Владимир Ручкин - Фамилия Ручкин. История фамилии. Часть 1

Фамилия Ручкин. История фамилии. Часть 1
Название: Фамилия Ручкин. История фамилии. Часть 1
Автор:
Жанры: Биографии и мемуары | Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Фамилия Ручкин. История фамилии. Часть 1"

Реальное осознание темы началось с фразы, написанной на обрывке газеты «Правда» – «не пить рыбам воды», которую я нашел на мусорной свалке. Подошедший Aldous Huxley лишь дал некоторые советы по поиску как таковому. А Hermann Hesse указал рукой на Восток.

Бесплатно читать онлайн Фамилия Ручкин. История фамилии. Часть 1


© Владимир Григорьевич Ручкин, 2015


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Идея написания этих заметок возникла благодаря некоторым обстоятельствам. Одно из них это неверное понимание происхождения фамилии Ручкин, соотношение её с значением «ручка», как инструмента для письма. Неверное толкование корня слова ruch, roch, rach. И желание узнать истоки своей фамилии. Наше прошлое, это Мир из который мы все были изгнаны. И подобно всем изгнанникам, мы стремимся вернуться в него. Сам поиск не был чем-то целенаправленным, требующим каждодневного труда, это скорее складывание разрозненных фрагментов из вещей, казалось далеких друг от друга, в целое.

Итак, первое недоразумение. Стоит только проявить немного внимания и терпения, и оно станет очевидным. Слово ручка, как инструмент для письма появилось в употреблении в начале 20 века, а само изобретение стального пера относится к 19 веку. Но в то время не говорили «ручка», а говорили «перо» или «стальное перо». Кстати, стальное перо являлось предметом престижным и изготовлялось по индивидуальному заказу. Россия, Европа писали гусиными перьями. И только в конце 1850 года металлические перьевые ручки вытеснили гусиные перья. Собственно, перьевая ручка, какой мы ее знаем, была разработана Льюисом Эдсоном Уотерманом в 1883 году. Так что Александр Сергеевич и Михаил Юрьевич писали гусиными за неимением стального пера и слыхом не слыхивали о слове ручка. Гусиное перо было основным инструментом для письма повсюду, кроме стран Востока, где использовалось тростниковое перо – калям. В XVIII веке из России в Англию отправлялось в год более 25 млн. штук гусиных перьев. Хорошие перья нередко преподносили в качестве подарка. Так, Александр Сергеевич Пушкин в своём кабинете хранил в богатом футляре птичье перо, присланное ему в подарок поэтом Гёте. Заметим в скобках, первое упоминание фамилии Ручкин относится к 1501 году.

Птичьими перьями, преимущественно гусиными, пользовались в течение десяти веков – до конца XVIII века. В России же (как отмечают современные исследователи) не только в XVIII веке, но даже и в XIX веке были в употреблении исключительно птичьи перья, а в учреждениях (канцеляриях) долгое время были «специалисты по чинке перьев». А до гусиных перьев инструменты для письма на Руси назывались писало. Тексты берестяных писем выдавливались с помощью специального инструмента – стилоса, изготовленного из железа, бронзы или кости. Противоположный острию конец писала оформлялся для писания по воску. Но, перед тем как продолжить, необходимы некоторые пояснения.


Паспортная система.

Итак, паспортная система, то есть закрепление фамилий в их современном понимании была введена на Руси во время реформ Петра 1. Именно в это время ужесточается контроль за передвижением населения, проводится перепись, более жесткая чем при предыдущих царях.

