глубокому преобразованию правовой парадигмы, призванному привести к новому экологическому порядку в законах, регулирующих отношения между людьми.

Сквозь всю книгу проходит обсуждение трех взаимосвязанных тем: связи науки и юриспруденции, законов природы и законов, регулирующих отношения между людьми; влияния юриспруденции и науки на современную картину мира, вклада эпохи модерна в текущий глобальный кризис; современного сдвига парадигмы в науке и необходимости соответствующего сдвига в праве, который бы способствовал развитию экологического правового порядка.

Книга состоит из введения и десяти глав. Во введении мы представляем наш основной тезис. В главе 1 вносим ясность в некоторые ошибочные представления о сходствах и различиях науки и юриспруденции.

В главе 2 предпринимаем обзор эволюции западной научной мысли, от Античности до научной революции и Просвещения, вершиной развития которой стала механистическая парадигма, отстаивающая примат человека над природой, рассматривающая материальный мир как машину, допускающая существование объективных, неизменных законов природы и поощряющая рационалистический, атомистический взгляд на общество.

В главе 3 мы анализируем соответствующую эволюцию западной юридической мысли, которая привела к механистической правовой парадигме, где общество представлено как совокупность отдельных индивидов, а собственность – как индивидуальное право, охраняемое государством. В этой связи мы показываем собственность и государственный суверенитет как два организующих принципа правовой современности. Более того, мы придаем особое значение тому, что в механистической парадигме право стало «объективной» системой, где нет места для человека-интерпретатора.

В главе 4 мы описываем возникновение и основные характеристики правовой современности, включая полную социальную трансформацию, которая заняла всего лишь 300 лет, начавшись в ситуации изобилия общедоступных благ и дефицита капитала и завершившаяся сегодняшним положением дел, когда количество капитала чрезмерно, а экологические общедоступные блага и сообщества чрезвычайно слабы. Мы также анализируем возвышение и господство экономической науки, миф о корпорациях как о юридических лицах и редукционистскую идею о едином правовом порядке.

В главе 5 мы разбираем сдвиг парадигмы в науке – от восприятия мира в качестве машины – к пониманию его как сети, куда входит концептуальная революция в физике, которая пришлась на первые три десятилетия XX века, и последовавшее за ней возникновение системного мышления в науках о жизни.

В главе 6 мы показываем, как романтической и эволюционной критике картезианского рационализма в области правового мышления не удалось преодолеть механистическое представление, оказавшееся в силу этого гораздо более стойким в праве, чем в науке.

В главе 7 мы описываем то, что мы назвали «механистической ловушкой» – множество систем стимулирования, «натурализующих» текущую ситуацию. Выбраться из механистической ловушки особенно сложно из-за того, что существующее положение кажется чем-то естественным, а не тем, что создано искусственно – и это обезоруживает людей.

В главе 8 мы говорим о трех фундаментальных принципах, необходимых для того, чтобы преодолеть ситуацию, описанную в главе 7; для этого необходимо отделить закон от власти и насилия; сделать общество независимым; сделать собственность генеративной.


С этой книгой читают
Экономика кажется на первый взгляд безличной, строго объективной наукой. Автор стремится доказать, что это не совсем так. В книге собраны работы, посвященные двум аспектам проблемы «человек в экономике». Первый, методологический, – это модель человека в экономической науке, то есть «рабочее» представление экономистов о человеческой природе, на котором они строят свои теории. Второй связан с историей экономической мысли, в которой личность великих
Николай Иванович Зибер (1844–1888) ― популяризатор Рикардо и Маркса, ставший марксистом еще до появления марксизма, знаток первобытной экономической культуры, предвосхитивший экономическую антропологию, критик маржинализма до его триумфа. В антологии представлены тексты разных лет о биографии и теоретическом наследии Зибера, опубликованы редкие архивные материалы и письма. Составители антологии выражают надежду, что сборник сформирует базу, на ос
Культовая книга о параллелях между физикой и восточной философий. За 30 лет она распространилась по миру миллионными тиражами, была переведена практически на все европейские и азиатские языки, а в начале 1990-х годов нашла своего массового читателя в России. Книга будет полезна физикам, интересующимся восточной философией, лирикам, интересующимся физикой, всем, кто любит искать взаимосвязи между явлениями и интересуется устройством мира.
Все выучить – жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по Семейному праву, а остальное – дело техники.Ни пуха, ни пера!
Все выучить – жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальным преподом. Здесь найдешь все необходимое по Экологическому праву, а остальное – дело техники.Ни пуха, ни пера!
Все выучить – жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальным преподом. Здесь найдешь все необходимое по Международному частному праву, а остальное – дело техники.Ни пуха, ни пера!
Все выучить – жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по Нотариату, а остальное – дело техники.Ни пуха, ни пера!
«Когда звездолет «Нагарджуна» потерпел разрушительное воздействие и был выброшен из «червоточины» пространственного тоннеля в неизвестную область, и спасательные модули хаотично посыпались на случайно подвернувшуюся планету, Винод еще не все понимал. Невезение не являлось для него полной неожиданностью, оно довольно часто присутствовало в его жизни. Как человек творческой профессии он никому не жаловался, а пытался черпать вдохновение. Хотя все ж
«Три десятилетия назад в статье „Постмодернизм в научной фантастике“ замечательный писатель Майкл Суэнвик так описывал смену поколений авторов фантастики: „Вот трескается под ногами земля, и зеленый росток еще одного молодого таланта пробивается к солнцу. И клокочущий вал перемен вновь устремляется вперед. Ну а дальше – как обычно. Одни писатели, имеющие уже известность, лишатся ее, другие, еще не имеющие, обретут. Репутации будут расти и рушитьс
Я беременна от сводного брата. Но свадьбы не будет. Он - влиятельный бизнесмен, чье слово на вес золота. Я - бедная родственница в богатом семействе. Девочка, которую приютили из жалости. Пять лет нам удавалось хранить нашу связь в тайне от всех, а теперь он вынужден жениться на другой. # тайная страсть # властный герой # добрая наивная героиня # ХЭ
Я устал от всего, жизнь утратила краски, стала пресной и обыденной. То, что раньше казалось настоящим чудом, перестало окрылять. Это был обычный день, с привычной суетой. Случайная встреча, стечение обстоятельств. Один взгляд... и мир перевернулся.