Николай Шахмагонов - Фронтовой санбат

Фронтовой санбат
Название: Фронтовой санбат
Автор:
Жанр: Книги о войне
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Фронтовой санбат"

Автор продолжает рассказ о важнейших событиях Великой Отечественной войны. С героями новой книги читатели уже встречались на страницах романов «Сталин летом сорок первого» и «Сталин в битве за Москву». Теперь в центре внимания великий подвиг советских военных медиков в тяжелейшие дни отступления наших войск после барвенковской катастрофы к Сталинграду, оказание помощи раненым под бомбами и снарядами врага, особенно любившего бомбить медицинские учреждения, уничтожая раненых советских бойцов и командиров. Работа при постоянной опасности оказаться в окружении, ведь медсанбат не прекращал приём раненых и борьбу за их жизни даже в критической обстановке. Автор вскрывает причины трагедии весны и лета сорок второго, снова рукотворной, как и в сорок первом году. Показывает героизм советских воинов и бесчеловечность, мерзость врага, принёсшего на русскую землю «европейские ценности» в виде бесчинств, грабежей, насилия.

Бесплатно читать онлайн Фронтовой санбат


Бросок в пасть к врагу


В степную балку на правом берегу Дона, в нескольких километрах от переправы передовой отряд гвардейского медсанбата, возглавляемый военврачом 3 ранга Михаилом Гуляниным, прибыл, когда раскалённое полуденное солнце уже вовсю поливало зноем выгоревшую степь, а дороги превратились в сущее месиво, но не от грязи, которая бывает после дождя, а от внушительного слоя пыли, поднимавшейся из-под колёс автомобилей и создающей в завесу плотнее и непрогляднее дымовой.

Гулянин приказал спешиться и приступить к оборудованию палаток.

Ординаторы помогли девушкам, которым пришлось ехать на бортовых автомобилях, поддержали тех, кто не решился просто спрыгнуть на землю. Балка огласилась визгом и смехом. Никто не чувствовал опасности, которая постепенно нависала над ними. Гулянин тоже прогнал сомнения и тревоги, которые появились в пути. Надо было работать. Ведь если каждый на войне будет решать вопросы по собственному разумению, что получится?

Балка давала очень слабые возможности для маскировки, но всё-таки хоть как-то укрывала от вражеских глаз. Вокруг, насколько хватало глаз, лежала степь. Естественно, немецкие стервятники сразу будут обращать внимание вот на такие естественные укрытия.

«Да, это не Калининская область, где в лесу можно спрятать весь медсанбат, – подумал Гулянин и пошёл вдоль балки, внимательно осматривая её и размышляя, как получше замаскировать приёмно-сортировочный взвод. Вспомнились предвоенные споры: нужно ли маскировать медицинские учреждения? Теперь эти рассуждения каждому показались бы наивными, теперь никто не сомневался, что фашистов не только не остановят красные кресты и другие опознавательные знаки, а напротив будут действовать как красные тряпки».

– Наломать веток и сверху прикрыть ими все палатки, – распоряжался он. – Машины замаскировать в кустарнике.

Раскрыл выданную перед этим срочным выездом рабочую карту, пытаясь определить наиболее вероятные пути эвакуации раненых. Вдали, значительно южнее того места, где передовой отряд медсанбата переправился через Дон, грохотала канонада. Но впереди, куда ушли полки первого эшелона дивизии, пока было тихо.

Ещё на разъезде, ставя боевую задачу, командир медсанбата особо предупредил, что оборонительный рубеж будет проходить по скатам господствующих высот на удалении примерно двадцать – двадцать восемь километров от реки. Медсанбат решено развернуть именно в балке, поскольку здесь сходились пути, удобные для эвакуации раненых из всех частей дивизии.

Развёртывание приёмно-сортировочного взвода, перевязочной и операционной было завершено, а основные силы батальона всё не появлялись.

«Уж не разбомбили ли их на разъезде, – с беспокойством думал Гулянин. – Да ведь и не только на разъезде, но и в дороге можно попасть под бомбы. И над переправой вражеские бомбардировщики висят…»

Связаться с командиром медсанбата военврачом второго ранга Кириловым было невозможно. Пришлось терпеливо ждать. Мимо проходили к переднему краю части и подразделения дивизии.

