Гагарин
(Рассказ)
Часть первая. Грабёж
Грабёж или разбойное нападение – это преступления, которые вызывают значительный общественный резонанс, особенно в небольших городках нашей страны, там, где обычная жизнь проходит тихо и размеренно, словно во сне.
Случилось это происшествие в самом начале зимы в две тысячи седьмом году, когда снега ещё нет, но первые холода уже дали о себе знать. Ночи в городе стояли, как правило, тёмные, хулиганские.
Дежурный по личному распоряжению начальника милиции вызвал меня на работу прямо из дома, когда я уже собирался отходить ко сну около одиннадцати часов вечера. Наскоро собравшись, я вышел к поджидавшей меня возле подъезда дежурной машине. Войдя в фойе отдела, я увидел сидящего на лавочке для посетителей молодого человека лет пятнадцати, худощавого, невысокого роста, со следами побоев на лице. Он был не один, со своей матерью и сбивчиво объяснял дежурному оперативнику о том, как на него за час до этого, прямо на проспекте Корабелов1 напал неизвестный, побил и снял с него куртку, после чего скрылся во дворе ближайшей пятиэтажки.
Со слов матери я также понял, что куртку она приобрела накануне на местном рынке. Это была дорогая замшевая куртка на меху. Описание напавшего было очень даже стандартным: среднего роста, крепкого телосложения, на голове чёрная вязаная шапочка, тёмная куртка, тёмные брюки. Под такое описание могла попасть половина мужского населения города. В общем, обрисовывался конкретный глухарь2. Правда потерпевший твёрдо заявил, что хорошо запомнил нападавшего, ранее его уже где-то видел в городе и сможет уверенно опознать.
Это немного обнадёжило меня. Дело в том, что наш городок находится на пересечении трасс, ведущих к трём более крупным соседним городам, плюс ко всему у нас имелся железнодорожный вокзал, единственный на всю округу, и примыкает он как раз к проспекту Корабелов. Преступление мог совершить кто угодно: наркоманы, хулиганы, судимые просто, шпана – эта часть города была неспокойна, особенно в вечернее время суток. Преступления там совершались частенько, больше, конечно, кражи, но и грабежи бывали. Правда, сказать по совести, потерпевшими при этом зачастую становились взрослые люди, не рассчитавшие своих сил в борьбе с зелёным змием. Они и заявлять-то не торопились потому, как не помнили толком, пропили своё имущество, потеряли или стали жертвами преступных посягательств. В данном же случае потерпевшим был подросток, причём абсолютно трезвый. Грабежи, они все на особом счету в главке, а в отношении несовершеннолетних тем более.
Направив оперативников и участковых на поквартирный обход пятиэтажки, во дворе которой скрылся подозреваемый, я вплотную занялся с потерпевшим и его матерью. Выяснял подробности, демонстрировал карточки с фотографиями ранее судимых.
Через некоторое время удача улыбнулась нам: оперативникам удалось установить свидетеля – женщину, которая не просто видела преступника, а узнала его. Сразу после нападения эта женщина выносила мусор и видела, как из-за угла дома выбежал парень и заскочил в заброшенный сарай, стоящий в ряду других таких же сараев, располагавшихся во дворе дома. При этом забегал он, неся в руках какой-то свёрток, а вышел уже без него. Осмотрев указанный свидетельницей сарай, парни обнаружили похищенную куртку. Приобщив вещдок к протоколу осмотра места происшествия, следователь спросила у женщины, может ли она описать преступника, на что последняя ответила, что описывать его не имеет смысла, она и так его узнала, это был местный житель по кличке Гагарин.