Честно говоря, в детстве я не думал становиться пчеловодом. Да, далекие предки держали пчел, сам родился в деревне, но чтобы обзавестись собственной пасекой?! Грешен, мед люблю, но всю сознательную часть жизни я прожил в городе, и, в общем-то, не собирался возвращаться в сельскую местность. Но однажды, всем моим высокомерным планам вопреки, мы с женой купили в деревне дом, а при нем оказались два улья. Старенькие такие, но полные пчел. Вот тогда я и понял, что от судьбы не уйдешь. Обложился книгами по пчеловодству в полной уверенности, что, прочитав их, пойму, как и что делать дальше. Однако не тут-то было! Теории в них оказалось хоть отбавляй, а конкретных практических рекомендаций по работе на пасеке – мало, да и то в общих чертах. Нечеткие черно-белые фотографии, какие-то рисунки тоже не вносили ясность, а, наоборот, усложняли понимание, словно пытаясь запутать начинающего пчеловода.
И мне стало не по себе – пчелы жужжат, жалят и нервничают, а что конкретно с ними делать, я так и не знаю, даже после прочтения горы литературы. Наставника рядом не было, поэтому в тонкостях ремесла пришлось разбираться самому. Пасека то росла, то сокращалась. Только через несколько лет дело заладилось. Вот тогда и пришло понимание, что в помощь начинающему пчеловоду в первую очередь нужен не философский трактат, а простое пособие. И, судя по тому, что моя первая книга «Пчеловодство для начинающих» стала бестселлером в России, предположение оказалось верным.
В этой книге, которую вы держите сейчас в руках, я постарался как можно более подробно и доступно рассказать обо всех шагах, необходимых для создания пасеки. Уверен, что такие простые объяснения помогут новичкам-пчеловодам максимально быстро понять ход самых важных этапов ухода за пчелиной семьей.
Всякому, кто задумал завести пчел, желаю терпения, счастья и Большого Меда! Надеюсь, что эта книга станет для вас надежным помощником!
Если ты, уважаемый читатель, решил заняться пчеловодством, тебя ждет увлекательное путешествие в мир, о котором большинство людей мало что знает. Ты обретешь знания, которые дорогого стоят. Шаг за шагом, год за годом ты будешь двигаться к своей цели.
Придет время, и однажды, выйдя на пасеку, ты поймешь, что сердце твое работает ровно, а не трепещется, как в первые дни. Увидишь, что движения твои стали точны и аккуратны. Ты все знаешь, ты все можешь. И книги по пчеловодству, когда за окном роятся пчелы, ты уже судорожно не перелистываешь. Ты спокоен и радостен. И жало пчелы приносит тебе не боль, а здоровье. И жалеешь ты в эту минуту не себя, а погибшую на защите своего жилища пчелу. Потому как каждую из них ты любишь и, как только можешь, оберегаешь
Если все это ты обнаружишь в себе, знай, ты стал пчеловодом. Ну, а пока почитай о них, о пчелах.
На них, на пчел, Господь Бог возложил заботу о цветках растений. Добывая себе пропитание, волей-неволей, они совершают перекрестное опыление, а в результате растения становятся жизнестойкими, с высоким потенциалом выживаемости и плодовитости. Много ли это или мало?
Ответ будет очень прост, если представить нашу планету без красок тысяч цветов, растений, без летнего запаха разнотравья, без фруктов и овощей, без меда и воска, без многих медикаментов, где используются продукты пчеловодства. Это уже будет другая Земля, на которой человечеству останется лишь доживать свой век, а не наслаждаться миром полной грудью.
Незримо для миллионов людей, навсегда погрузившихся в городскую жизнь, но ощутимо для тех, кто живет в сельской местности хоть летом, а тем более для тех, кто решился поставить у себя на огороде пусть даже несколько ульев, жизнь прочно и навсегда связана с пчелами. Посетят ли весной пчелы твой сад и огород – если не ты, то урожай от этого точно зависит.
А те немногие, кто углублялся в изучение жизни пчел, находили их жизнь очень напоминающую жизнеустройство высокоразвитого человеческого общества. И подготовленные на зиму закрома, и детские сады, и забота о подрастающем поколении, и такая вертикаль власти, что на зависть многим государствам. Тут тебе и своя властительница, выбираемая пчелами на несколько лет. Общее и безоговорочное подчинение. Регулярная армия, готовая по первому приказанию ценою собственной жизни уничтожить врага и многое, многое другое, что заставляло и заставляет к пчелам относиться не пренебрежительно, как к неразумным насекомым, а с глубоким почтением, как к сообществу, наделенному неким интеллектом.
Начинающий пчеловод иногда напоминает ребенка, направившего всю свою кипучую энергию на разгадку одной-единственной тайны – что находится внутри игрушки и как там работает ее механизм. Ходит такой не юный естествоиспытатель вокруг пары-тройки недавно приобретенных ульев и переживает, как они там, бедные пчелки, без него в улье обитают? Всего ли им хватает? Тепло ли? Носят ли нектар?
Энергии в человеке много, и начинает он по делу и без него, из чистого любопытства, раз в неделю проверять свою пасеку. Соседи, если пчелы до них не добрались, в восхищении. Смотри, какой опытный и грамотный у нас пчеловод Иван Иванович! Все-то понимает в пчелах, все-то знает! Глядишь, и нам медку перепадет осенью.
Откроет улей Иван Иванович, достанет кое-как пару рамок, посмотрит на них внимательно и обратно в улей поставит. Пока вытаскивал рамку, десяток пчел раздавил. Пока ее переворачивал и что-то на ней неведомое высматривал, пчелы вцепились ему в рукава, в ноги и сквозь защитную одежду изрядно пожалили. Еще двух десятков пчел как не бывало. Больно рукам, а рамку назад надо ставить. Впопыхах возвратил на прежнее место и побежал домой. Дело сделано. Польза от ужаливания явная, руки распухли. Пчелы в порядке. И знать не знает, что пока он втыкал в гнездо рамку, нечаянно раздавил матку.
Еще через несколько дней он подготовится во всеоружии, дымарем отсечет враждебных пчел от собственной персоны, снова произведет вскрытие и опять останется довольным. Правда, к осени окажется, что меда в улье нет. Ни себе, ни даже пчелам. И самих пчел в улье как-то маловато.
Что остается делать? Правильно, ругать неправильных пчел. Он-то в них всю душу вложил, а они, неблагодарные… Потом переключится на продавца пчел. Наверное, тот ему бракованные семьи подсунул. Год-два мытарств, и пчеловодству в отдельно взятом хозяйстве или на дачном участке приходит конец. Соседям Иван Иванович объяснит, что времени на пчел мало, дела замучили, а сам себе даст слово больше с насекомыми не связываться. «Я что, себе трехлитровую банку меда не куплю? Много ли мне надо?»