Вот некоторые выписки из петровских указов: «Воеводам гулящих людей без проезжих писем провинциям не пропускать» (Инструкция или Наказ 1714 года); «Не пропускать „без пашпортов“ проезжающих людей» (Наказ Астраханскому воеводе, 1710 год); Инструкцией (1719 год). Вводилось наличие «проезжих писем» или «пашпортов» для всех жителей государства отъезжающих в другие местности страны: «Его Царского Величества указами опубликовано, чтоб никто никуда без пашпортов или проезжих писем не ездили и не ходили, но каждый имел от своего начальника пашпорт или пропускное письмо». Купцам, выдавались проезжие грамоты. Военнослужащим, временно отпущенным со службы, выдавались «письменные отпуска», а уволенным со службы «абшиды». С 1715 года вошло в употребление слово «ПАС», от французского «PASSE» проход, пропуск.

Правовые, экономические, социальные проблемы «паспортизации» нас интересуют мало. Для нас важно, что фамилии окончательно закрепились и уже не менялись с конца 17века и начала 18. Не то что менять фамилии, а свободно передвигаться по стране было опасно. За утайку постояльцев или сообщение неправильных сведений о них хозяевам полагалась ссылка на галеры и конфискация имущества. Ох, крут был Петр Алексеевич!

В тех же пунктах полиции предписывалось: «Всех гулящих и слоняющихся людей, а особливо которые под видом, аки бы чем промышляли и торговали, хватать и допрашивать».

А вот пример заполнения паспорта: «По указу ея величества, государыни императрицы Екатерины Алексеевны, самодержицы Всероссийской и прочая, и прочая, и прочая объявитель сего, вышедший из Польши и явившийся собою при Добрянском форпосте веры раскольнической Емельян Иванов сын Пугачев, по желанию ево для житья определен в Казанскую губернию в Синбирскую провинцию к реке Иргизу, которому по тракту чинить свободный пропуск; обид, налог и притеснения не чинить и давать квартиры по указам.

А по прибытии ему явиться с сим пашпортом в Казанской губернии в Синбирской провинциальной канцелярии, тако ж следуючи и в протчих провинциальных и городовых канцеляриях являться. Праздно ж оному нигде не жить и никому не держать, кроме законной его нужды.

Оной же Пугачев при Добрянском форпосте указной карантин выдержал, в котором находился здоров, и от опасной болезни – по свидетельству лекарскому – явился несумнителен.

А приметами оной: волосы на голове темно-русые, ус и борода – черные с сединою, от золотухи на левом виску шрам… рост двух аршин четырех вершков с половиною, от роду – 40 лет. При оном, кроме обыкновенного одеяния и обуви, никаких вещей не имеется.

В верность чего дан сей от главного Добрянского форпостного правления за подписанием руки и с приложением печати алой.

В благополучном месте 1772 году августа 12 дня. Майор Мезников

Пограничный лекарь Андрей Томашевский, При исправлении письменных дел каптенармус

Никифор Баранов»

И на обороте: «Новгород-Северский, Глухов, Валуйки, Тараблянская Застава-на-Дону.»

Итак выводы: 1. Никакого отношения фамилия Ручкин к письменным принадлежностям, называемым «ручка» не имеет. 2. Закрепление фамилий произошло никак не позже начала 18 века, а первое летописное упоминание фамилии относится к 1501 г.

Продолжим поиск. Насколько я понимаю, остались два варианта. Первый проверить соответствие фамилии к понятию «рука». Второй, искать представителей нашей фамилии по корню «руч».

Вначале проследим этимологию слова «руч». Оно происходит из праславянской (индоевропейской) формы, от которой в числе прочего произошли: украинское, белорусское «рух» – движение. Чешское, словацкое, польское. «ruch» – движение. Сравните литовское «rušus – деятельный», ruošus – то же, rušė́ti «быть деятельным», латышское– rùoss «подвижный, деловой», rusenis– «рыхлый снег», литовское– ruõšti, ruošiù «готовить, снаряжать», ruošà – «приготовление», шведский– rûsа «вырываться», средне вековое-немецкое– rûsch– «нападение», древне-немецкое– rôsc, rôsci «ловкий, поспешный, свежий». Далее связано с лат. ruō «обрушиваться». Отсюда также ры́хлый, ру́шить, ру́хлый. Использованы данные Этимологического словаря русского языка М. Фасмера. Отсюда идут производные: Рух (Ruch), Рухти, Ruchalski, Ruchala, Ruchotzke, Rekhson, Ruchman, Рухсана, Ruchert и собственно Ruchkin


