Поль Реньяр - Эпидемии безумия. Классика социальной психологии

Эпидемии безумия. Классика социальной психологии
Название: Эпидемии безумия. Классика социальной психологии
Автор:
Жанры: Социальная психология | Классики психологии
Серия: Документальный триллер
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Эпидемии безумия. Классика социальной психологии"

В книгу вошло главное сочинение известного французского физиолога П. Реньяра, в котором подробно анализируются различные формы умственных эпидемий, имевших место с XV по XIX век. Автор описывает исследуемые явления и доказывает существование связи между исторической эпохой и формой, которую принимает та или иная эпидемия – колдовство, морфинизм или мания величия.

Для психологов, философов, культурологов, религиоведов и всех интересующихся проблемами общественной психологии.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Эпидемии безумия. Классика социальной психологии


© Реньяр П., 2022

© Зауэр Эл., пер. с франц.

© ООО «Издательство Родина», 2022

Предисловие

Из всех атрибутов нашего духа мы, разумеется, больше всего гордимся своей свободой.

По мнению философов, человеку присуща свобода воли – он действует по собственному произволу; и из нравственной независимости людей вытекает их ответственность за совершаемые поступки. На этом основном принципе базируются все учения о наградах и наказаниях. Не следует, однако, полагать, что этот принцип является общепризнанным: теория свободы воли встретила отпор со стороны философской школы, пытавшейся доказать, что мы не свободны и что наша независимость может полностью проявиться лишь в весьма редких и исключительных случаях. Разве мы не подчиняемся физическим законам? Разве любое наше уклонение от их требований не влечет за собой и соответствующего наказания? Напротив, это – бесспорный факт, хотя он и выходит за рамки нашего предмета.

Физиологи обращают внимание представителей чисто психологической школы на то, как часто свобода воли встречает на своем пути препятствия. Если в течение одной только минуты кровь или кислород перестанут поступать к мозгу, разве этого будет недостаточно, чтобы все наше нравственное существо, т. е. сознание, ум, воля, рассудок и чувствительность моментально исчезли? Капля алкоголя или эфира достигает наших нервных центров – и этого достаточно для временного ослабления нашей рассудочной деятельности, для направления нашего ума в сферу диких идей, бессмысленных слов и совершения действий, в которых мы раскаемся, когда пройдет временное действие яда.

Все эти замечания, направленные против абсолютной нравственной свободы человека, несомненно, справедливы; но лица, их высказывающие, несколько завышают их значение. В действительности они относятся к патологическому состоянию, в которое впадает человек после того, как его интеллект перестает нормально функционировать. Разве можно утверждать, что люди вообще не обладают нравственной свободой, лишь на том основании, что ее утратили отдельные лица? Это все равно что утверждать, будто человек вообще лишен зрения и слуха, потому что иногда встречаются слепые и глухие.

Понятно, что таких грубых аргументов недостаточно, чтобы поколебать учение об абсолютной свободе воли.

(Здесь было бы неуместно заниматься богословием, но, как известно читателю, сама церковь ограничивает нашу нравственную свободу, утверждая, что мы не в состоянии побеждать греховные соблазны собственными силами и достигаем этого только при помощи божественной благодати. Знаменитые богословские споры, посвященные этому вопросу, заняли собой весь конец XVII века.)

Даже в наших чисто психических проявлениях мы не бываем совершенно свободны, поскольку существует своего рода социальный миметизм, увлекающий нас. Ребенок воспитывается с помощью примера, он подражает родителям. В обществе люди подражают друг другу; и все эти условия подражания в совокупности составляют то, что принято называть уменьем себя вести. Сначала это делается сознательно, а впоследствии становится инстинктивным. Подражание может быть неудержимым, заразительным, внезапным и иногда даже опасным. Возьмите людей благоразумных, вполне владеющих собой, и соберите их вместе – при этом нельзя поручиться, что вследствие увлечения они не совершат действий и не примут решений, в которых каждый из них будет раскаиваться, оставшись наедине с самим собой. Опуститесь ступенью ниже, наберите первых попавшихся людей и образуйте из них толпу, и тогда вы увидите, до каких излишеств они будут в состоянии дойти. Эта склонность к подражанию была уже давно подмечена законодателями всех времен; вот почему везде существуют законы, направленные против массовых собраний.