Ближе к полудню где-то впереди разгорелся жаркий бой. Звуки стрельбы становились всё слышнее – значит, бой приближался.

– Товарищ военврач третьего ранга, – подбежал с докладом назначенный Гуляниным наблюдатель, – наши отходят к переправе через Дон. Соседи, видимо?

Гулянин, понимая, что больше ждать нельзя ни минуты, тут же распорядился:

– Водителей и медсестёр, выделенных для сопровождения раненых, ко мне. Наши соседи ведут бой. У них наверняка есть раненые. Давайте-ка за ними. Тем более из частей нашей дивизии раненые пока почему-то не поступают.

Информация о том, где расположился передовой отряд медсанбата, была своевременно доведена до полковых медицинских пунктов, однако раненых все еще не было.

Бой западнее балки, который тревожил Гулянина как будто бы стих. Значит, атаки отбиты…

И всё же где-то южнее бои продолжались. Определить где, было невозможно. Под вечер стало ясно, что сосед с юга всё же отходит.

Снова появились тревожные мысли о том, что медсанбат могут попросту отрезать и захватить в плен.

– Продолжайте работу, – распорядился Гулянин. – Я разведаю, что к чему.

Он сел на одну из санитарных машин и велел водителю выехать на высотку впереди. По дорогам, а где и просто по степи спешили к Дону автомобили, повозки, ускоренным шагом шли подразделения.

«Отходят и оголяют нам фланг, – с досадой подумал Гулянин и тут же с гордостью: – А наши стоят. В полосе обороны нашей дивизии всё спокойно. Вчерашних десантников-гвардейцев врагу так просто не сломить».

Вернувшись, Гулянин приказал оставить в рабочем состоянии перевязочную, а приёмно-сортировочный взвод свернуть и всё имущество погрузить на машины. Понимал, что произошла какая-то неурядица. И вот-вот будет – не может быть команда о смене места расположения. Не случайно же не поступают раненые, хотя в полки сообщено, где находится передовой отряд. Раненые же в отряде были лишь те, которых подобрали на марше. Многие из них не хотели обращаться за помощью, убеждая, что получен приказ на отход и ехать в западном направлении опасно.

Прибежал наблюдатель, оставленный на краю балки, сообщил:

– Товарищ военврач третьего ранга, вас вызывает заместитель командира дивизии.

– Где он? – спросил Гулянин.

– Во-он там, – указал красноармеец, – под деревом машина.

Гулянин поспешил наверх и сразу увидел запылённый вездеход с работающим двигателем. Из приоткрытой дверцы высунулся по пояс заместитель командира дивизии гвардии подполковник Гончаков.

– Что вы здесь делаете? – спросил он, стараясь перекричать грохот, заполнявший всё окрест.

– По приказу командира батальона развернул приёмно-сортировочный взвод и передовой отряд медсанбата, – доложил Гулянин. – Основные силы медсанбата, закончив выгрузку из железнодорожного состава, прибудут за нами в этот район.

– Никуда они не прибудут! – в сердцах воскликнул Гончаков. – Обстановка изменилась. Медсанбат направлен в другой пункт. Он развёрнут на острове в излучине Дона. Немедленно свёртывайте всё тут и отправляйтесь в излучину. Дайте карту…

Стоявшая неподалёку молоденькая медсестра с тревогой спросила:

– Фашисты прорвались?

Гончаков оторвался от карты, на которой показывал Гулянину маршрут движения и точку, куда надо прибыть, посмотрел на медсестру и уже спокойнее сказал:

– Никуда они не прорвались. Просто потеснили потрёпанную стрелковую дивизию, которую мы должны сменить. В связи с этим полностью выйти на рубеж господствующих высот наша дивизия не успела. Передовым подразделениям приказано задержать врага, пока основные силы подготовятся к контратаке, чтобы отбросить врага и занять господствующие высоты, – он указал жестом на запад, где вдали поднимались к небу дымы, закрывая линию горизонта.