С этой книгой читают
Эта книга своеобразный литературный «пазл». Здесь личное переплелось с фантастическим и невозможным настолько, что реальность отошла на второй план. Москва. 1999–2016 гг.
Все события этой книги реальны. Имена персонажей, разумеется изменены, подверглись литературной обработке письма и дневниковые записи. Это попытка соединить иррациональное и невозможное в литературном произведении.
Книга о тех, кого принято считать ближайшим окружением великого поэта, чья жизнь, так или иначе, была связана с Васильевским островом имперской столицы. Книга позволит лучше понять, что представлял собой этот район Санкт-Петербурга в пушкинское время.
Для вселенной характерна цикличность развития. Стоит нам заблудиться, и мы начинаем описывать круги, возвращаясь к месту, в котором осознали свой просчёт в движении. И общества людей переживают расцвет и падение. Это мы достаточно наглядно усвоили после развала СССР. Каждая национальность при этом сохраняет свои особенности. Это и явилось мотивом для создания сборника стихов «Бег по кругу». Автор коснулся тех народов, которые более других ему зна
Это книга-исследование и книга-благодарность. Автор пытается отыскать источник той удивительной энергии и способности к преодолению, которые Анна Михайловна Горфункель продолжает демонстрировать и сегодня, в свои девяносто лет. Читателю как будто предлагается подумать о мотивах «хочу» и «надо» на его собственном пути и оценить обе стороны медали. Несмотря на серьезность темы, книга написана удивительно легким языком, с юмором и самоиронией, ставш
В книге собраны истории про Валюшку – личные, щемяще-трогательные, искренние. Каждая – о том, что происходило и происходит в жизни героини.Они разные: веселые и грустные, со счастливым концом и не очень – о детстве, о дружбе и первой любви, о семейных ценностях и внутренних переживаниях. Валюшка делится радостями и дает советы, как преодолеть трудности.Эта книга для всех, кто ценит искренние истории о жизни, любви и стремлении к счастью. И дочита
Тобела Мпайипели любил женщину – она умерла. Он привязался к ее сыну, но мальчик погиб, став случайной жертвой двух отморозков. Преступники не понесли наказания, и Тобела взял в руки ассегай – боевое копье племени коса, чтобы стать мстителем.Судьба Бенни Гриссела, инспектора полиции, также трагична. Он может потерять все: работу, семью, самоуважение. Выследить и обезвредить Тобелу – его последний шанс…
Наталья Толстая – известный московский психоаналитик, кандидат психологических наук, телеведущая, журналист и писатель. Ее советам следует весь столичный бомонд – бизнесмены, актеры, звезды эстрады, политики и спортсмены.Читайте новую книгу и возрождайте свою любовь!«Пока твое сердце живо и горячо, оно способно теребить все клетки внутри тела, но стоит ему остыть, как замирает движение внутри».
Пророчество свершилось, и теперь Элия стала самой разыскиваемой преступницей Элирии. Боги боятся ее, того, что она может сделатьс этой тайной, известной только им и ей. За жизнь платят жизнью – эту истинудевушка осознала в полной мере. Но вопреки всем испытаниям, посланным ейСудьбой, Элия по-прежнему не собирается сдаваться, тем более что ее началипосещать необычные видения, связанные с прошлым того, кого она любит большевсего на свете…
Как и кому понравится понятие о реабилитации социальной революции, если за ней правда о том, что она испокон веков и всегда означала восстановление всего, что созидалось и защищалось физическим трудом и ценой массовых жизней большинства простого российского народа!(Рукопись – переработанная и дополненная из авторского издания: «2020. За что боролись?»).