В области идей, более возвышенных, именно влиянием подражания следует объяснять принятие внезапных решений, которые вовлекают в войну, революцию или возмущение целые нации, в то самое время, когда в них самих, по-видимому, царят полнейший мир и покой. История кишит подобными внезапными пробуждениями, вызванными небольшой группой решительных людей, увлекающих массу своим примером.

Наряду с подражанием добру встречается и подражание злу. В истории бывают моменты, когда целой нацией словно овладевает недуг и она утрачивает свободу воли. Эта сильно свирепствующая эпидемия затем потихоньку утихает и сменяется периодом спокойствия, который может продлиться более или менее продолжительное время. Существует и сумасшествие по подражанию. Наряду с физическими эпидемиями бывают эпидемии умственные. Сущность их всегда одна и та же, обстоятельства влияют лишь на формы эпидемий, которые обусловлены средой, первоначальным импульсом и окружающими условиями. Средневековые эпидемические сумасшествия основываются на том же принципе, что и наши, но, тем не менее, не похожи на них.

Я был занят изучением этих социальных недугов, когда почтенный декан парижского Faculte de Sciences, г-н Мильн-Эдвардс, предложил мне изложить перед Французской Научной Ассоциацией новейшие открытия в области нервной патологии.

Мой труд, разумеется, не может претендовать на полноту. Чтобы соответствовать последнему требованию, он должен был бы охватывать историю всех народов. Я выбрал для своих публичных лекций те умственные эпидемии, которые являются особенно характерными для каждой данной эпохи, и пренебрег некоторыми из них (например, алкоголизмом), потому что они слишком известны.

В моей работе мне очень помогли мои знаменитые коллеги. Профессору Шарко было угодно, во время моего пребывания в Сальпетриере, допустить меня до участия в его ежедневных работах; господа Жюль Луи, Мэнэ, Маньян, Бруардель и мои друзья Бурнилль и Шарль Рише сообщили мне свои личные наблюдения и материалы. Выражаю им за это мою искреннюю благодарность.

Публика большого амфитеатра Сорбонны удостоила мои лекции благоприятного приема. Не знаю, какая судьба ожидает книгу, в которой они собраны, но я был бы счастлив, если бы она смогла несколько расширить кругозор читателя на одну из интереснейших сторон человеческой жизни.

Сентябрь, 1886 год

XV, XVI и XVII века. Демонизм или колдовство

В 20-й главе книги Левит есть фраза, неудачное толкование которой имело не менее пагубные последствия для человечества, чем самые смертоносные огнестрельные изобретения и самые ужасные войны:

«Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них».

Вот где следует искать начало великих преследований, мрачное изображение которых мне предстоит нарисовать перед читателем. Не знаю, какое впечатление произведет на него эта картина, но что касается меня лично, то мне кажется, что нет предмета печальнее того, изучению которого я посвятил себя и результаты которого намерен изложить в этой книге.


