Жила—была одинокая старуха. Нашла она как-то в своем сундуке три лоскутка: белый в черный горошек, голубой с ромашками и зеленый в полосочку. Сшила из лоскутков себе котенка. Назвала его – Лоскуток.
Всюду брала его с собой старушка. Даже в лес по грибы да по ягоды. И однажды потеряла. Так расстроилась, что даже заболела.
Котенок тем временем бродил по лесу, искал дорогу домой. Вдруг видит: маленький вороненок под деревом лежит и пищит от страха. Стал Лоскуток его успокаивать, песенки мурлыкать.
Прилетела мама-ворона, подхватила вороненка и понесла в гнездо. Только посадила, как он опять на землю свалился. Посмотрел Лоскуток, а гнездо дырявое.
Оторвал он от себя зеленый лоскуток в полосочку и протянул его вороне, чтобы она дырку в гнезде залатала. Увидела ворона, что у котенка теперь голый бок, выщипала у себя на груди черного пуха и прицепила ему.
Пошел дальше котенок. Вдруг слышит, плачет кто-то. Подошел поближе и видит: сидит под сосной бельчонок и за лапку держится. Из ранки кровь сочится.
Оторвал котенок от себя голубой лоскуток с ромашками и перевязал бельчонку лапку. Посмотрел бельчонок на голый бок котенка, отщипнул своего рыжего меха, прицепил ему.
Пошел дальше Лоскуток. Вышел на берег ручейка. Видит: зайчиха намочила лапки в холодной воде и поскакала прикладывать их ко лбу маленького зайчонка. Жар у него.
Оторвал котенок от себя последний – белый лоскуток в черный горох, протянул его зайчихе. Посмотрела она на голую спинку Лоскутка, выщипала у себя белого пуха и прицепила его.
Пошел Лоскуток дальше. Вдруг услышал, как собаки вдалеке тявкают. Значит – деревня рядом. Обрадовался котенок и побежал, что было сил.
Забежал котенок в избу, а там старуха на печи лежит, болеет. Запрыгнул Лоскуток к ней на печку и давай мурлыкать. Догадалась старуха, что это ее котенок, только теперь он был из других лоскутков: черного, рыжего и белого. Погладила она его и выздоровела.
– Счастье ты мое, – сказала она, гладя котенка.
С тех пор и пошло поверье, что трехцветные коты приносят в дом счастье.
За высокими горами, за глубоким синим озером утопал верхушками своих деревьев в облаках дремучий лес. В этом лесу устроила себе уютную норку одна лисья семья, с которой произошла эта удивительная история.
Родилась в этой семье лисичка-девочка. Шерстка у нее блестящая, ярко-оранжевая с золотым отливом. За это назвали ее Златинкой. Только вот беда: родилась она без хвоста.
Долго лисичку не выпускали из норы – стыдились соседям показать. Да она и сама не хотела никуда выходить, а вместо игр и беготни с лисятами помогала по хозяйству маме. Старшие братья смеялись над ней, говорили, что ее родственники – зайцы, и всё подшучивали.
– Ой, Златинка! А что это у тебя с ушами? – посмеивались они.
Она испуганно трогала лапками уши и отвечала:
– Да, вроде, ничего. А что?
– Да они у тебя растут! Смотри, скоро будут такие же длинные, как у зайцев. Ха-ха-ха! – все шутили братики.
Или:
– Златинка! А что с твоими глазами? – никак не унимались они.
Она испуганно моргала:
– Ничего. А что?
– Да они у тебя косые. Ха-ха-ха! – продолжали смеяться братья.
Наступила зима. А братья опять за свое:
– Златинка! А ты почему рыжая? Родственники твои белые уже! Ха-ха-ха!
