Иди домой, сказал ему Спаситель, к своим, и расскажи им, что сотворил Господь и как помиловал тебя. Лк. 8:39
Дорогие читатели!
У вас в руках книга о Фотинии, во многом эта книга и обо мне. Предлагаю вашему вниманию историю одного воскрешения. История невыдуманная, однако может показаться маловероятной.
Это история обычного человека, который однажды увидел свое несовершенство. Можно было бы сказать прозрел, но я не хочу даже намека на пафос в своем повествовании.
Почему? Потому что дорога и ценна для меня обычная правда, правда и простота. Что же, кроме собственного несовершенства и недостоинства, однажды увидела моя героиня?
Ответ на этот и другие вопросы дает Фотиния. Она главный двигатель авторских размышлений на страницах этой книги. Она в центре исследований, наблюдений за человеческой природой в период духовного пробуждения. Ее мысли, чувства, переживания, малейшие изменения внутренних состояний были интересны мне в работе над сборником стихов и рассказов о человеке.
Фотиния родилась в дни чтения Великого Покаянного Канона Преподобного Андрея Критского, 21 февраля 2018 года в храме Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, на третий день Великого поста. С тех пор прошло совсем немного времени, каких-то три года, но как много изменений произошло в жизни и судьбе моей героини.
Книга об этом.
Фотиния. Красивое православное имя. Что мы знаем о нем? Имя Фотиния – стародавнее, с древнегреческими корнями. Оно является женской формой от Фотин. Имеет современный, более распространенный вариант – Светлана. Происхождение имени связано с древнегреческим словом «фос», что означает «свет», либо «фотейнос», которое переводится как «светлая».
Итак, Фотиния – «светлая».
Моя героиня, Фотиния, невымышленный персонаж, во многом автобиографичный.
В прозаических миниатюрах и поэтических произведениях книги вы увидите душу, открытую переменам. Хочу представить вам мою героиню, показать ее мир, рассказать о корнях, о семье и окружении, познакомить с ее предысторией.
Сборник «Фотиния» – попытка ответить на вопрос, почему всё это происходит с ней? В этой (первой) книге вопросов пока больше, чем ответов. Но ответы каждый дает сама жизнь, чудо, неосознаваемое таковым, но вполне реальное и ощутимое.
Книга, которая у вас в руках, – самое начало разговора о внутренних и внешних переменах в человеке, открывшем для себя веру, Евангелие, обратившемуся к Богу, вступившем на путь покаяния, своеобразное определение темы.
Когда-то давно, в восьмидесятые, моя героиня была обычным советским ребенком, как вы, ходила в самую обычную школу, потом в институт.
Господь всегда был милостив к ней, когда подошло время, подарил прекрасную любящую семью. Тогда жизнь ее была ничем не примечательна, как у большинства. Жизнь вдали от Бога, вблизи от ошибок. Это была слепая, беспечная дорога в никуда.
Лихие девяностые и нулевые. Все дальше и дальше от Бога уходит дорога героини с течением лет. И разрушение ее мира, и полный крах такой жизни были неизбежны. И она умерла.
Но милосердный Бог не оставил ее. «Тайна сия велика есть» (Еф. 5: 31—32) – и одному только Богу известно, в какое время и как она очутилась в храме, что с ней происходило тогда и после. А время шло дальше.
Когда душа открылась Богу, она воскресла из мертвых. Да, так вот обыденно, простыми словами о вечном.
Что значит воскресла? Сама воскресла? На многие вопросы мне, как автору, предстоит еще только ответить в следующих произведениях.
Верить или не верить в эту невыдуманную историю – выбор за вами, мои дорогие читатели, но воскресение стало жизнью родившейся Фотинии.
Она поняла, что мир может быть другим, что он задуман и создан, а значит, и должен быть другим, и что это зависит в том числе и от нее. Героиня увидела направление пути к миру Божию, к спасению. Она делает первые, робкие шаги на этом трудном пути.
Как много еще ей предстоит понять о себе, о человеке, о Боге, о правде, как от многого предстоит отказаться, как много раз ей предстоит больно падать.
Но милостью Божией укротившая ее душу Фотиния поможет вставать ей снова и снова. Мир изменился.
Оглядываясь на свою жизнь, чудом и великой милостью Бога с благодарностью принимаю глубокие внутренние изменения.
Хочу поделиться с вами моей историей. Бог даст, кто-то еще, прочитав эту книгу, задумается о своей жизни и благословит грядущие перемены.
С любовью к читателям,
автор Светлана Нагибина
Она стояла в центре храма, сложив крестообразно руки на груди. Воскресная Литургия шла своим чередом. В храме многолюдно, среди прихожан уже много знакомых лиц. Всякий раз особенно звучат для нее с клироса слова:
– Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите.
Слова звучали где-то внутри, имели объем, цвет и звук. Последние несколько лет связаны для нее с этим храмом, с этим приходом. Сегодня время снова раскрылось для нее. Посторонние люди стали родными, близкими по духу. В какие минуты, дни и месяцы произошла с ней эта внутренняя перемена, она не знала, но, наблюдая в себе чудесное изменение, внимательно изучала свое новое качество.
– Здравствуй, сестра, с праздником! А где Нина с ребятами? Не случилось ли чего? – говорит она шепотом, распахивая объятия.
– С праздником! Тоже давненько ее не вижу, – кротко улыбается Татьяна, прихожанка средних лет (со стороны видно ее вынужденное положение из-за недавнего перелома ноги). Во время молитвы Татьяна стоит у лавочки, опирается на трость, щадя больную ногу.
– Позвоню Нине, скорейшего выздоровления тебе, Танечка. Все мы дети Бога.
«Помоги, Господи, сестричкам моим, Татьяне и Нине», – думала она, вставая в очередь на Причастие. Сложив крестообразно руки на груди, задумалась, когда произошла с ней такая перемена? Женщина медленно продвигалась к Чаше, она была среди своих, покойна и тиха. Только что приняла она Таинство Исповеди, и боль сдалась, отступила. Давно забытое ощущение радости, какой-то беспричинной необъяснимой и всеобъемлющей радости, по-новому вошло в ее открывшееся любви сердце.
– Тело Христово приимите, – слова возвращали ее в здесь и сейчас.
«Воскресенье. Мой храм. Родная Вятка. Да, я дома, дома… Теперь я окончательно и по-настоящему дома», – подумалось спокойно, земными словами о небесном, о другой, настоящей жизни – жизни вне тела. Эта невообразимая мысль уже не была для нее новостью или только что пришедшим откровением. Она не то чтобы верила в это, но знала как-то, что будет так.
Таинство Причастия Тела и Крови Христовых шло в храме своим чередом: сначала дети, потом мужчины и только после – женщины. Она подняла глаза к образам. Спаситель смотрел на нее спокойно и ласково: «Не бойся ничего. Иди. Я с тобой. Ты любимое дитя мое».