С этой книгой читают
Джозеф Най – один из главных стратегов американской внешней политики, теоретик неолиберализма, стоящий в одном ряду с Соросом, Бжезинским и Рейганом. Именно он в девяностые-нулевые годы создал современную доктрину американской внешней политики, разработал концепцию «мягкой силы», подготовил вторжения в Ирак и Ливию, а также способствовал превращению инструмента санкций в полноценное оружие против нелояльных мировому гегемону народов.В то же время
25 октября 1962 года СССР и США были готовы начать ядерную войну. Вокруг этого военно-политического кризиса ходят неимоверные легенды. В данной книге Карибский кризис показан день за днем – через факты, документы, размышления и воспоминания участников с разных сторон. Советской, американской и кубинской. Как отрабатывались технологии мирного сосуществования двух враждующих систем? Кто выиграл и кто проиграл в те роковые дни? Могла ли действительн
Герои криминальной революции – они тогда были главными героями страны. В этой книге рассказано о разных сторонах экономической преступности нашего недавнего прошлого – от мелких мошенников до фигур государственного масштаба. Изворотливые, рисковые, они для многих служили примером, но для большинства граждан страны были жуликами и ворами. Такими и вошли в историю, которую нужно изучать. Поскольку «вор должен сидеть в тюрьме».В формате PDF A4 сохра
В книге известного писателя, историка Юрия Мухина расследованы тщательно замалчиваемые события недавнего прошлого. Перед Второй мировой войной «хозяева мира» – сионистское лобби Запада вступило в сговор с Гитлером. Нацистская Германия за помощь в захвате Европы должна была освободить от англичан Палестину и переселить туда европейских евреев.С целью сделать этот процесс необратимым немцы, по сговору с сионистами, проводили «особую» политику в отн
Чума приходит в один город за другим, а люди в ответ на это идут сжигать евреев, которые, по их мнению, отравили колодцы с водой.Засуха, неурожаи и голод. Женщины падают в обмороки прямо на улице, и все вдруг начинают думать, что они ведьмы. Стоит только их повесить, и все сразу наладится.Как формируется массовый психоз? Каков механизм его возникновения и как им манипулировать? Что мы делаем, когда нам страшно? Во что мы верим? Обо всем этом чита
Книга «Полевые заметки визуального психодиагноста» написана Владимиром Тараненко, знаменитым специалистом по визуальной диагностике человека, автором оригинальных методик, эффективно используемых в бизнесе, HR, рекламе, разнообразных сферах межличностной коммуникации.В своей книге автор делится сведениями, позволяющими установить психотип человека и предугадать особенности его реакции и поведения по разрозненным и весьма специфическим данным: от
Прием, когда хакер атакует не компьютер, а человека, работающего с компьютером, называется социальной инженерией. Социальные хакеры – это люди, которые знают, как можно "взломать человека", запрограммировав его на совершение нужных действий.В книге описан арсенал основных средств современного социального хакера (трансактный анализ, нейролингвистическое программирование), рассмотрены и подробно разобраны многочисленные примеры социального программ
Александр теряет жизнь и попадает на конвейер смерти, а это совершенно иной взгляд на существование. Особенно это касается грешных душ. Автор смотрит на иной мир со стороны современной действительности, где все структурировано и поддается отчетности…Но есть в ином мире исключения, когда одна из душ может перевернуть все вверх дном.
El proceso de socialización alcanza un cierto grado de completitud cuando la personalidad alcanza la madurez social, que se caracteriza por la adquisición por la personalidad de un estatus social integral. Sin embargo, en el proceso de socialización, son posibles fallas, fallas. La manifestación de las deficiencias de la socialización es un comportamiento desviado (desviado o delictivo).
Кто такие русины? Почему они считают себя русскими, а не украинцами? Почему они не отреклись от русского имени? Этот особый народ, который часто за всю историю подвергался дискриминации и насильственной ассимиляции, но сумел сохранить свою уникальную национальную идентичность до сегодняшнего дня. Сегодня русины живут на Украине, в Сербии, Словакии, Польше, Румынии и многих других странах. Это осколок Святой Руси, о котором мало кто знает.
Вряд ли кто из здравомыслящих людей сомневается, что субъектам, совершающим так называемые «резонансные» убийства, покровительствуют сильные мира сего. Поэтому те – неуловимы. Ну, а тривиальные случаи из жизни (смерти) заурядных личностей? Тысячи сочинителей детективов изобретают миллионы изощренных способов изобличения душегубов. Настоящим же убийцам не слишком сложно отвести от себя внимание реальных «стражей порядка». В этом уверен автор книги
В свои тридцать пять Маша достигла необходимого уровня: работа, муж, дети. Вот только, муж изменяет, дети не ценят, а работа не приносит удовольствие. В тот день, когда муж ушел, жизнь развернулась на сто восемьдесят градусов. Сможет ли Маша снова стать счастливой и научиться любить себя? Возрастные ограничения 18+
Три книги в одном файле! Иногда, даже какая-то незамеченная нами мелочь, может привести к весьма не предсказуемым последствиям! Так и случилось с героиней... Сразу вся приятная история про несчастную попаданочку, причём "попаданочку" в прямом и переносном смысле этого слова! Книга из трех частей. Файл большой! Обращаю пристальное внимание читателей, что данное произведение уже присутствует здесь, на моей страничке на ПМ, только по отдельным