Галина Святохина - Философия. Философия человека, общества, истории и культуры

Философия. Философия человека, общества, истории и культуры
Название: Философия. Философия человека, общества, истории и культуры
Автор:
Жанры: История философии | Книги по философии
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Философия. Философия человека, общества, истории и культуры"

Темы рассматриваются в контексте идей философии Востока, Запада и русской философии.

Бесплатно читать онлайн Философия. Философия человека, общества, истории и культуры


Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «Философия» является частью гуманитарного цикла учебных дисциплин по всем направлениям подготовки специалистов УГУЭС и призвана способствовать повышению качества профессиональных, социальногуманитарных, научных знаний; совершенствованию личностных черт и способностей современного специалиста на основе обретения им общекультурных компетенций в виде определенных философских знаний, порождаемых ими умений и вырабатываемых навыков деятельности.

Цели и задачи курса

Целью дисциплины является: формирование у студентов представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Перечень знаний и умений

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций. Среди них: способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и на основе аргументов отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценки и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

Предисловие. Специфика философского рассмотрения человека

Философия человека охватывает широчайший круг вопросов и проблем, связанных с человеком, его жизнедеятельностью. Среди тех, которые активно обсуждались на протяжении развития человеческой истории, могут быть названы следующие. Что есть человек? Какое место он занимает в мире, в Космосе? Является ли он случайной игрой стихий бездушной природы, сыном Божьим или результатом творчества разумных Сил Космоса? Какова его природа? Чем он отличается от животных? Является ли человек разумным, духовным существом или его поведением руководят влечения и страсти? В чем свобода человека? В чем смысл его жизни? В чем могут заключаться ценности человеческого существования? Кто такой совершенный человек? По сути, эти и множество других вопросов, связанных с человеком, стали предметом глубокого осмысления уже в эпоху становления философии как таковой и на протяжении всей последующей ее истории представители разных стран и различных мировоззренческих позиций размышляют над ними, предлагая свои варианты ответов. В результате появлялись взгляды на жизнь человека, тенденции в ее осмыслении, которые могли не только не совпадать, но и даже существенно различаться. В качестве наиболее крупных, выявившихся в истории философской мысли могут быть названы: западная или европейская традиция осмысления проблем человека; восточная, в первую очередь, древнеиндийская и древнекитайская, на некоторые моменты которой будет обращено наше внимание. Серьезный интерес в осмыслении философских проблем, в том числе человека, вызывает и традиция целостного подхода, сформировавшаяся в русской философии, наиболее системно представленная в Учении Живой Этики или Учении Жизни, как называют его авторы. Космическое мышление, свойственное этому подходу, своей методологией открывает возможность синтеза научных достижений Запада и религиозно-философских воззрений Востока на духовной почве культуры России.

Обратим наше внимание вначале на европейскую философскую мысль. Формирование философской антропологии как раздела философии, посвященного человеку, в значительной мере связывают с именами Д. Вико, Х.Вольфа, французских материалистов XVIII века. Большим приверженцем специального выделения антропологических исследований был И. Кант. В своей работе «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 г.) он писал, что самый главный предмет в мире, к которому могут быть применены познания – это человек, ибо он – предельно захватывающий и загадочный объект философского умозрения.

Окончательно, как принято считать, философская антропология (в узком смысле, как философское направление) сформировалась в 20-х годах ХХ в. во многом благодаря трудам М. Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера. Среди них наибольшую известность получила работа М. Шелера «Положение человека в космосе» и др. В ней подчеркивается необходимость создания основополагающей науки о человеке, изложена программа его философского познания, предполагающая включение в нее достижений конкретно-научных дисциплин. То есть философская антропология должна интегрировать варианты конкретно-научного, философского и религиозного осмысления человека в единую, целостную концепцию. М. Шелер писал: «Задача философской антропологии – точно показать, как из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие… государство, руководство, миф, религия, наука…» [38]. Сегодня мы не можем утверждать, что в философской антропологии, работающей в контексте европейской традиции отвлеченного мышления, удалось решить задачу подобной интеграции знаний о человеке. Поэтому уже на новом витке современного эволюционного развития человечества важно без предубеждений, на основе системного подхода осмыслить идеи мировой философской мысли, в том числе касающиеся проблемы человека.


С этой книгой читают
Данная работа является развитием и продолжением теоретических и концептуальных подходов к теме русской идеи, представленных в предыдущих работах автора. Основные положения работы опираются на наследие русской религиозной философии и философско-исторические воззрения ряда западных и отечественных мыслителей. Методологический замысел предполагает попытку инновационного анализа национальной идеи в контексте философии истории. В работе освещаются сущ
Настоящим томом продолжается издание сочинений русского философа Густава Густавовича Шпета. В него вошла первая часть книги «История как проблема логики», опубликованная Шпетом в 1916 году. Текст монографии дается в новой композиции, будучи заново подготовленным по личному экземпляру Шпета из личной библиотеки М. Г. Шторх (с заметками на полях и исправлениями Шпета), по рукописям ОР РГБ (ф. 718) и семейного архива, находящегося на хранении у его
Опираясь на достижения современной историко-философской науки, автор раскрывает основное содержание идей немецкого идеализма конца XVIII – первой трети XIX в., а также определяет место и значение этой интеллектуальной традиции в истории мировой философии и культуры. Представлены важнейшие труды И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. И. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля и других мыслителей.Для студентов учреждений высшего образования.
Если к классическому габитусу философа традиционно принадлежала сдержанность в демонстрации собственной частной сферы, то в XX веке отношение философов и вообще теоретиков к взаимосвязи публичного и приватного, к своей частной жизни, к жанру автобиографии стало более осмысленным и разнообразным. Данная книга показывает это разнообразие на примере 25 видных теоретиков XX века и исследует не столько соотношение теории с частным существованием каждо
Литературный мир Лондона потрясен таинственным убийством!Труп ведущего сотрудника одного из крупнейших издательств Англии обнаружен прямо на рабочем месте…Многоопытный следователь Адам Дэлглиш начинает расследование – и сразу же понимает убитый успел нажить много врагов, и мотивы совершить преступление были у каждого.У брошенной любовницы…У оскорбленного писателя, чей роман был отвергнут…У обиженных коллег…Список подозреваемых – все длиннее. Но в
Бабушкины пироги, блины и оладьи. Мамины салаты с вареной колбасой, с консервированной скумбрией и печенью трески. Орешки со сгущенкой, торты на меду у друзей. Обеды были полноценны и состояли из первого, второго и третьего – компота или киселя! Печенье, вафли, сладости ели по выходным. Праздничные столы ломились от блюд с продуктами, которые можно было достать. Летом заготавливали солености из овощей и грибов, варенья из фруктов и ягод, и этих з
Как «пустышка» может поступить в академию? Правильно: обручившись с ректором! Не по собственной воле, а по долговой расписке. Теперь я – студентка академии и во мне течет чужая магия. Главное, чтобы никто не узнал, – чья. Но в том, что я схожу с ума при взгляде в синие бездонные глаза, виновата вовсе не магия, а один невыносимо-притягательный ректор.
Я боюсь его. Всем сердцем. Лорд-правитель хочет наследника, он уверен, что я – его жена, вот только я попала в чужое тело и теперь мне нужно вернуться домой. Мой муж меня ненавидит, а я все больше понимаю, что тону в его глазах – манящих, притягательных, со всполохами истинного огня. Но ведь не я его Суженая! Или все же?..