С этой книгой читают
Роман посвящён великой победе в Сталинградской битве, открывшей путь Красной армии на Берлин. События разворачиваются с трагедии под Харьковом, когда в результате предательства Хрущёва, на поводу у которого пошел Тимошенко, была окружена крупная группировка наших войск. И в этот тяжелейший момент только стойкость 62-й армии генерала Чуйкова остановила немцев в сотнях метров от Волги, только неимоверные усилия и организаторский талант командующего
Роман посвящён Сталинградской победе, но автор начинает повествование с трагедии, случившейся в мае 1942 года под Харьковом, когда в результате предательства Хрущёва и попустительства Тимошенко, в барвенковский котёл была введена крупная группировка наших войск, разгромленная и окружённая там. Только сильная воля и полководческий гений Сталина смогли в роковой момент войны собрать лучшие силы под Сталинградом и направить их на победу, только стой
«Оперировать немедленно» – продолжение книги «Золотой скальпель» – посвящена службе М.Ф. Гулякина в послевоенные годы в Главном военном клиническом госпитале имени Н.Н. Бурденко, где он последовательно занимал должности старшего ординатора и начальника хирургического отделения, а затем, главного онколога. За время службы сделал более 20 тысяч операций в том числе таких, на которые в то время решались очень немногие хирурги не только в нашей стран
Перед вами вторая книга трилогии «Судьба советского офицера». В названии использована строка стихотворения поэта и философа Владимира Соловьёва, что указывает на то, что в повествовании немало внимания уделено философии всепобеждающего чувства любви. Автор продолжает повествования о судьбе Дмитрия Теремрина. Перед читателями, по сути, остросюжетный любовный детектив, в котором немало откровенных любовных сцен, выписанных изящно, без употребления
Книга написана Ольгой Игоревной Грабарь (дочкой знаменитого отечественного художника и общественного деятеля И. Э. Грабаря) по мотивам и на основе личных впечатлений довоенного и военного времени. О. И. Грабарь прошла Отечественную войну переводчиком, непосредственно принимала участие в боевых действиях. Книга – интереснейший документ эпохи!
Конец апреля 1945 года. Советские войска взламывают последние рубежи обороны Берлина. Бои идут на самых подступах к рейхканцелярии и подземному бункеру Гитлера. Все попытки генерала Венка, командующего 9-й армией, прорваться в столицу для спасения фюрера и его окружения терпят крах. И вот тогда Гитлер вызывает своего верного «цепного пса» Мюллера и говорит: «Пора». Секретный план вождя нацистов вступает в силу!..
С нами Бог – я это знаю,К нам нацизм недопустимВедь он детище враньяБезрассудного грехаТех кто разума лишилсяС безрассудностью сроднилсяПодвиг Дедушки забывСовесть разума сгубивОн с фашизмом породнилсяКровь бездумно отравилПодвиг Прадеда забыв.
Не ходи служить в пехоту! Книга 3. Завели. Сели. Поехали. Там разберёмся. 25-летию начала первой Чеченской войны посвящается! Том 2Продолжение истории о русской пехоте, срочниках и их командирах.Начало боёв, первые штурмовые действия.История о том, как учились воевать и как потом воевали.Но не только о боях. Ещё много о неприятном. Как всегда, и везде, к сожалению.Но всё-таки эта книгах о людях и их судьбах. Это не боевик.Книга основана на реальн
Короткий фантастический рассказ-антиутопия о судьбе человека.
Вот-вот положит конец бедам Чернский князь. Владислав нашел способ справиться со страшным проклятием – радужной топью, которое грозит опустошить и его княжество, и все Срединные земли. Красавица-княгиня носит под сердцем наследника. Но нет в княжеском тереме мира и покоя. Сгущаются темные тучи над головой Влада, предвкушает страшную месть черная ворожея, собирают воинов под свои флаги заговорщики-соседи. Сумеет ли травница Агнешка выкупить у темн
Мир и покой никогда не царили на территории Иллинской империи, внутренние конфликты всегда раздирали ее, но с приходом новой угрозы прежние распри смолкли. Ранее неизведанная сила пробудилась, порождая на свет нечто темное, нарушая привычный цикл жизни. Теперь судьбы Кастора, Сектуса и Афадора тесно переплетены между собой. Сейчас им только предстоит встать на тяжкий путь, но роль, отведённая им весьма значима. Ведь выживание всех и каждого будет
Автор решает переместиться в своё произведение, но позже выясняется, что вернуться назад не так уж и просто. Публикуется в авторской редакции с сохранением авторских орфографии и пунктуации.