© Николай Яковлевич Надеждин, 2024
ISBN 978-5-0064-4842-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Николай Надеждин
«Маленькие рассказы о большом успехе»
В трудные времена обязательно находится толпа спасателей, которые наперебой выкрикивают: «Я знаю, знаю, как спасти родину! Голосуйте за меня, я знаю!». И идет несчастный народ. И голосует. И трудные времена продолжаются.
Рузвельт тоже был в числе спасателей своего отечества. И тоже призывал голосовать за него. И американцы поверили. Отличие от прочих было в том, что Рузвельт, действительно, знал, как спасти Америку. И тяжело, медленно, но вытянул страну, удержал на краю пропасти, к которой она неслась…
ХХ век – столетие всевозможных реформ. Военные потрясения сменялись социальными, потом экономическими, потом снова военными. Мир без конца лихорадило. Жертвами безумных экспериментов становились десятки миллионов человеческих жизней. И у многих стран не нашлось своего Рузвельта, который бы остановил безумие и заставил – именно заставил! – перейти от опасной болтовни к реальному делу.
Президент Рузвельт – достояние истории другой страны. На самом деле он и наша история. Россия ещё не забыла американской ленд-лизовской тушенки и галет, которыми спасались солдаты в окопах Великой Отечественной войны. Не забыла американских боевых самолетов и автомобилей, стрелкового оружия и джипов.
Это оттуда, с берегов Эльбы, где встретились советские и американские солдаты, наш интерес к их музыке, литературе и кинематографу. И это тоже президент Рузвельт – человек, сделавший современную Америку такой, какой мы её знаем.
Однажды, в июне 1880 года, в богатом доме семейства Рузвельтов праздновали окончание молодым Тедом Рузвельтом Гарвардского университета. Собралось много родственников – и близких, и дальних. Рузвельты – семья в Америке известная и весьма многочисленная.
Теодор носился между гостями, без конца произносил: «Дядюшка! Тетушка! Сестричка!». И снова исчезал. Тед был на седьмом небе – он окончил-таки университет, несмотря на семейные неурядицы и потери. Но когда его спрашивали о будущем – отмахивался, ибо он решил… окончить ещё один университет, Колумбийский.
В дальнем уголке мирно сидел немолодой член семейства Рузвельтов – 52-летний сэр Джеймс. Он читал газету и потягивал вино. Рядом чинно восседал его единственный сын, 26-летний Джеймс Рузвельт, полный тезка своего отца. Общее веселье обоих Джеймсов не касалось. Все знали, что четыре года назад Джеймс-старший потерял жену, а Джеймс-младший – матушку. Формально они носили траур по умершей, хотя давно к своему положению привыкли. Четыре года – срок немалый…
И тут к Джеймсу-старшему подвели очаровательную молодую леди. Представили, как Сару Делано, дальнюю родственницу, вроде бы «сколько-там-юродную» племянницу. Они разговорились. И 26-летняя Сара так понравилась сэру Джеймсу, что он… влюбился.
Прошло время. Рузвельт-старший был настойчив. Рузвельт-младший, занятый, как и все молодые люди в его возрасте, самим собой, не противился. И 7 октября 1880 года вдовство Джеймса Рузвельта-старшего закончилось. Он снова стал женатым джентльменом. А Сара Делано, теперь уже Рузвельт, стала замужней дамой.
Сказать, что Джеймс Рузвельт был богат, не сказать ничего. Он был очень богат – не как Крез, но входил в число самых богатых жителей штата. Это, вообще, была одна из самых уважаемых семей Америки. И одна из старейших. В неё входило множество успешных бизнесменов и государственных деятелей. Не было – до поры – только политиков. Придет время, и тот самый Теодор Рузвельт, получение университетского диплома которого праздновало семейство Рузвельтов, станет президентом США. А годы спустя президентом станет и герой нашего повествования, сын сэра Джеймса – Франклин Делано Рузвельт. Да ещё каким президентом – спасителем нации…
Рузвельты происходили от английской ветви родословной, а родственники со стороны Сары Делано – от французской ветви. И обе были очень старыми, известными и заслуженными.
Почитание младшими старших в семействе Рузвельтов было возведено в ранг традиции. Однако дело не только в традициях. Представители семейства, в самом деле, были людьми выдающимися. И Франклин всю жизнь боготворил своего дальнего родственника Теодора и стремился быть на него похожим. И в политику пошел с оглядкой на своего дальнего (очень дальнего) родственника, ставшего президентом. И когда увидел свою будущую супругу Элеонору, не сомневался ни минуты – она была племянницей сэра Теодора Рузвельта, его кумира.
А вообще, в семействе Рузвельт родственные браки были делом обычным. Правда, только между дальними родственниками.
Сэр Джеймс Рузвельт был человеком занятым. Он владел крупным бизнесом в области добычи угля и железнодорожного транспорта. Целыми днями пропадал в офисе и домашними делами почти не занимался. Любопытно, что во время переписи населения США Джеймс Рузвельт записал себя жителем Гайд-парка (маленького городка, ныне поглощенного Нью-Йорком, а в те годы имеющего статус автономного муниципального образования) и… фермером. Вот так…
Когда дом Рузвельтов в Гайд-парке огласился криками младенца, жизнь сэра Джеймса не сильно осложнилась – заботу о сыне целиком взяла на себя молодая супруга.
Франклин Делано появился на свет 30 января 1880 года. Он был единственным сыном Сары Рузвельт и вторым – сэра Джеймса. Со сводным братом, сыном Рузвельта-старшего от первого брака, Франклин общался мало, их разделяли почти тридцать лет разницы в возрасте. Но когда в 1927 году брата не стало, Франклин провожал его со слезами на глазах. В огромном клане Рузвельтов было принято поддерживать друг друга и ни в коем случае не прерывать родственных связей.
Для сэра Джеймса Рузвельта Франклин был поздним ребенком – в 1880 году Рузвельту-старшему исполнилось 54 года. Вероятно, это и повлияло на отношения отца и сына. Для Джеймса младший сын был даром судьбы, обожаемым созданием, с которым он, впрочем, совсем не умел обращаться. Для Франклина отец был фигурой малодоступной и оттого немного загадочной.
С младенчества Франклина матушка Сара взяла его воспитание в свои руки и, по сути, изолировала отца от собственного сына – мягко, но настойчиво. Она полагала, что Джеймс и так занят по горло своей работой. И что ей лучше удастся превратить сына в… кого? В выдающегося человека, в кого же ещё? Она видела Франклина известным юристом, владельцем собственного бизнеса, дорогим адвокатом или даже политиком. Сара Рузвельт была уверена, что Франклина ждет великое будущее. И, представьте, не ошиблась. Ей было суждено стать свидетельницей того, как Франклин трижды становился президентом США. Как его чествовала вся Америка, как перед ним преклонялся весь мир.