© Николай Яковлевич Надеждин, 2024
ISBN 978-5-0064-3638-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Николай Надеждин
«Маленькие рассказы о большом успехе»
Гарри Гудини
Обман без обмана
История жизни Гарри Гудини вызывает много непростых вопросов. И прежде всего – стоил ли результат столь титанических усилий? Он же не просто тренировался и демонстрировал публике свои физические возможности. Он в буквальном смысле истязал себя, работал на грани и даже за гранью – раз его трюки вызывали у зрителей обмороки ужаса.
Но на этот вопрос – стоило или нет мог бы ответить лишь сам Гудини. Наверное, стоило. Ему же было интересно. И он был счастлив, делая то, что никому, кроме него, не по силам… Очень мужской, к слову, мотив. Прыгнуть выше, чем другие. Поднять неимоверную тяжесть. Продемонстрировать необыкновенную ловкость. Удивить, восхитить и даже… напугать.
Тут дело совсем в другом – в том, что каждый человек должен постараться найти себя, распознать свои способности. И потом всю жизнь совершенствовать их, стремясь к недостижимому пределу. Только в этом случае финал может быть счастливым. Если, конечно, успеваешь до него дожить.
В этом смысле Гудини очень счастливый человек. Он знал, кем должен стать, ещё в отрочестве. Успеха достиг, когда был ещё совсем юнцом. Заработал внушительные деньги в возрасте, когда другие ещё рассматривают в зеркале пробивающиеся усики.
Он счастливый ещё и потому, что имя Гудини стало синонимом его любимого дела. И нам уже не нужно ломать язык, объясняя, чем Гарри занимался. Достаточно сказать – «Гудини». И всё сразу ясно.
Нам бы так. Пусть и в сильно уменьшенном варианте.
В полдень назначенного дня на Манхеттене у дверей старинной нотариальной конторы, которая была здесь, казалось, с момента основания Нью-Йорка, собралась внушительная толпа журналистов. Все ждали «момента Икс», когда сотрудник конторы откроет сейф и достанет из него большой пакет с бумагами.
Почему именно 6 апреля 1974 года? Потому что в этот день знаменитому фокуснику Гарри Гудини исполнилось 100 лет. Именно его бумаги согласно завещанию Гудини и должны были попасть в руки прессы. И в бумагах этих маг и чародей обещал раскрыть секреты своих самых известных, самых загадочных трюков.
Часы пробили 12 часов. Толпа репортёров замерла. Двери конторы открылись. На пороге стоял одетый в смокинг пожилой человек. Его взгляд был совершенно спокоен и даже отрешён.
– Господа, – проговорил он тихим голосом. – Прошу пройти в хранилище к сейфу.
Он повернулся и шагнул в полутьму конторы. Следом поспешили журналисты, устроив в дверях небольшую давку.
Просторный зал, где одну стену занимали серые дверцы сейфовых ячеек, сразу стал тесным. Служитель вытащил из кармана ключ и показал его репортёрам. Тут же наступила мертвая тишина. Служитель взглянул на часы, которые показывали четверть первого. Затем бросил взгляд на директора конторы, стоявшего в стороне. Тот едва заметно кивнул.
Ключ легко вошёл в скважину и сделал четыре оборота. Левой рукой служитель взялся за ручку и потянул дверцу сейфа на себя.
Что ожидали увидеть репортёры нью-йоркских газет в этот памятный день? Секреты фокусов? Но с 1906 по 1924 год Гудини опубликовал 8 книг, в которых раскрыл многие чудеса. Не пожалел профессиональных тайн (к раскрытым в книгах фокусам он больше никогда не возвращался).
Многие, но не все. Нераскрытыми остались следующие трюки. Первый – освобождение из завинченного болтами ящика в Лондоне в 1903 году. Гудини, забравшийся внутрь кованного ящика, был сброшен в Темзу, а затем спустя минуту появился на поверхности реки. Осмотр ящика и болтов результатов не принёс. Фокус остался нераскрытым.
Второй – освобождение из тюремных камер в Вашингтоне, Кёльне, Петербурге и Москве. Одетый в робу смертника, Гарри Гудини был помещён в камеру, закрыт на все запоры и засовы. У двери камеры стоял надзиратель, которому было запрещено заглядывать в глазок. Через две минуты Гудини оказался в коридоре, открыл двери соседних камер и поменял заключённых местами. Затем он снова исчез и через четверть часа уже был в караульном помещении, одетый в свой обычный костюм. При этом надзиратели клялись, что ни одна из дверей, за которыми они пристально следили, не открывалась.
Третий – сожжение носовых платков зрителей. После того, как от этих кусочков ткани оставалась лишь горстка горячего пепла, Гудини отвёз зрителей к статуе Свободы (дело было в Нью-Йорке) и извлёк невредимые платки из ящика, установленного внутри головы статуи. При этом подступы к статуе сторожили полицейские, которые клялись, что к острову в целом и к статуе Свободы в частности в течение последних шести часов не приблизилась ни одна живая душа.
Неразгаданных фокусов Гудини оставил достаточно много. И мелких, но оттого не менее эффектных, и масштабных, вроде исчезнувшего на глазах у изумлённых зрителей… слона. Этот фокус Гудини проводил дважды. И каждый раз оставлял многочисленных зрителей в недоумении. Как?! Как, разрази гром, это ему удалось? Возможно ли это в принципе без… волшебства и магии?..
Дверь сейфа раскрылась… Служитель нотариальной конторы засунул вовнутрь правую руку. На его лице заиграла… растерянная улыбка. Служитель не выдержал и заглянул в сейф, едва ни забравшись туда по самые плечи. Потом он отступил на шаг, развёл руки и, обернувшись к репортёрам, неожиданно тонким, пронзительным голосом произнёс:
– Господа, там… ничего нет!
– Как – ничего нет?! – всколыхнулась толпа.
– Ничего, – сказал служитель и отступил на шаг.
К сейфу приблизился директор нотариальной конторы. Отодвинул своего растерявшегося помощника и заглянул в сейф сам.
– Действительно, ничего, – сказал он, беспомощно озираясь.
Наконец, кто-то из пришедших в себя репортёров спросил:
– А вы уверены, что этот сейф никогда и никем не вскрывался?
В ответ служащий конторы показал обломки сургуча, которым был опечатан сейф.
Помещение хранилища осветили вспышки фотоаппаратов. Журналисты исписывали страницы своих блокнотов. На директора нотариальной конторы и родственников Гудини, присутствовавших при вскрытии сейфа, обрушился шквал вопросов. Но никто не смог сказать ничего вразумительного.
– Что же это всё-таки было? – спросил один из молодых журналистов.
И его умудренный жизненным опытом коллега, улыбнувшись, ответил:
– Последний фокус Гарри. Он снова всех нас разыграл.
Да, многие секреты Гудини так и остались секретами. Специалисты в области циркового искусства говорят, что каждому фокусу Гарри есть вполне логичное объяснение. Более того, наиболее талантливые последователи Гудини, например, Дэвид Копперфильд, повторили некоторые трюки Гарри. Многие, но, опять же, далеко не все. Самые сложные фокусы повторены не были – например, трюк Гудини с проглатыванием 200 швейных игл и нити. Когда нить извлекалась Гарри из собственного рта, она оказывалась продетой через все иглы. Как это было сделано, неизвестно.