Начались сильные морозы. Деревья окоченели и страшно скрипели на ветру. Мама-лиса заболела: простудилась. Лежала на кровати, горячая, и громко кашляла. Златинка пошла в лес, искать под снегом лечебные корешки. Разгребла сугроб, стала землю лапками рыть. Земля мерзлая, не поддается. Коготки поломала, лапки в кровь разбила, а до корешков так и не добралась.
Заплакала Златинка от беспомощности. Чем маму лечить? Посмотрела на сосну и вспомнила, что кашель отваром сосновых иголок лечат. Подошла к дереву, а ветки высоко – не достать. Стала опять лапками снег рыть, в надежде найти упавшую ветку.
Вдруг в лесу стало тихо. Деревья не скрипят, не качаются. Оглянулась Златинка, а возле нее человек с белой бородой стоит, на длинную палку опирается. Испугалась она, вспомнила мамины слова, что нужно бояться человека с палкой. А он улыбнулся ей и говорит:
– Смотрю-смотрю – и никак не пойму: что за зверь передо мной. Ты кто?
– Я лисичка, – смущенно ответила она.
– Лиса? О-хо-хо! А где хвост потеряла?
– Ну вот, и вы надо мной смеетесь! – обиделась Златинка.
– Прости. Не хотел тебя обидеть. Сколько лет на свете живу, ни разу лисы без хвоста не видал, – миролюбиво сказал большой человек.
– А вы кто? Охотник? – с испугом спросила лисичка.
– Нет. Я Дед Мороз!
– А палка вам зачем? – уже с любопытством спросила Златинка.
– Это волшебный посох. Я им желания исполняю. Сегодня, в Новогоднюю ночь, под бой часов нужно сказать свое желание. Громко-громко, на весь лес! И оно исполнится, – объяснил ей Дед Мороз.
– Любое? – недоверчиво спросила лисичка.
– Любое.
И тут издалека послышалось: «Бом! Бом!»
– Часы бьют! Скорее загадывай свое желание! – закричал Дед Мороз, поднимая высоко над головой посох.
– Я хочу. Я хочу… – шептала Златинка.
– Ну, давай! Громко! На весь лес! – подбадривал ее Дед Мороз.
Лисичка посмотрела на свой куцый хвостик и закричала громко, что было сил: «Я хочу, чтобы моя мама выздоровела и больше никогда не болела!»
Дед Мороз удивленно поднял одну бровь и ударил посохом о землю. «Бом! Бом! Бом!» – разнеслось по лесу и, затихло.
– Ну что? Уже исполнилось? – с нетерпением спросила Златинка.
– Конечно! Беги скорее домой! Мама уже заждалась, – ответил Дед Мороз.
Подбегая к дому, она услышала мамин голос: «Златинка! Доченька!»
– Я бегу, мама! – отозвалась лисичка.
– Ты куда убежала, доченька? Новый год наступил!
– Мама, а ты что, уже выздоровела? – не веря своим глазам, спросила лисичка.
– Да. Как только начали бить часы, мне сразу стало легче. Это волшебство какое-то! – радостно ответила мама-лиса.
Златинка, войдя вместе с мамой в дом, увидела своих братьев, хвастающихся друг перед другом подарками. Вдруг они замолчали и с удивлением посмотрели на Златинку. Один из братьев сказал:
– А ну-ка посмотри, что это у тебя там сзади?
– Ма-а-ам, ну когда они уже перестанут надо мной смеяться? – чуть не плача, спросила она у мамы-лисы. Та стояла рядом и, улыбаясь, шептала ей:
– Посмотри, посмотри.
Лисичка обернулась и увидела длинный, пушистый, ярко-рыжий с золотым отливом хвост. Она покружилась, и он покружился вместе с ней.
– Это что? Хвост? Мой хвост? – плача и одновременно смеясь, спросила она у мамы.
– Да, Златинка! Это твой хвост! Мое новогоднее желание исполнилось! – обнимая дочь, ответила мама.
– И мое тоже, – сказала Златинка тихо-тихо, так, чтобы никто не услышал.